Областной институт повышения квалификации педагогических работников

17 января 2018 года в МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана прошла встреча с родителями по теме «Основные трудности в общении с младшими подростками».
В процессе экспресс-лекции «О важности слушания и слышания» и небольших по времени упражнений родителям младших подростков был представлен материал об основных ошибках в процессе общения. Родители 10-11-летних ребят включались в ситуацию диалогового общения. В процессе выполнения игрового упражнения родители осознавали собственные поведенческие стратегии и типичные в повседневной жизни эмоциональные реакции. Сложности и трудности происходящего в игровом пространстве заметили большинство участников взаимодействия: «трудно быть в контакте», «прерывать контакт, если очень неприятно», «энергозатратно молчаливое отсутствие», «привыкла говорить много», «трудно проговаривать свое состояние, так как не знаю как оно называется» и др.

На самом деле важно и полезно в процессе общения родителей и детей быть внимательным. А для этого необходимо развивать умения отмечать и замечать то, на сколько в процессе общения с ребенком мы умеем говорить в спокойном темпе, глядя на собеседника, выдерживая паузу с целью ориентировки в содержании воспринимаемого текста, проявлять и предъявлять собственные интересы, выражать свои эмоции различными способами и пр.

В процессе встречи с родителями рассмотрели описательную похвалу как важный инструмент качественного общения. Внимательное слушание и заинтересованность родителей в процессе встречи позволяют нам предположить своевременность и востребованность рассмотрения данного вопроса для современных родителей.

Обратная связь, полученная от родителей, количество и качество вопросов, заданных после встречи, свидетельствуют о том, что настало время перехода от формального и простого называния приемов, механизмов, законов общения к из отработке, репетиции и тренировке, дающей большие ресурсы для осознания взаимодействия с другим человеком.

Мы понимаем, что усвоение законов общения ‒ это длительный (а может, и бесконечный) процесс изучения себя и других. И все-таки мы искренне надеемся, что ошибок в общении с младшими подростками (морализаторство, молчаливое отсутствие, усиление голоса, оценка личности, сравнение, оскорбление, отсутствие визуального и телесного контакта с ребенком, проекция на ребенка своего плохого настроения, перескакивание с темы на тему и пр.), вызывающих у детей раздражение и страх, злость и унижение, станет значительно меньше.

Старший преподаватель каферы НДиКО Т.В. Моисеева