Областной институт повышения квалификации педагогических работников

12-13 мая 2017 года в РГПУ им. А.И. Герцена прошла III Всероссийская педагогическая ассамблея, посвящённая 220-летию университета.

С приветствием к участникам обратился и.о. ректора университета С.И. Богданов. Он отметил, что 220 лет назад началась история педагогического образования в России. В стенах Герценовского университета на ассамблею собрались более 600 человек, представители практически всех регионов России.

С приветственным словом к участникам ассамблеи обратились: вице-губернатор Санкт-Петербурга В.В. Кириллов, первый заместитель министра образования и науки РФ В.В. Переверзева, президент Российской академии образования Л.А. Вербицкая, президент ОАО «Издательство Просвещение» В.И. Узун и др.

Пленарное собрание III Всероссийской педагогической ассамблеи продолжилось докладом и.о. ректора университета С.И. Богданова, д.филол.н., профессора «Язык современности в педагогическом пространстве России».

Общественная дискуссия «Педагогическое образование: революция или эволюция» прошла в необычном формате; открытый диалог с залом, столкновение полярных мнений, экскурсы в историю и попытки осмысления опыта прошлого с современных позиций – все это стало сюрпризом для участников педагогической ассамблеи. Оформление зала было выполнено преподавателями и студентами факультета изобразительного искусства в духе агитационных материалов советского времени.

Ведущей общественной дискуссии стала чл.-корр. РАО Е.И. Казакова, модератором – профессор Л.С. Илюшин. Экспертами в вопросах о перспективах революционного и эволюционного пути развития педагогики и педагогического образования выступили директор института педагогики РГПУ им. А.И. Герцена, чл.-корр. РАО С.А. Писарева, заместитель председателя Комитета по образованию Администрации Санкт-Петербурга И.А. Асланян, учитель школы № 619 М.П. Рыжов, генеральный директор АНПО «Школьная Лига» А.А. Селянин. В дискуссии были использованы произведения В. Маяковского, М. Шагала, К. Малевича, труды В. Сорока-Росинского, А. Луначарского.

Отвечая на вопрос о том, что важнее в практической педагогике: устойчивое мнение или риск новизны, участники дискуссии пришли к выводу: для современного учителя главное – найти золотую середину и уметь быстро реагировать на изменения.

Кроме того, обсуждались вопросы индивидуального и коллективного подходов в образовании, проблемы обучения будущих педагогов, вопрос педагогического таланта, а также вопрос о том, как привлекать талантливых педагогов в школу. В творческой части обсуждения приняли участие член союза композиторов, лауреат Всероссийского конкурса композиторов им. Д.Д. Шостаковича С.С. Смольянинов и студенты Института музыки, театра и хореографии РГПУ им. А.И. Герцена.

После перерыва состоялась работа дискуссионных площадок «Взаимодействие вуза и школы в региональных системах образования: проблемы и перспективы», «Школа как субъект образовательной политики: миф или реальность?»; а также научно-практический семинар «Пространство русистики в современном мире», мастер-класс «Здоровьесберегающие технологии в профессиональной деятельности педагога: от теории к практике», заседание круглого стола «Сетевое пространство вузов: надежды и разочарования», круглый стол «Инклюзивное образование: декларации и реалии» и студенческий телемост «Студенческое самоуправление в современном университете: поиск меры».

Н.С. Лазарева, ректор ОГАОУ ДПО «ИПКПР», приняла участие в работе дискуссионной площадки «Учебно-методическое обеспечение реализации предметных концепций». Модератор – руководитель экспертного совета, научный руководитель Центра гуманитарного образования издательства «Просвещение» д.ист.н., профессор А.А. Данилов. Спикерами на площадке выступили ректор АПКиППРО Е.Ю. Малеванов, Уполномоченный по правам ребёнка в Москве, член Экспертного совета при Правительстве РФ Е.А. Бунимович, Директор Центра системно-деятельностной педагогики «Школа 2000…» АПКиППРО Л.Г. Питерсон.

В рамках дискуссии докладчиками поднимались вопросы участия организаций дополнительного профессионального педагогического образования в свете реализации предметных концепций, формирования метапредметных результатов образования.

Прекрасным подарком для участников III Всероссийской педагогической ассамблеи, гостей мероприятия и всех герценовцев стал праздничный концерт в Большом зале Санкт-Петербургской академической филармонии им. Д.Д. Шостаковича. В программу вечера вошли выступления лучших творческих коллективов и солистов Герценовского университета.

Во второй день ассамблеи состоялась конференция руководителей организаций системы дополнительного профессионального педагогического образования субъектов РФ «Система оценки как важнейший инструмент управления качеством образования». Организатором мероприятия выступил образовательный холдинг «Просвещение».

Модераторами выступили научный руководитель Центра мониторинга качества образования Института образования НИУ ВШЭ, академик, д.п.н. В.А. Болотов, директор Центра лидерства в образовании Института образования НИУ ВШЭ, к.п.н. П.А. Сергоманов, научный руководитель Института образования НИУ ВШЭ, д.п.н. И.Д. Фрумин, который рассказал о последних тенденциях оценки качества образования.

Доклад «Модернизация педагогического образования» представила председатель ФУМО ВО «Образование и педагогические науки», чл.-корр. РАО Е.И. Казакова. Она отметила, что ведётся разработка новой программы развития педагогического образования, реализация которой намечена с 2018 года, и призвала экспертное сообщество принять участие в подготовке документа.

С докладами также выступили представители научных и образовательных центров России и других стран. В ходе конференции участники со всех регионов страны обсудили вопросы развития единого образовательного пространства в России, модернизации национальной системы подготовки и обучения кадров, развития международной и отечественной практики оценки образовательных достижений учащихся, а также создания системы поддержки талантливой молодежи и учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Работа секций включала обсуждение вопросов национальной и институциональной политики в оценке качества, а также региональной политики и практики оценки качества и использования данных измерений.

Н.С. Лазарева,
ректор ОГАОУ ДПО «ИПКПР»,
кандидат эконом. наук, доцент