Автор: Елена Васильевна Семенченко, учитель истории и обществознания МБОУ СОШ № 7 п. Николаевка

1. Условия возникновения опыта.

Воспитание патриотизма – объективная необходимость для подрастающего поколения, поскольку патриотизм на неосознанном для ребенка уровне проявляется сначала в любви к родителям, затем – к родному дому, окружающей природе. Активное целенаправленное формирование развития личности патриота осуществляется  именно в школьные годы. При этом главный акцент делается на работу в образовательных учреждениях как интегрирующих центрах совместной воспитательной деятельности школы и семьи, где проводится деятельность с целью дальнейшего развития патриотизма как стержневой духовной составляющей России.

Важнейшая цель исторического образования – воспитание гражданина и патриота, развитой личности, способной к самореализации. Иными словами, с помощью исторических знаний человек должен самоопределиться и интегрироваться в этот мир.

Предмет изучения исторической науки – прошлое в его неповторимости. История края («малой родины») рассматривается как часть истории России, республики, региона и как частица всемирной истории. При изучении проблемы личности в истории важно обратить внимание учеников на раскрытие фактов жизни конкретного человека в контексте эпохи, его вклада в развитие цивилизационного процесса.

Вокруг нас много живых свидетелей и участников грандиозных исторических событий, и надо сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано. Жизнь каждого человека связана с жизнью своей страны, местом, где он родился и вырос. Судьба человека – часть большой истории. Прошлое продолжает жить в фотографиях, документах, семейных преданиях, передаваемых из поколения в поколение

Прикасаясь к истокам рода, мы пытаемся понять и оценить жизнь, поступки и желания своих прародителей, почувствовать дух и атмосферу тех дальних и ближних времен, выявить свои корни, определить свое место в истории рода, в конечном счете – в судьбе всего народа. Рассказы деда, прадеда, отца о своем участии в каких-то событиях, о человеческих характерах и поступках, проникнутых высоким патриотизмом, воспитывают любовь к Родине. Исторический процесс наполняется действующими лицами, характерами, устремлениями людей, кипением страстей. В сознании даже «слабого» ученика формируется образ исторического пространства, на котором во времени произошли определенные изменения.

Уроки истории обладают колоссальным воспитательным потенциалом, способствуют воспитанию гражданственности и патриотизма, помогают школьникам переживать и осмысливать как положительные, так и отрицательные страницы истории России. Знания о Родине должны вызывать не только уважение, гордость за ее достижения, но и тревогу, озабоченность ее проблемами. История открывает широкие возможности для формирования личности школьника. Но только предметных знаний недостаточно. Главной ценностью исторического знания является то, что без знания прошлого невозможно понять настоящее и заглянуть в будущее, чтобы школьник понимал важность духовной связи с малой Родиной, сохранял ее традиции. Главной задачей для меня, как преподавателя истории, является формирование интереса учащихся к предмету через вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории малой Родины. Воспитать патриотов сегодня – значит быть уверенным в стабильном развитии общества – завтра.

II. Актуальность и перспективность опыта.

В реальной практике развития Российского патриотизма на сегодняшний день есть многие нерешенные проблемы. В сознании детей и молодежи имеют широкое распространение апатия и равнодушие, нигилизм и цинизм, неуважительное отношение к государству и другим социальным институтам.

Новой государственной идеологией, новым стержнем воспитательной системы школы должен стать российский патриотизм – этим и определяется актуальность моего опыта работы.

Одним из направлений патриотического воспитания школьников является изучение истории родного края. Существует несколько вариантов ее изучения. Наиболее эффективным можно назвать организацию поисково – исследовательской деятельности учащихся с последующим использованием собранных материалов на уроках истории.

В последние годы словосочетание «исследовательская работа учащегося» стало неотъемлемой частью лексикона учителей-практиков. Употребляют его, как правило, в контексте разговора об использовании новых педагогических технологий. Исследования учеников и метод проектов актуализировались в условиях современной России, что еще раз доказывает их универсальность и наличие большого воспитательного и образовательного потенциала.

Поисково-исследовательская деятельность по изучению прошлого своего края, района, села, своей семьи позволяет ребенку осознать свою сопричастность к истории страны. Собранные в ходе работы материалы способствуют развитию исторического мышления учащихся. У них складывается целостная картина восприятия исторического прошлого: от истории малой родины к истории края, от истории края к истории России. Активизировать познавательную деятельность учащихся и развивать их творческие способности возможно только при условии наличия устойчивой мотивации к изучению истории.

В решении проблемы патриотического воспитания учащихся я вижу следующие противоречия: между классно-урочной системой и необходимостью введения в образовательный процесс исследовательской деятельности учащихся; – между необходимостью сокращать учебную нагрузку школьников и все возрастающим объемом информации.

III. Ведущая педагогическая идея.

 Преодолеть выше названные противоречия возможно при условии вовлечения учащихся в поисково-исследовательскую деятельность, сочетая урочную и внеурочную работу по патриотическому воспитанию учащихся. Если учитель способствует формированию у школьников патриотизма, развивает чувства сопричастности к судьбе России, желанию защищать Отечество, то это способствует воспитанию полноценных граждан своей большой и малой Родины. В моей педагогической практике процессформирования гражданственности и патриотизма к малой Родине осуществляю через использованиепоисково-исследовательской деятельности обучающихсяв урочной и внеурочной работе.

IV. Теоретическая база опыта.

«Под исследовательской деятельностью понимается деятельность учащихся, связанная с решением ими творческой, исследовательской задачи с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере, нормированную исходя из принятых в науке традиций: постановку проблемы, изучение теории, посвященной данной проблематике, подбор методик исследования и практическое овладение ими, сбор собственного материала, его анализ и обобщение, собственные выводы. Любое исследование, неважно, в какой области оно выполняется, имеет подобную структуру. Такая цепочка является неотъемлемой принадлежностью исследовательской деятельности, нормой ее проведения.

Главным смыслом исследования в сфере образования есть то, что оно является учебным. Это означает, что его главной целью является развитие личности учащегося, а не получение объективно нового результата, как в “большой” науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности – в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося).

В традиционной образовательной системе, которая, как правило, определяет характер учебного процесса, реализуется стандартная позиционная схема «учитель» – «ученик». Первый транслирует знания, второй их усваивает; все это происходит в рамках отработанной классно-урочной схемы. При развитии исследовательской деятельности эти позиции сталкиваются с реалиями: нет готовых эталонов знания, которые столь привычны для классной доски: явления, увиденные в жизни чисто механически не вписываются в готовые схемы, а требуют самостоятельного анализа в каждой конкретной ситуации». (А.В. Леонтович, «Исследовательская деятельность учащихся» (сборник статей), М.2003).

В основу метода исследовательской деятельности школьников положена идея о направленности учебно-познавательной деятельности школьников на результат, который получается при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Внутренний результат — опыт деятельности — становится бесценным достоянием учащегося, соединяя в себе знания и умения, компетенции и ценности.

Важно помнить, что задача исследования должна соответствовать возрасту и лежать в зоне ближайшего развития обучающихся (интерес к работе и посильность во многом определяют успех). Эта деятельность возможна при условии личностно мотивированного включения ребенка в работу.

Наиболее удачными с точки зрения осознанности всех этапов исследовательской деятельности являются историко-краеведческие проекты, выполненные на материалах региональной или локальной истории. По содержанию их можно сгруппировать следующим образом:

проекты-реконструкции, характеризующие историю конкретного локального объекта;

проекты-реконструкции, выполненные на материале истории конкретной семьи, рода;

проекты, рассматривающие преломление общероссийских процессов в истории одного или нескольких объектов: селений района, промышленных предприятий;

проекты, реконструирующие политическую или творческую биографию личности того или иного земляка.

Формирование источниковой базы исследования – наиболее сложная и важная составляющая исследовательского проекта. При написании работ могут использоваться источники различного типа: архитектурная и поселенческая среда, периодическая печать, воспоминания, делопроизводственные материалы, в том числе хранящиеся в архивах, этнографические, материалы личных наблюдений.

Часто источниковая база создается автором за счет опроса респондентов по составленным им самим анкетам, это позволяет выяснить «образ» того или иного исторического объекта в сознании современников, гостей района и т.д., отношение к тому или иному историческому процессу или явлению, либо реконструировать творческий портрет личности. Работа с источниками дает возможность выходить на уровень диалога при презентации проектов, оценивать степень достоверности той или иной версии своего коллеги, в какой-то степени подводила к возможности «оценивая» репрезентативности выводов различных историков.

Ученики, активно осуществляя поиск необходимых сведений, повышают культуру взаимоотношений и ориентации в современной информационной среде, приобретают необходимые для этого навыки.

Педагогический потенциал исследовательской проектной деятельности обусловлен следующими факторами:

высокой степенью мотивации учащихся к самостоятельному получению результата;

личной значимостью результата, обусловленной как интересом к самой теме, так и осознанием ее «научной новизны», ощущением собственной успешности, получением положительных эмоций при работе над темой;

возможность сверять результаты своей работы и собственные успехи с работой «коллег», что усиливает механизмы самообразования и самовоспитания.

Результативность исследовательских проектов заключается в том, что деятельность такого рода обеспечивает ее участникам:

формирование устойчивого интереса к самостоятельной творческой деятельности;

формирование большинства общеучебных информационных умений;

освоение ряда специальных умений работы с исторической информацией (анализ и сопоставление различных точек зрения историков, выявление оснований для исторических «разночтений» и др.) и историческими источниками различного типа;

V. Новизна опыта.

Наиболее эффективным в патриотическом воспитании учащихся является вовлечение их в поисково-исследовательскую деятельность по изучению истории большой и Малой Родины. В ходе этой работы ребята реально переживают чувства привязанности к своей земле, совершают походы по памятным местам родного края, встречаются с людьми, совершившими боевые и трудовые подвиги. Участие в этой работе способствует формированию у ребят гражданских качеств.

VI. Технология опыта.

Еврейская автономная область – это малые города, деревни, поселки, села. Каждый из них имеет свою историю, а история – это, прежде всего, люди с их радостями и печалями, достижениями и потерями. Из всего этого и складывается история малой Родины. Нам есть что любить, чем гордиться, с кого брать пример. История не только всегда с нами, но и в нас самих.

На мой взгляд, огромные педагогические ресурсы для формирования патриотических чувств к малой Родине заложены в курсе История ЕАО. В рамках преподавания предмета создаются возможности формирования мотивов деятельности обучающихся, связанных со стремлением сберечь уникальность своей области, заботиться о развитии, установлении общественных связей. Изучение истории ЕАО способствует формированию у школьников позиции гражданина – россиянина, живущего в этой части России не как провинциала, обделенного тем, что он живет в далёком краю, а гордиться своей принадлежностью к Дальнему Востоку, к Еврейской автономной области.

В 2016-2017 учебном году, в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», на основании нормативных и сопроводительных документов Министерства образования и науки РФ, ФГОС ОО, образовательные организации ЕАО начали поэтапный переход изучения истории России по учебникам под редакцией А.В. Торкунова, ядром которого является Историко-культурный стандарт по истории России. Так как ИКС имеет региональную направленность, проявляющуся в изучении истории страны через историю регионов, в содержание образования по истории России введен региональный историко-культурный стандарт (РИКС), рассматривающий аспекты развития региона в контексте развития истории страны, что сохраняет возможности преемственности курса истории ЕАО

Наш край интересен своей историей. Но историческое прошлое края изучено очень неравномерно, остается много «белых пятен». Чтобы вызвать позитивный интерес у ребят к истории малой Родины, эту работу начиню с 5 класса на уроках обществознания. Начинаю с того, что ведем разговор о наших земляках, прославивших область: Н. Наволочкин, С.Кучеренко, с литературными произведениями которых ребята знакомились в начальной школе. Ребята создают небольшие проекты: «Их именами названы улицы нашего поселка»: Т. Дорошенко, А. Матросов.Ребят шестиклассников привлекаю к участию в краеведческих викторинах, где им приходится знакомиться с навыками исследовательской деятельности.

В современном историческом образовании большое внимание уделяется истории повседневности, поэтому события XX века, особенно его второй половины я предлагаю учащимся изучать, обратившись к истории своей семьи. Мои ученики с интересом собирают материал о своих предках, а итогом работы являются небольшие исследовательские работы, из которых иногда выстраивается целый хронологический ряд событий. Стали традиционными уроки «Моя семья в истории ЕАО», которыми заканчивается изучение Истории ЕАО в 9 классах.

Завершая изучение темы «Великая Отечественная война», ребята пишут работу – исследование «Моя семья в годы Великой Отечественной войны».Для примера рассмотрим отдельные фрагменты воспоминаний родственников моих учеников.

Банщиков Саша: «Мой прадед Сусоев Иван Егорович родился 23 февраля 1920 года в селе Бессоновка Пензенской области. В 10 лет пошел мальчишкой работать сучкорубом. Много повидал и испытал мой прадед на своем жизненном пути. В 30- е годы был репрессирован на Дальний Восток со своей семьей. Жил и работал на приисках со своей большой семьей. В 13 лет остался без отца, его убили заключенные.

Во время войны служил на дальнем Востоке. Воевал с японцами, был связистом. Зимой 1946 года переехал в г. Хинганск, где проработал на открытом руднике до ухода на пенсию. В Хинганске женился, родились дети,

В 1970 году переехал в п. Николаевка, где проживает по настоящее время».

Колодиев Павел: «Моя прабабушка Баранова Анна Григорьевна родилась в 1923 году в деревне Бель Смоленской области. Когда началась война, к ней в дом пришел председатель колхоза и предложил ей принять стадо колхозного скота, которое она потом перегоняла 71 день за многие километры в одно из сел на Волге, подальше от фашистов. Там ей выделили домик. Из-за нехватки в колхозе мужчин Анне пришлось идти учиться на курсах трактористов. После их окончания она управляла мощной машиной, пахала колхозные поля, сеяла, а осенью собирала урожай».

Немтинов Максим: «Моя прабабушка, Полина Куприяновна, это мама моего дедушки. Во время войны находилась на территории оккупированной Украины. Она видела, как немцы приходили в деревню, забирали всю живность, выносили вещи из домов. Бабушка с сестрами в это время пряталась в сарае. Деревня их несколько раз подвергалась бомбардировкам немецкими самолетами. После этих обстрелов было много раненных. Моя бабушка помогала раненым. Она спасла двух детей, мать которых убили во время бомбежки. Через некоторое время за ними пришел их отец. Это был мой прадедушка. Так бабушка стала воспитывать пятерых детей, по состоянию здоровья дед не мог воевать, поэтому, чтобы прокормить большую семью, он чинил людям обувь. По окончании войны жить было на разоренной земле очень тяжело. Мои родные переехали на Дальний Восток. Прабабушку я никогда не видел, она умерла в 88 лет».

Ножкин Илья: «Моя прабабушка Костицина Мария Николаевна родилась в 1926 году в поселке Магдагачи Орловской области. В семье было 15 человек и чтобы всех накормить нужен был большой котел.Когда началась война, прабабушка уже закончила школу.В годы войны всем было тяжело. Прабабушка рассказывала, как она вместе со всеми рыла окопы. Прабабушка вспоминает, что в годы войны приходилось сильно голодать. Когда к их деревне подошли немцы, деревню сожгли, а семья чудом сумела спастись».

«Проживание» событий Великой Отечественной войны учащимися через историю их семей способствует более глубокому, эмоциональному их восприятию. Ученики более охотно участвуют в более крупных исследовательских проектах:

«Педагогические династии ЕАО»

«Дети войны в судьбе ЕАО»

«Памятные даты ЕАО»

«Тунгусский ДОК в истории п. Николаевка».

«Область в сердце моем» -краеведческая викторина

Это форма организации учебно-воспитательной работы связана с решением учениками творческой исследовательской задачи с заранее неизвестным результатом. Школьник, воспринимая образ Родины как явление патриотизма, участие собственной семьи в исторических событиях прошлого, начинает ощущать свою сопричастность, приписывать себе качества человека – патриота, защитника Родины, тем более что такими защитниками были члены его семьи. Повторяя суждения взрослого (учителя, родителей, ветерана), он выдаёт их за свои. Данные суждения начинают определять его представления о патриотизме. Ребенок «проникается определённым эмоциональным отношением» к этому образу. Транслируемый взрослыми образ человека – патриота может стать перспективой развития патриотизма у детей.

На протяжении нескольких лет я была руководителем школьного клуба «Дебаты». Именно Дебаты стали началом применения приемов исследовательской деятельности учащихся в моей педагогической практике. Исследовательская работа улучшает любые дебаты. Дебатеры должны знать основные сведения о проблеме и стандартные доводы, приводимые сторонниками и противниками. При обсуждении серьезных вопросов школьники должны много прочитать о проблеме до дебатов. Это не означает, что следует приводить цитаты в каждый момент во время речи, но это означает, что участникам дебатов необходимо знать факты и аргументы, существующие в отношении рассматриваемой проблемы.

В ходе проведения районных и областных чемпионатов регулярно обсуждаются темы, связанные с проблемными вопросами истории и развития Еврейской Автономной области: «Будущее ЕАО в руках молодежи», «Волочаевский бой – решающее сражение Гражданской войны на Дальнем Востоке», «Смидовичский район – лучший в ЕАО».

Участие в исследовательской деятельности при подготовке к играм способствует самореализации школьников, приобретению ими коммуникативных навыков, повышению мотивации к обучению и самосовершенствованию, расширению кругозора, развитию речи и обогащению словарного запаса, развитию коммуникативных способностей, повышению самооценки.

Одним из направлений в поисково-исследовательской деятельности учащихся является сбор и анализ краеведческих материалов.Мои учащиеся пишут краеведческие статьи по результатам поисково – исследовательской деятельности. В рамках 90-летней годовщиныВолочаевского боя, ребята заинтересовались историей и судьбой монумента на сопке Июнь Корань. В результате исследовательской работы они выяснили историю создания и судьбу музея и монумента.В газете «Районный вестник» была опубликована статья «Музей под небом» Ребята выступили с презентацией своей работы в 5-11 классах. Затем по инициативе школьников были организованы экскурсии в школьный музей с. ВолочаевкаI, где размещена часть экспозиции бывшего музея. Посещение музея стало интересным и познавательным мероприятием для ребят. Школьники смогли увидеть и прикоснуться к вещественным доказательствам того сложного пути, который прошли наши земляки, великого прошлого отечественной истории. Благодаря этому ребята почувствовали себя сопричастными к своему народу, Отчизне.

Несколько лет в рамках летнего отдыха я возглавляю поисково-краеведческий отряд «Патриот». Ребята совершаютэкскурсии по родному посёлку, несут вахту памяти у памятника погибшим воинам в годы Великой Отечественной войны. Летом школьники участвуют в трудовых десантах, выполняют поисковые задания. Традиционными стали такие мероприятия, как акции «Растим патриотов России», «Мой подарок ветерану», встречи с ветеранами, выпускниками нашей школы, которые внесли весомый вклад в развитие поселка, района, области др. Именно во время летнего отдыха рождаются многие проекты над которыми ребята работают в течении учебного года. Исследовательские работы, написанные с использованием материалов полученных в ходе поисково-исследовательской деятельности, представляются на общешкольных мероприятиях, на конференциях и конкурсах: школьных, районных, областных.

VII. Результативность.

Выпускница 2006 года Школьная Наталья – неоднократный победитель районных и призер областных игр Дебаты в 2008 году стала лауреатом премии губернатора ЕАО по поддержке талантливой молодежи. Сегодня преподает иностранный язык в нашей школе.

Мой выпускник социально-гуманитарного профиля 2012 года Мирошниченко Евгений обучается вДальневосточном Государственном Гуманитарном Университета г. Хабаровск по специальности «История».

Выпускница 2012 года Акимова Анна после получения образования вернулась в 2017 году в родную школу преподавателем начальных классов

Вовлечение учащихся в поисково-исследовательскую деятельность способствует повышению мотивации к изучению истории у учащихся.

2013 г. – призер регионального этапа Всероссийской олимпиады по праву – Денисова Екатерина.

2013 г. – Дипломы победителей конкурса творческих работ «Холокост –путь к толерантности» – Немтинов Максим, Воротникова Елизавета.

2013 г. – Диплом призера регионального конкурса творческих работ «Валентина Терешкова – первая женщина космонавт» -Воротникова Елизавета.

2013 г. – Диплом «Корреспондент года» за сотрудничество с молодежной газетой «Я» (публикация «Музей под небом»). – Червонцева Ксения, Серякова Наталья, Шелопугина Виктория.

VIII. Адресная направленность.

Опыт адресован учителям истории, а также всем кто интересуется проблемами патриотического воспитания учащихся. Главное требование – это профессиональная подготовленность учителя, заинтересованность в своей работе, любовь к своей Родине. Это поможет Вам правильно организовать ребят, а также правильно использовать материалы, собранные в ходе поисково-исследовательской деятельности, что будет способствовать повышению творческой активности учащихся, воспитанию гражданственности. Работая в общеобразовательной школе, мы заем, что учить нужно всех детей, и заинтересованных и нет, с разными способностями и склонностями.

В течение нескольких лет изучаю различные методы и приёмы самостоятельной работы и пути достижения более высоких результатов в изучении истории. На современном этапе развития человеку следует быть практичным и самостоятельным в принятии того или иного решения, чему следует научиться со школьной скамьи. Роль организатора и руководителя учебного процесса заключается не только в том, чтобы для каждого коллектива и каждого конкретного случая найти оптимальное сочетание разных приёмов учебной деятельности школьников, но и обеспечить неуклонное развитие у них активности и самостоятельности, вооружить их необходимыми для этого знаниями, умениями и навыками. При любом уровне самостоятельности учитель руководит их учебной деятельностью, проверяет и при необходимости корректирует её. Чем самостоятельнее работают учащиеся, тем более внимательным и гибким должно быть наблюдение учителя за учебным процессом.

Сегодня мы много говорим о многознани, готовим детей к ЕГЭ, это все хорошо, но очень важно воспитать гражданина. Именно предмет история помогает учителю в этом.

Интернет ресурсы:

http://gospatriotprogramma.ru/

http://www.rg.ru/oficial/doc/postan_rf/122_1.Shtm

http://archives.ru/programs/patriot_2015.shtml

http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/99483/

http://www.rosvoencentrrf.ru

http://www.referent.ru/

http://nsportal.ru

http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/issledovatelskaya-deyatelnost-na-urokah-istorii-i-obshchestvoznaniya

http://www.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5605&hry

http://nsportal.ru/shkola/obshchepedagogicheskie-tekhnologii/library/innovatsionnyy-pedagogicheskiy-opyt

Коментарии закрыты