Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Автор:  Оксана Валерьевна Ларионова, учитель физической культуры МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 11 с. Волочаевка»

Урок: № 80

Дата проведения: 18.03.2015г.

Время проведения: 10.00-10.45.

Место проведения: с. Волочаевка, спортзал.

Раздел программы: «Легкая атлетика»

Тип урока: «Урок формирования первоначальных предметных умений».

Тема урока: Освоение техники прыжка в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания ( отталкивание, переход планки).

Цель урока: Продолжить знакомство с техникой прыжка в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания ( отталкивание, переход планки). Ознакомить с правилами соревнований по этому виду спорта, обеспечить предупреждение травматизма во время занятий.

Задачи урока:

Образовательные (предметные результаты)

1.Закреплять технику отталкивания, сочетанию маха с отталкиванием в прыжках в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания.

2.Обучать технике перехода через планку: сочетанию приемов разбег, отталкивание, переход через планку, приземление в прыжках в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания.

3.Укрепить здоровье обучающихся посредством развития физических способностей: координационных, скоростно-силовых.

4.Ознакомить с правилами соревнований по прыжкам в высоту .

Развивающие (метапредметные результаты)

1.Формировать умения адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих (коммуникативное УУД).

2.Развивать умения выделять и формулировать то, что усвоено и, что нужно усвоить, определять качество и уровень усвоения знаний (регулятивное УУД).

3.Развивать умение вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета сделанных ошибок (регулятивное УУД).

Воспитательные (личностные результаты)

1.Формировать самооценку и личностное самоопределение к видам деятельности

2.Формировать умение проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленной цели

3.Формировать умение работать в команде

Планируемый результат:

Предметные умения:

— Закрепить технику отталкивания, сочетанию маха с отталкиванием в прыжках в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания.

— Освоить технику перехода через планку: сочетанию приемов разбег, отталкивание, переход через планку, приземление в прыжках в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания.

Универсально учебные действия:

Личностные:

— будут развиты мотивации к преодолению трудностей на основе умения мобилизовать свои личностные и физические ресурсы, стрессоустойчивости;

— будет сформировано положительное отношение к занятиям двигательной деятельностью, к достижениям личностно значимых результатов в физическом совершенстве.

Регулятивные:

— будет сформировано умение оценивать правильность выполнение учебной задачи,

— учащиеся будут владеть основами самооценки.

Познавательные:

— учащиеся будут знать о правилах соревнований по прыжкам в высоту и применять эти знания на практике.

-учащиеся будут знать об особенностях своего организма, научаться измерять функциональные возможности организма (ЧСС)

Коммуникативные:

-учащиеся научаться оценивать ситуацию и оперативно принимать решения, находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и игровой деятельности

Авторы учебника: В. И. Лях, А. А. Зданевич

Оборудование и инвентарь:секундомер, гимнастические лавочки, напольное гимнастическое бревно,сектор для прыжков в высоту, фишки, проигрыватель

Учитель: Ларионова Оксана Валерьевна

1. Вводно-подготовительная часть

1.1. Организационный момент

Цель учителя: Обеспечить начальную организацию учащихся и психологическую готовность учащихся к уроку.

Цель учащихся: подготовить организм к занятиям физическими упражнениями ( надеть спортивную форму и спортивную обувь).

Задачи: 1.Организовать коллектив учащихся для занятия, овладеть их вниманием.

2.Создать положительный эмоциональный настрой к взаимодействию деятельностей учителя и учащихся

3.Создать условия для принятия обучающимися учебной задачи урока

4.Актуализировать знания учащихся по технике безопасности

5.Подготовить условия для выполнения учебной рабоТЫ

  Деятельность учителя Деятельность

учащихся

УУД

Дозировка

ОМУ

 
1

2

3

4

5

Организует построение класса

Дает команды на построение «Становись»

Организует сдачу рапорта, контролирует правильность выполнения команд. Приветствует учащихся

Создает условия для принятия обучающимися учебной задачи урока как личностно значимой, предлагает учащимся определить тему урока исходящую от вопросов-

Учитель: Ребята, скажите, какой раздел программы мы изучаем?

Учитель :А какой из видов легкой атлетики мы изучаем?

Учитель :Назовите основные элементы техники прыжка в высоту?

Учитель : Какие элементы техники мы уже изучили?

Учитель : Умеем, ли мы выполнять прыжок в высоту?

Учитель:Чему нам надо научиться?»

Учитель:Чему мы будем учиться сегодня на уроке?

Учитель:Какие физические способности нужны для того, чтобы хорошо прыгать в высоту?

Ставит учебную задачу урока:

Освоить технику прыжка в высоту способом перешагивания ( отталкивание, переход планки).

Организует измерение ЧСС: Учитель:Поверните руку ладонью вверх. Положите два пальца на запястье с наружной стороны руки. Почувствуйте толчки крови под подушечками пальцев. По моему сигналу посчитайте количество толчков в течение30сек умножьте этот показатель на два.

Учащиеся строятся, выполняют команды учителя, проводят самоконтроль

Дежурный сдает рапорт, учащиеся выполняют команды:

-«равняйсь», «смирно». Приветствуют учителя.

Слушают, осознают, отвечают на поставленный вопрос

Осмысливают, вопросы вникают в их содержание.

Отвечают: Легкая атлетика: прыжки в высоту способом «Перешагивание»

«Разбег, отталкивание, переход через планку, приземление»

«Разбег, отталкивание »

«Нет»

«Нам нужно научиться правильно переходить через планку»

« Нужны скоростно-силовые качества, координация движения».

Вместе с учителем формулируют цель урока с использованием нового понятия и планируют учебную работу.

По команде учителя измеряют пульс.

Личностные: формирование потребности в занятиях физической культурой, самостоятельность и личная ответственность за свои поступки, установка на здоровый образ жизни

Познавательные

Осознание смысла предстоящей деятельности

Коммуникативные

Умение участвовать в диалоге по заданной теме

Коммуникативные

Умение вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем;

Регулятивные:

осуществляется контроль за техникой выполнения упражнений, планирование своих действий

30сек

1мин

1мин30сек

1мин

Проверить наличие спортивной формы и требования предъявляемые к ней.

Требовать от учащихся согласованности действий, быстроты и четкости выполнения команд

Обеспечить предельную конкретность задач урока, доступность понимания их формулировок.

Обратить внимание на правильную осанку: спина прямая, плечи развернуты.

1.2. Разминка

Цель учителя: Разогреть мышцы и подготовить организм учащихся к предстоящей мышечной деятельности, повысить тонус нервных центров, создать условия для возникновения условно-рефлекторных связей в коре больших полушарий

Цель учащихся: Качественно выполнять задания, разогреть мышцы.

Задачи: 1.Формирование установки у учащихся на активную познавательную деятельность.

2.Совершенствовать технику передвижений, упражнений в движении, общеразвивающих упражнений на гимнатической скамейке.

3.Развивать скоростно-силовые качества, координацию движения

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дозировка

ОМУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Дает команду учащимся на выполнение строевых упражнений на месте: «Напра-во!», «Нале-во!», перестроение из одной шеренги в две и обратно.

Контролирует правильность выполнения команд и указаний, исправляет ошибки

Дает команды по выполнению строевых упражнений в движении: «Шагом –марш!»

«Прямо шагом марш!»

«В обход на лево, в колонну по одному , шагом-марш» (соблюдаем дистанцию)

Поточным способом

Дает команды для выполнения упражнений в ходьбе.

Демонстрация упражнений

Контролирует правильность выполнения задания, исправляет ошибки

Дает команды по выполнению беговых упражнений: «Бегом -марш!»

Дает команды : «Переходим на ходьбу»;восстановление дыхания: «Вдох»-руки вверх, подтянуться на носки; «Выдох»-руки вниз, опуститься на всю стопу ноги: «На месте , стой раз-два», «Напра-во!»

Дает команду по выполнению общеразвивающих упражнений на гимнастических скамейках:

Дает команду по выполнению прыжковых упражнений поточным методом под музыку: «Веселая разминка».

Восстановление дыхания: «Вдох»-руки вверх, подтянуться на носки; «Выдох»-руки вниз(мяч в руках), опуститься на всю стопу ноги

Организует измерение ЧСС, определяет восстановление детей после нагрузки

Направляющий выходит вперед, отдает команды: «Напра-во!», «Нале-во!», «На первый, второй расчитайсь!».» В две шеренги- становись!», «В одну шеренгу- становись!» Учащиеся выполняют команды

Обычная ходьба

Выполняют упражнения:

-ходьба на носках

-ходьба на пятках

-ходьба с высоким подниманием бедра

-ходьба с пятки на носок, перекатом.

Выполняют бег в заданном темпе

1.И.П.-О.С. стоя боком к скамейке, руки на пояс:

-подняться на носки — вдох

— опуститься — выдох

2.И.П.- то же.

-поворот головы вправо

-и.п.

-поворот головы влево

-и.п.

-наклон головы вперед

-и.п.

-наклон головы назад

3.И.П.-упор лежа на скамейке

-сгибание и разгибание рук

4.И.П. -упор сзади на скамейке

-сгибание и разгибание рук

5.И.П.-правая (левая) согнутая в колене нога на скамейке, рука на бедро

-наклон туловища вправо (влево)

-и.п.

6.И.П. -Сед, правая (левая) нога на скамейке

-наклон туловища к правой (левой) ноге

-и.п.

7. И.П- стоя спиной к скамейке, правая (левая)нога на носок на скамейке

-приседания на левой (правой) ноге

8.И.П. – выпад правой (левой) ногой вперед на скамейке,

-пружинистые покачивания вверх-вниз9. 9.И.П.-стоя боком к скамейке в парах, взяться за руки

-мах правой(левой) прямой ногой вперед-вверх

10.И.П.- стоя лицом друг к другу, взяться за руки

-мах правой(левой) прямой ногой назад

Выполняют прыжковые упражнения на гимнастических скамейках:

-напрыгивание правой, левой ногой с продвижением вперед(перпендекулярно скамейке)

-поочередное напыгивание правой, левой ногой (скамейка между ног)

-напрыгивание двумя ногами с продвижением вперед (скамейка между ног)

-прыжок правой скрестно, прыжок левой скресстно (скамейка между ног)

-прыжок на двух с замахом согнутых ног назад (скамейка между ног)

-прыжок на двух вверх, соединить ноги вместе.(скамейка между ног)

-прыжок на двух с поворотом на 180 гр.(скамейка между ног)

Выполняют упражнения на восстановление дыхания

Коммуникативные Деятельность направлена на продуктивное взаимодействие при проведении разминки как со сверстниками при работе в команде, так и с учителем

Личностные

Умение оценивать свою собственную деятельность, эмоциональное состояние, выявлять ошибки, корректировать дальнейшую деятельность

10 минут

4-6

4-6

10(15)

10(15)

6-8

6-8

10

6-8

6-8

5 мин

1 мин

30сек

Обратить внимание на правильное положение туловища, постановку ног движение рук. Дыхание свободное через нос

Следить за осанкой

Обратить внимание на необходимость самоконтроля за техникой бега и бегового шага

Выполнять под счет по команде учителя. Разомкнуться на вытянутые в сторону руки для выполнения ОРУ.

Следить за дыханием и переутомлением

Следить за правильным выполнением упражнений

Принимать положение правильной осанки в исходном положении.

При махе ногу в коленях не сгибать, носок оттянут.

Следить за интенсивностью нагрузки

Восстановление дыхания

Следить за переутомлением

2. Основная часть

Цель учителя: Создать условия для дальнейшего освоения техники прыжка в высоту.

Цель учащихся: Совершенствование учащимися умений и навыков по выполнению техники прыжка в высоту

Задачи:

1.Закрепить технику отталкивания, сочетанию маха с отталкиванием в прыжках в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания.

2.Обучить технике перехода через планку: сочетанию приемов разбег, отталкивание, переход через планку, приземление в прыжках в высоту с 5–7 беговых шагов способом перешагивания.

3.Обеспечить общее физическое воздействие на большое количество мышечных групп.

4.Способствовать воспитанию морально – волевых качеств

 

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

Дозировка

ОМУ

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Организует повторение техники безопасности.

Учитель: «Какие существуют правила безопасности при выполнении прыжка в высоту

Организует повторение техники прыжка в высоту (подбор разбега и отталкивание).

Учитель: « Ребята , скажите. Чему мы научились на прошлом уроке?»

Учитель: «Правильно, вспомним эти технические элементы. Пожалуйста, встаньте с той стороны, с которой вы будете прыгать.»

Учитель задает вопросы:

1.«Почему, ребята, вы встали с левой, правой стороны?».

2.« Как , мы подбираем разбег для прыжков в высоту?»

Организует взаимодействия в командах взаимооценка качества выполнения основ техники выполнения прыжка в высоту.

Учитель: «Давайте оценим технику выполнения разбега и отталкивания по командам»

Разбор типичных ошибок

Дает команду, для перестроения в одну шеренгу

Объясняет и показывает технику перехода через планку в сочетании с отталкиванием

Учитель: « Маховую ногу отводить далеко назад, мах начинать с движения таза вперед, опорную (толчковую) ногу не сгибать в колене.

Туловище держать прямо, носок маховой ноги вверх на себя.. Следить, чтобы выпрыгивание было строго вверх. Туловище держать прямо, Маховые движения выполнять с ускорением вперед-вверх. Приземляться только на толчковую ногу, с поворотом туловища к планке. Активное отталкивание толчковой ногой и активный мах маховой ногой»

Учитель: «Следущий этап — это сочетание маха ногой и отталкивания»

Закрепляет изученные элементы поточно в два прыжковых сектора.

Выполняет прыжок на правильность выполнения техники упражнения. Сам выявляет и объясняет допущенные ошибки.

Дает команду на выполнение прыжков с 5-7 шагов разбега. Выявляет и объясняет допущенные ошибки.

Объясняет правила соревнований по прыжкам в высоту, проводит учебную игру «Кто выше прыгнет»

Отвечают технику безопасности: В секторе для прыжков должен находиться только один человек, выходить из сектора нужно только вперед,нельзя брать планку руками

Воспринимают информацию, анализируют.

Отвечают: «На прошлом уроке мы научились подбирать разбег и отталкиваться»\

Учащиеся делятся на две команды. Встают с левой и с правой стороны от сектора по прыжкам в высоту.

Учащиеся отвечают: «Правая, левая толчковая нога : правая, левая маховая нога»

Учащиеся отвечают: «Разбег осуществляется по- прямой под углом 40 градусов. Впереди ставиться толчковая нога. Разбег делается с 5-7 беговых шагов, нужно попасть толчковой ногой в квадрат перед планкой»

Одна команда выполняет разбег и отталкивание, вторая команда сопоставляет, анализирует, участвует в проведении разбора допущенных ошибок в технике прыжка в высоту и выявляет их причин.

Строятся в одну шеренгу

Внимательно слушают объяснение, запоминают последовательность упражнения.

Выполняют подводящие упражнения:

1.И.П. – стоя на толчковой ноге, маховая нога согнута в колене, отведена назад (в без опорном положении), 1 – мах в сочетании с отталкиванием

2.Ходьба с перешагиванием гимнастической скамейки, поочередные махи левой и правой ногой с шагом.

3.Прыжки перешагиванием из и.п. боком у скамейки с шагом

Выполняют подводящие упражнения:

1.Прыжки через планку с места отталкивания

2.Прыжки через планку с одного, трех шагов разбега

Смотрят, анализируют, сапоставляют, свою технику выполнения и технику учителя

Выполняют учебные прыжки с 5-7 шагов разбега

Соревнуются в игре «Кто выше прыгнет» участвуют в коллективном взаимодействии, учатся правилам общения с партнерами, соперником иучителем.

Коммуникативные

умение интегрироваться в группу, строить взаимодействия, прогнозировать результат

Регулятивные

Умение контролировать и оценивать результаты собственной деятельности

Личностные

Умение добросовестно выполнять учебное задание

Познавательные

Умение соотносить реальный результат с нормой посредством самооценивания

Регулятивные

Осуществляют самоконтроль функционального состояния организма и уровня овладения, изучаемых технических приемов. Корректируют учебную деятельность в соответствии с поставленной учебной задачей.

Познавательные

Оценивают правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения.

Коммуникативные

Интегрируются в группу, строят взаимодействия, прогнозируют результат

5мин

8 мин

8мин

10 мин

Анализировать ответ учащихся

Следить, чтобы выпрыгивание было строго вверх. Туловище держать прямо,

Обратить внимание на вертикальное положение туловища.

Сосредоточить внимание учащихся

Обратить внимание на выпрямление маховой ноги по мере подъема.

Акцентировать внимание на выполнении махов прямыми ногами, следить за выполнением упражнения в полной координации..

Туловище держать прямо, носок маховой ноги вверх на себя.Следить за работой рук.

Соблюдать технику безопасности.

3.Заключительная часть

Снижение двигательной нагрузки, восстановление

Цель учителя: создать условия для снятия воздействия физической нагрузки,

восстановление организма обучающихся в спокойное состояние

Цель учащихся: восстановление функциональных систем организма учащихся в первоначальное состояние и готовность на дальнейшую образовательную деятельность.

 

Деятельность

Деятельность учащихся

УУД

Дозировка

ОМУ

1

2

3

4

5

Организует измерение ЧСС, определяет восстановление детей после нагрузки

Рефлексия

Учитель:

Вернёмся к учебной задаче урока: «Освоить технику прыжка в высоту способом перешагивания»

Удалось ли решить учебную задачу?

Побуждает учащихся самостоятельно рассуждать

Учитель: Что у нас еще не получается?

-Почему?

-Над чем необходимо ещё поработать?

-Какие физические качества нашего организма мы на уроке развивали?Пригодятся ли вам эти качества , в жизни и почему?

Оцените свою деятельность на уроке

-Самооценка

-Самоконтроль

Отметка и оценка учителя

— Что понравилось на уроке?

— Что запомнилось?

— Что получилось?

Поясняет сущность и значение домашнего задания: « Выполнить 30 приседаний, измерить ЧСС. Отжаться 20,15 раз

Измерить ЧСС»

Учитель: «Урок закончен. Спасибо за хорошее взаимопонимание»

Измеряют показатели ЧСС и определяет их динамику за урок.

Осмысливают вопросы, вникают в их содержание

Правильно логически и грамотно формулируют ответы и обобщения

Примерные ответы:

— учебную задачу выполнили

частично

-выполнили задачу урока

Ответы учащихся:

-Я думаю, что …, не получилось

-Я считаю, что …, получилось

Осмысливают выводы

Анализируют, высказывают собственное мнение, суждение.

Проводят самооценку своей учебной деятельности

слушают, анализируют, принимают участие в обсуждении

Учащиеся выходят из зала

Регулятивные:

Проводят самооценку и взаимооценку результатов учебной работы, соотносят результаты с поставленной целью.

Познавательные:

Анализируют и делают выводы по результатам учебной деятельности.

Коммуникативные:

Приходят к общему мнению и формулируют собственное мнение,обобщают пройденный материал.

ОГ

1мин

Следить за вниманием учащихся

задание выполняется вначале с открытыми глазами, затем с закрытыми

Следить за правильным дыханием