Информационно-аналитическая справка о результатах проведения мониторинга готовности педагогических работников общеобразовательных организаций Еврейской автономной области к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся

Одним из важных направлений деятельности центра непрерывного повышения мастерства является выявление образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогических работников на основе проведения оценочных процедур. В сентябре-ноябре 2022 года для учителей общеобразовательных организаций было организовано прохождение в компьютерной форме мониторинга (диагностики), назначение которого – оценить готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Результаты диагностической работы могут были использованы для: совершенствования программ повышения квалификации учителей; построения индивидуальных образовательных маршрутов при организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».

Мониторинг состоял из двух частей, в первой педагогам предлагалось выполнить задания, определяющие уровень сформированности читательской грамотности (умение читать текст и диаграммы), математической грамотности, естественно-научной грамотности и креативного мышления. Предложенные задания – вне предметной области, решаются с помощью предметных знаний.  В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся.  Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни.  Ситуация требует осознанного выбора модели поведения.  Решение задачи требует перевода с обыденного языка на язык предметной области. Задания из банка заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».

Вторая часть – анкета, включающая такие вопросы, как: повышение квалификации по теме «Функциональная грамотность» (программы Академии Минпросвещения, ИРО ЕАО);

самостоятельное изучение материала по теме; применение в урочной деятельности заданий на формирование функциональной грамотности; применение во внеурочной деятельности заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся; использование банка заданий РЭШ для оценки функциональной грамотности.

В диагностике приняло участие 224 педагога. Распределение педагогов по предметам:

  • Русский язык — 28
  • Математика – 31
  • Физическая культура – 28
  • Обществознание – 24
  • Иностранный язык – 21
  • Технология — 28
  • Музыка, МХК — 42
  • Начальная школа — 22.

Количество педагогов, которые прошли повышение квалификации, участвовали в вебинарах института, Академии Минпросвещения, еженедельные вебинары ИСРО РАО (11%).

На вопрос «применяете ли вы на уроках задания на формирование функциональной грамотности» положительно ответили 47% педагогов, во внеурочной деятельности – 24%.

Существенную помощь педагогам в работе оказывают цифровые сервисы, одним из которых является «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» на сайте Российской электронной школы. Работают с личным кабинетом всего 21% опрошенных.

По результатам анкетирования было выявлено, что педагоги недостаточно уделяют внимание своему профессиональному росту и соответственно формированию функциональной грамотности. При этом, большинство педагогов отмечают, что на уроках и во внеурочной деятельности используют задания для формирования функциональной грамотности обучающихся.

Коментарии закрыты