Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»

Цели урока: изучить строение скелета человека.

Ход урока

  1. Организационный момент

  2. Опрос домашнего задания: работа по карточкам

1. Прочитайте текст и найдите в нем предложения, в которых содержатся биологические ошибки. Исправьте ошибки, зачеркнув их, а над ними подпишите правильные варианты.

1. Кости состоят из органических и неорганических веществ. 2. Упругость и эластичность костей зависят от наличия неорганических веществ, а твердость и прочность – от органических. 3. Головки трубчатых костей состоят из губчатого вещества, в пространстве между пластинок которого находится желтый костный мозг, а тело – из компактного вещества, полость которого заполнена красным костным мозгом. 4. Кость покрыта тонкой оболочкой, богатой нервами и кровеносными сосудами, – это надкостница. 5. За счет деления клеток надкостницы происходит рост кости в длину и толщину. 6. Головки трубчатых костей покрыты хрящом.

2.2. Кость растет в толщину за счет_______. Губчатое вещество кости заполняет _______. В ячейках губчатого вещества находится __________мозг, в котором образуются _________. В центральной части кости находится ________, которую заполняет____________. Он содержит большой запас __________. Кость прочна, так как содержит твердое ______________и эластичное _______________________вещество. При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает _________. При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется ______________.

3. Исключи лишнее и объясни:

а) Плечевая кость, бедренная кость, локтевая кость, лучевая кость

б) Бедренная кость, височная, грудина, лопатка.

в) Плечевая кость, бедренная кость, лопатка, большая берцовая кость.

4. Метод «незаконченное предложение»

Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

………кость обладает прочностью ………….

……… кость способна срастаться при переломе………………

……….кости детей гибкие и упругие……………

……….кости плеча и предплечья соединены подвижно…………

 

5.

  1. Рассмотрите рисунок. Напишите названия, указанных цифрами частей кости

    Кость растет в толщину за счет ____________________
    Губчатое вещество кости заполняет ________________
    В ячейках губчатого вещества находится _______мозг, в котором образуются ____________________________
    В центральной части кости находится ______________,
    которую заполняет ______________________________
    Он содержит большой запас _____________
    Кость прочна, так как содержит твердое ___________и
    эластичное ___________________ вещество.
    При сжигании кость делается ломкой, так как выгорает ________________________________
    При вымачивании в кислоте кость делается гибкой, так как из нее удаляется _________________________

 

6.

1. Надкостница обеспечивает:

1. Срастание кости при переломе 2. Кроветворение

3. Рост кости в толщину 4. Запас питательных веществ

  1. Кости способны выполнять кроветворную функцию, потому, что:

1. Имеют надкостницу

2. Содержат красный костный мозг

3. Состоят из органических и неорганических веществ

4. Пронизаны кровеносными сосудами

  1. Благодаря костным пластинкам, окружающим полость канальца:

1. Кость обладает гибкостью 2. Растет в длину

3. Является довольно прочной 4. Срастается при переломах

7. Охарактеризуйте мысленно способы соединения костей в скелете. Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами.

  1. Неподвижное соединение
  2. Полуподвижное соединение
  3. Подвижное соединение
  4. кости конечностей
  5. Кости черепа
  6. Позвонки
  7. Частичная свобода движений + защита мозга
  8. Свобода движений
  9. Прочность + защита мозга

Ответы: 1,5,9; 2,6,7; 3,4,8.

8. Охарактеризуйте мысленно состав и свойства костей. Ответы зашифруйте последовательно трехзначными числами, начиная с первого:

  1. Нормальная кость
  2. Декальцинированная кость
  3. Прокаленная кость
  4. Без минеральных веществ
  5. Без органических веществ
  6. Органические + минеральные вещества
  7. Хрупкая
  8. Твердая, прочная, упругая
  9. Мягкая, упругая

 

Ответы: 1,6,8; 2,4,9; 3,5,7

III. Изучение новой темы

1. В скелете человека различают: осевой скелет и периферический скелет.  Вспомните из курса зоологии основные отделы скелета млекопитающих. Попробуйте по аналогии назвать основные отделы скелета человека?

Скелет головы
Скелет туловища
Скелет конечностей

Три группы работают с отдельными фрагментами текста, анализируют информацию и заполняют таблицу по форме:

Отделы

кости

Тип соединения костей

название

тип костей

       

В конце работы групп фрагменты таблицы сводятся в общую таблицу.

Дополнительный текст для работы групп:

Под кожей и мышцами головы находится ее скелет – череп . Череп защищает головной мозг и органы чувств от различных повреждений. Кости черепа – плоские, прочные, они соединены друг с другом швами. Шов – это прочное неподвижное соединение костей. Лишь одна кость – нижняя челюсть – с остальными костями соединена подвижно. Это позволяет нам не только захватывать и пережевывать пищу, но и разговаривать. В скелете головы человека различают два отдела: мозговой и лицевой. У человека, в отличие от млекопитающих животных, лучше развит мозговой отдел, что связано с увеличением объема головного мозга. Мозговой отдел черепа состоит из лобной, затылочной, двух теменных и двух височных костей. К лицевому отделу относятся различные крупные и мелкие кости, в том числе парные скуловые и носовые кости, непарные верхнечелюстная и нижнечелюстная кости. На челюстях расположены ячейки для зубов. В нижней части черепа есть несколько мелких отверстий и одно крупное – большое затылочное отверстие. Через большое затылочное отверстие головной мозг соединяется со спинным, а через мелкие отверстия в голову проходят кровеносные сосуды. Позвоночник расположен на спинной стороне туловища. Он образован 33 или 34 короткими костями – позвонками, каждый из которых состоит из массивной части – тела и дуги с несколькими отростками. Позвонки располагаются друг над другом так, что их отверстия совпадают, и образуется позвоночный канал, в котором находится спинной мозг. Позвоночник защищает нежный спинной мозг от повреждений. Между позвонками имеются межпозвоночные хрящевые диски. Благодаря им образуется полуподвижное соединение. Хрящевая ткань эластична и может растягиваться и уплотняться. Когда мы спим, ее толщина увеличивается, а когда ходим – уменьшается. Вследствие этого человек утром выше, чем вечером. Чем большую нагрузку испытывают позвонки, тем они массивнее. Поэтому поясничные позвонки гораздо больше шейных, а 5 крестцовых позвонков сливаются в единую кость – крестец. 1-5 копчиковых позвонков (у разных людей их количество варьирует в этих пределах) тоже сращены, но причина здесь другая. Эти позвонки неподвижны, а потому хрящевые прослойки их окостеневают, срастаясь в сплошную кость – копчик . У мыши и жирафа, человека и коровы, у всех млекопитающих – по 7 шейных позвонков. Шейные позвонки, в отличие от крестцовых, обладают большой подвижностью, а потому наша голова может не только смещаться влево и вправо, вперед и назад, но и оборачиваться. 1 шейный позвонок – атлант. 2 шейный позвонок – аксис. АТЛАНТ (1-й шейный позвонок) Первый шейный позвонок, атлант, не имеет тела позвонка, а состоит из передней и задней дужек. Дужки соединены между собой боковыми костными утолщениями (латеральными массами). Атлант – это гигант, держащий на себе Землю и Небо. АКСИС (2-й шейный позвонок) Второй шейный позвонок, аксис, имеет в передней части костный вырост, который называется зубовидным отростком. Зубовидный отросток фиксируется при помощи связок в позвонковом отверстии атланта, представляя собой ось вращения первого шейного позвонка. Второй позвонок называется “ворот”. Именно вокруг него происходит повороты головы.

Тело 1-го шейного позвонка срослось с телом 2-го шейного позвонка, образовав зуб – ось горизонтального вращения головы. Отделяет зуб от спинного мозга лишь сухожильная связка. Вот почему опасно резко отклонять голову назад, а тем более поднимать человека за голову. Относительно большой подвижностью обладают и поясничные позвонки. В позвоночнике выделяют пять отделов: шейный (7 позвонков), грудной (12), поясничный (5-6) , крестцовый (5) и копчиковый (1-5) . Позвоночник человека, в отличие от позвоночника животных, образует 4 изгиба: шейный, грудной, поясничный и крестцовый. (2 лордоза, 2 кифоза) Их появление связано с прямохождением. Изгибы позвоночника смягчают толчки при ходьбе, беге, прыжках, предохраняют внутренние органы, спинной и головной мозг от сотрясений, т.е. выполняют роль амортизаторов Грудная клетка находится в верхней части туловища. Ее образуют грудина (средняя часть передней стенки грудной клетки), 12 пар ребер и грудной отдел позвоночника. Древние евреи называли грудину вместе с 1 парой ребер “грудным ключом”. Такое строение приравнивали к кресту. Саму же кость чаще сравнивают по виду с коротким римским мечом, поэтому в ней выделяют рукоятку, корпус и острие (мечевидный отросток). Известно всем , что в те времена меч являлся объектом поклонения, в древности зачастую клялись, положив руку как на меч, так и на область грудины, расцениваемую как “щит сердца”. Грудная клетка защищает от повреждений расположенные в ней сердце и легкие. Десять пар ребер подвижно (суставами) соединены с позвонками и полуподвижно (хрящами) с грудиной. Две нижние пары ребер с грудиной не связаны (сочленены только с позвонками). Это позволяет всем ребрам при вдохе подниматься и раздвигаться в стороны, что увеличивает объем грудной полости и обеспечивает поступление воздуха в легкие, а при выдохе – опускаться и выталкивать воздух из них. Хорошо развитая грудная клетка улучшает работу сердца, легких. Ее развитию способствуют физический труд, занятия физкультурой, спортом (плаванием, греблей, бегом). У животных грудная клетка сплющена с боков, а у человека – она плоская, широкая – сплющена в спинно-брюшном направлении, что связано с передвижением человека вертикально на двух конечностях.

Пояс верхних конечностей образован двумя лопатками и двумя ключицами. Скелет верхней конечности состоит из трех отделов: плечевой кости, костей предплечья (лучевая и локтевая) и кисти (3 отдела – запястье, пясть, фаланги пальцев). Плечевая кость образует с лопаткой подвижное соединение (плечевой сустав), позволяющее совершать различные движения.

Пояс нижних конечностей (тазовый пояс) составляют три неподвижно соединенные между собой кости, сросшиеся с крестцом, что позволяет им выдерживать большие физические нагрузки и выполнять защитную функцию для внутренних органов. В каждой тазовой кости имеется шаровидная впадина, куда входит головка кости свободной нижней конечности.

Скелет нижних конечностей состоит из бедренной кости, костей голени (большой и малой берцовых) и стопы (кости предплюсны, плюсны и фаланги пальцев). Бедренная и большая берцовая кости с прилегающим к ним спереди небольшим костным образованием – коленной чашечкой образуют очень подвижный коленный сустав.

2. особенности строения скелета человека

Отдел скелета

Особенности, свойственные скелету человека

Причины появления этих особенностей

Череп Преобладание мозгового отдела над лицевым. Увеличение объема головного мозга; развитие речи.
Позвоночник Изгибы; массивность костей поясницы; срастание позвоночного крестца. Прямохождение; смещение центра тяжести.
Грудная клетка Расширена в стороны. Прямохождение.
Таз Широкий, в виде чаши; сросшиеся кости. Прямохождение; смещение центра тяжести.
Верхние конечности Подвижные кости кисти; противопоставленный большой палец. Трудовая деятельность.
Нижние конечности Массивные кости; сводчатая стопа. Прямохождение; смещение центра тяжести.

 

IV. Закрепление. Пользуясь словами поэтому, потому что, следовательно, так как добавьте начало или конец каждого предложения.

…………в черепе человека лучше развит мозговой отдел ……
…………позвоночник человека имеет четыре анатомических изгиба ………

…………опасно смещение позвонков…………..

 

V. Домашнее задание.

1. §7, 8

2. Это задание со свободой выбора и свободой деятельности. Каждый ученик имеет право выбора из ряда предложенных заданий:

  • сделать рисунок к теме;
  • создать схему опорного конспекта;
  • написать шпаргалку к уроку;
  • составить кроссворд;
  • составить вопросы к тексту;

 

Коментарии закрыты