Автор: Т. Ю. Артёменко, учитель начальных классов МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 16 имени Николая Косникова»

Организация внеурочной деятельности, включающей в себя поисково-исследовательскую работу, для школы дело не новое.

К моменту введения ФГОС НОО у многих учителей уже сложился определённый опыт работы по организации активной деятельности обучающихся во внеурочное время.
Что является иным, ну скажем ранее не было красной чертой в работе учителя ?
В систему работы классного руководителя всегда включался комплекс воспитательных мероприятий, направленных на реализацию тех или иных образовательных целей и задач.

А в документах, материалах сопровождения ФГОС неоднократно подчеркивается, что воспитание в школе — это не специальные мероприятия или комплекс мероприятий.
Главной задачей педагогов, осуществляющих внеурочную работу, является создание условий для реализации потенциальных возможностей и интересов обучающихся, оказания помощи в самореализации, самоопределении, гражданском становлении личности через непосредственную деятельность самих детей. Здесь, как нельзя лучше, подходит поисково-исследовательская работа всего нового самим ребёнком.
Мы говорим: дошкольное детство — это подготовка к школе; школа — это подготовка к вузу; вуз — это подготовка к работе; работа — это подготовка к пенсии. Тогда выходит, что детство — это подготовка к концу жизни.

Так получается, если мы не выделяем самоценность детства, не определяем специфику ведущей деятельности.

Одним из основных средств решения данной задачи становится осуществление взаимосвязи и преемственности общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

В связи с этим, на первом родительском собрании (1 класс) были подготовлены для родителей предложения по внеурочной деятельности первоклассников, с аргументами целесообразности введения тех или иных кружков, их цели, задачи, ожидаемые результаты.

В анкете родителям было предложено выбрать направления внеурочной деятельности в ОУ для своего ребенка и указать планируемую занятость его вне школы.
Изучение результатов анкетирования и пожеланий родителей показало, что приоритеты с их стороны отданы деятельности по укреплению здоровья детей, формированию гражданской позиции школьников и развитию их творческих способностей.

На основе этого и была сформирована внеурочная занятость учащихся, составлены программы.

Цель внеурочной деятельности: создание условий для  проявления и развития ребенком своих интересов через исследовательскую деятельность, постижения духовно-нравственных ценностей, культурных традиций и укрепления физического и психического здоровья.

Реализация программ внеурочной деятельности четко направлена на поэтапное достижение трех уровней результатов:

  • приобретение школьником социальных знаний (1 – 2 класс)
  • формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом (2-3 класс)
  • получение школьником опыта самостоятельного социального действия (3-4 класс)

При реализации внеурочной деятельности моих учащихся возникла проблема – отсутствие в школе некоторых материально-технических условий и необходимых специалистов

В связи с этим, был составлен Договор о совместной работе с педагогами учреждения дополнительного образования МАОД ДОД «Центр детского творчества» (спортивно-оздоровительное направление – бассейн, общекультурное направление – рукоделие и т.д.).

В рамках модели внеурочной деятельности акцент был сделан на интеграцию возможностей школы и учреждений дополнительного образования, находящихся в едином образовательном пространстве.

Вся система внеурочной деятельности направлена на предоставление обучающимся возможности свободного выбора кружков, которые близки им по природе, отвечают внутренним потребностям, помогают удовлетворить образовательные запросы, почувствовать себя успешным, реализовать и развить свои таланты.

Для этого, в начале каждого следующего учебного года для родителей представлялось анкетирование.

Все родители поддерживают необходимость занятий внеурочной деятельностью, так как дети после уроков заняты, и через внеурочную деятельность идет их развитие и воспитание.

Родители учащихся после 4 года обучения были удовлетворены результатами участия детей во внеурочной деятельности и отмечают, что тревога за физическую и эмоциональную перегрузку, которая изначально присутствовала в родительской среде, на данный момент исчезла.

Школа после уроков – это мир творчества, проявления и раскрытия каждым ребёнком своих интересов, своих увле­чений, своего «Я». Важно заинтересовать ребёнка занятиями после уроков, что даёт возможность превратить внеурочную деятельность в полноценное пространство воспитания и образования.

Разнообразие видов и форм внеурочной деятельности предоставляет каждому ученику возможность для творческой деятельности, самовыражения и самоопределения. Увлечения ребят разностороннее. Одни увлечены спортом и достигают в нём определённых высот. Часть учеников заинтересовались историей родного края, классической литературой.

Ярким примером этого являются результаты поисково-исследовательской работы кружка по программе «Познай свою малую Родину».

Актуальность программы заключается в том, что она составлена при наличии местного краеведческого материала. На конкретных примерах дети знакомятся с историей и традициями своих земляков, с особенностями культуры и быта людей разных национальностей.

Цель курса: помочь каждому ребёнку стать достойным гражданином своей страны.
Основными формами этого курса являются: беседы, экскурсии, встречи с интересными людьми нашего края, фотовыставки, посещение достопримечательностей города.
Посредством исследовательской работы за последние 4 года моими учащимися были созданы групповые проекты. «Первая железная дорога ЕАО», к 80-летию области. “Патриотизм-вчера, сегодня, завтра» – отношение молодого поколения России к беде Украины. “Природы мудрые советы” – флора ЕАО. “Опалённая войной. Творчество Анны Ахматовой” – классическая литература. “Его величество – дерево”, представлена работа некоторых предприятий области (УПК «Сервиз» ит.д.). «Храмы-символы красоты и величия» – Биробиджанский Кафедральный Собор и Храм Николая Чудотворца, «Упаковка продуктов. Безопасна? » и др.

Поисково-исследовательская работа проходит в системе. Изучались документы, соответствующие материалы, встречались с интересными людьми, посетили некоторые предприятия города, разыскали нужных людей в других городах, в ходе исследования брали интервью у людей, причастных к нашим проектам.

  • Исследования реализовывались поэтапно.
  • Встречи с интересными людьми старшего поколения
  • Анкетирование учащихся школы, местного населения
  • Экскурсии в различные музеи, предприятия города и т. д.
  • Изучение соответствующей литературы и Интернет ресурсов
  • Видеофильмы по исследовательской работе

Работы исследования были представлены на городских научно – практических конференциях «У истоков науки», и часть из них отмечена Дипломами за призовые места.

Творческому развитию каждого ребёнка способствует кружок «Кукольный театр».
Ни для кого не секрет, что ребёнок не проявляет интерес к книге.

Объединением игровой исследовательской деятельности ребёнка с чтением литературы и являются занятия кружка «Кукольный театр» во внеурочное время.
Силами кружковцев «Кукольный театр – В гостях у сказки» проводятся различные кукольные спектакли, в том числе новогодние и другие праздничные представления для родителей, учащихся нашей школы, ДОУ №50.

Работа кукольного театра класса в 2012 году была представлена вниманию жителям города на канале местного телевидения.

На открытом занятии (по линии работы городского МО учителей начальных классов) с кружковой работой кукольного театра класса были ознакомлены учителя города.

На занятиях этого кружка ощутимо развивается личность ребёнка, формируется интеллект и уровень общей культуры, происходит развитие памяти, совершенствуются навыки чтения, формируется представление о многообразии мировой и отечественной литературы, способствует обогащению духовного мира и эмоциональной сферы ребёнка
Немаловажное значение имеет вовлечение родителей учащихся в поисково-исследовательскую работу, в том числе и по формированию здорового образа жизни.
Стержнем поисково-исследовательской деятельности является деятельность самих учащихся, самостоятельные умозаключения.

Приобретённые умения и навыки такого поведения являются основой жизни учащихся.
Был проведён опрос всех кружковцев. Им было предложено выделить те кружки, которые нравится посещать.

Помимо этого, обучающимся был задан ряд вопросов.1.

  1. Нравится ли тебе заниматься в школе после уроков (да, иногда, нет)?
    Ответ «да» – 100%
  2. Помогают ли тебе в учебе эти занятия (да, иногда, нет)?
    Ответ «да» – 82%,
    «иногда» – 13%,
    «нет» – 4% – 1 ученик (Гуз Вика объяснила большой загруженностью танцевальным кружком, но ничего менять не хочет, видит выход в более правильном планировании своего времени)
  3. Способствуют ли эти занятия раскрытию твоих новых способностей?
    Ответ «да» – 85%
  4. Какие занятия тебе нравятся больше всего? Были названы все виды деятельности, что объясняется принципом свободного выбора внеурочной деятельности.

Таким образом, реализуя программу начального общего образования в соответствии с ФГОС через поисково-исследовательскую работу внеурочной деятельности, школа становится для ребенка миром творчества, проявления и раскрытия своих интересов, увлечений, своего «я». Здесь ребенок делает выбор, свободно проявляет свою волю, раскрывается как личность.

 

Файлы

Коментарии закрыты