Областной институт повышения квалификации педагогических работников

1. Общие положения

В рамках Российского национального юниорского водного конкурса комитет образования Еврейской автономной области и областное государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт повышения квалификации педагогических работников» (ОГАОУ ДПО «ИПКПР») проводят региональный конкурс водных проектов старшеклассников.

2. Цель конкурса

2.1. Цель конкурса – организация и проведение независимого общественного творческого конкурса среди старшеклассников на лучший проект в сфере охраны, восстановления и рационального использования водных ресурсов и поощрение научно-технической и проектной деятельности школьников, направленной на решение задач устойчивого водопользования, в том числе проблем водоподготовки и очистки загрязненных стоков, сохранение водного биоразнообразия, исследование корреляций водных, социальных, климатических и других факторов, а также форсайт-исследований.

3. Участники конкурса

Участниками конкурса являются учащиеся образовательных организаций в возрасте от 14 до 20 лет (студенты высших учебных заведений не могут участвовать в Конкурсе).

4. Темы для конкурсных проектов

Школьники могут выбрать тему в широком диапазоне — охрана и восстановление водных ресурсов, управление водными ресурсами, устойчивое развитие региона. При этом, исследование должно быть ориентировано на оздоровление среды обитания людей и экосистем и получение научно — практического результата. Приветствуются проекты, направленные на решение муниципальных водных проблем. Необходимым требованием является применение стандартных и инновационных научно — исследовательских методик и методологий проведения экспериментов, мониторинга и представления результатов, включая статистическую обработку.

Конкурсанты в обязательном порядке представляют предложения по возможности прямого внедрения результатов проекта с расчетом затрат или оценку затрат при выполнении своего проекта.

Конкурсантам предлагается также сформулировать 5–7 рекомендаций по сбережению воды в семье, в школе и на предприятиях в качестве дополнения к представляемому проекту.

Проект может быть выполнен группой старшеклассников, при этом количество участников, представляющих один проект в финале общероссийского этапа Конкурса, не может быть больше двух человек.

Номинации Конкурса

— Вода и климат (положение о номинации http://water-prize.ru/upload/2013/app5.pdf);

— Вода и мир (http://water-prize.ru/upload/2013/app7.pdf);

— Вода и атом (http://eco-project.org/data/upload/8_water-atom.-20161130043514.pdf);

— Охрана и восстановление водных ресурсов в бассейне реки Амур;

— Экономическая эффективность реализации проекта в сфере охраны и восстановления водных ресурсов;

— Начинающие журналисты пишут о воде России (http://eco-project.org/data/upload/11_young_journalists_pol-2017.-20170621051503.pdf).

5. Критерии оценки проекта

При оценке проекта на региональном этапе жюри Конкурса руководствуется следующими критериями оценки проектов (принятыми также на международном юниорском водном конкурсе):

Новизна

— Является ли проблема, раскрываемая автором, никем ранее не исследовавшейся?

— Использует ли автор какие-либо новые методики и инструменты исследования?

— Изучаются ли неизвестные до сих пор аспекты исследовавшейся ранее проблемы?

Актуальность

Актуальность проекта оценивается как с точки зрения научной значимости, так и общей значимости для окружающей среды и для общества:

Нацелен ли проект на решение важной проблемы в области охраны водной среды?

Научная значимость проекта: относится ли он к области фундаментальных или прикладных исследований?

Практическая значимость проекта: насколько возможно прямое внедрение результатов проекта? Насколько корректно проведен расчет экономической эффективности / затрат на реализацию проекта?

Может ли проект улучшить качество окружающей среды, жизни людей?

Предлагает ли проект новые решения старых проблем?

Способствует ли проект повышению осведомленности людей о проблемах водного сектора?

Сочетает ли проект экологические и социальные аспекты?

Направлен ли проект на оценку, прогноз и разработку программ экологически устойчивого развития региона?

Творческий подход

Необходимо продемонстрировать творческий подход в следующих аспектах:

постановка проблемы;

решение проблемы;

анализ данных;

постановка экспериментов и организация исследований;

распространение результатов и повышение осведомленности о проблеме.

Методология

Существует ли четко поставленная задача по достижению конкретного результата?

Хорошо ли определена проблема?

В какой степени ограничена поставленная проблема?

Спланирована ли работа в соответствии с поставленными задачами?

Достаточно ли информации для того, чтобы сделать выводы?

Учитывались ли возможности неправильной интерпретации данных?

− Сформулированы ли новые вопросы или предложения для дальнейших исследований по данной проблеме?

Знание предмета

Знаком ли финалист с литературными данными и результатами исследований в данной области?

На каких научных источниках основывается работа?

Является ли список литературных источников достаточно полным (действительно ли изучены все источники, на которые были сделаны ссылки в работе)?

В какой степени проанализированы научно-популярные источники?

Насколько хорошо автор знаком с предметом своего исследования?

Знаком ли автор с результатами других исследований в данной области? С терминологией?

Знаком ли автор с альтернативными решениями поставленной проблемы?

Практические навыки

Сделал ли ученик экспонат сам (в случае, если он представлен во время презентации)?

Проводил ли он измерения и другую работу самостоятельно?

Какую помощь он получил от родителей, учителей, профессионалов и др.?

Воспользовался ли он материалами, доступными ему в школе?

Где он взял материалы для изготовления экспоната? Было ли это оборудование самодельным?

Насколько успешно были использованы доступные ему методы?

Доклад и презентация результатов

Может ли ученик доложить о результатах своей работы достаточно убедительно и информативно, как устно, так и письменно, а также наглядно путем демонстрации своего экспоната?

Насколько хорошо продумано содержание доклада (отчета)?

На каком уровне написан текст, сделаны ли иллюстрации, графики, насколько удовлетворителен язык письменного текста? (грамотный русский язык!)

Прослеживаются ли в представленном отчете личные качества ученика? Насколько он индивидуален?

Есть ли взаимосвязь между экспонатом и письменным текстом?

Актуальность рекомендаций по сохранению и сбережению воды

6. Сроки проведения регионального этапа конкурса и порядок оформления работ

Региональный этап конкурса проводится с 16 октября 2017 г. по 01 февраля 2018 г. В срок до 16 октября учителям и педагогам совместно с учащимися необходимо определиться с темой проекта и направить заявку на участие в Конкурсе на электронный адрес cherkashina@ipkpr.ru (Н. П. Черкашина, тел. 89247404055).

ФИО учащегося,

ФИО педагога

Образовательное учреждение

Название проекта

Контактный телефон, адрес электронной почты

       

Электронные версии проектов на региональный этап Конкурса представляют муниципальные координаторы Конкурса до 1 февраля 2018 года.

Письменный (машинописный) текст проекта, представляемого на региональный конкурс, должен отвечать следующим требованиям.

Общий объем проекта не должен превышать 15 страниц, включая титульный лист, аннотацию, иллюстрации, графики, рисунки, фотографии, расчет экономической эффективности / затрат на внедрение или выполнение проекта, перечень ссылок, приложения и список литературы.

Текст должен быть расположен на одной стороне листа, напечатан через полуторный межстрочный интервал, шрифт обычный (не жирный, не курсив), Times New Roman, 12 размер, параметры страницы: верхнее и нижнее поля — 2 см, правое и левое поля – 2,5 см.

Приложения (входят в общий объем проекта, не превышающий 15 страниц) — не более 5 страниц должны быть помещены в конце работы после списка литературы.

На титульном листе проекта обязательно должны быть в последовательном порядке указаны:

— название конкурса (Российский национальный юниорский водный конкурс);

— четкое и краткое название проекта — не более 7 слов (название может сопровождаться, если необходимо, полным научным названием);

— имена и фамилии авторов проекта и полные фамилии, имена и отчества руководителей. Для последних — обязательное указание должности;

— название региона, год.

Вторая страница проекта должна быть научной аннотацией – кратким описанием проекта, включающим главные разделы проекта, такие, как цель, методы и материалы, исследования (наблюдения), достигнутые результаты и выводы, а также краткое объяснение того, как этот проект улучшает качество жизни. Объем аннотации не должен превышать 1 лист машинописного текста.

7. Подведение итогов и награждение

Все участники регионального этапа Конкурса получают сертификаты.

Определение победителей Конкурса и распределение призовых мест осуществляет жюри Конкурса.

Жюри Конкурса создается отдельным приказом ректора ОГАОУ ДПО «ИПКПР».

Победитель и призеры награждаются дипломами победителя и призеров регионального этапа Российского национального юниорского водного конкурса.

Проект победителя регионального этапа Конкурса представляется на Российский национальный юниорский водный конкурс.