Автор: Олеся Данилова, МКОУ ДС с. Птичник

Проблема приобщения детей к культурно–историческому наследию русского народа становится с каждым годом все острее. Одной из самых важных задач считается воспитание будущего поколения, которое будет обладать духовно–нравственными ценностями, гражданско–патриотическими чувствами, а также уважать культурное и историческое прошлое России. Именно такое поколение будет способно осуществить дальнейшее развитие страны. В связи с этим требуется решение поставленной проблемы. Знакомство детей с родной культурой, произведениями устного народного творчества, родной речью, просто необходимо начинать с младшего дошкольного возраста, ведь детские впечатления неизгладимы и остаются на всю жизнь. Именно это будет способствовать как духовно-нравственному воспитанию детей, так и патриотическому. «Необходимость обращения к истокам народного искусства, традициям, обычаям народа не случайно, не секрет, что помимо экономических трудностей, Россия сейчас переживает кризис воспитания подрастающего поколения. Рушатся традиции, рвутся нити, которые связывали старшее и младшее поколения. Поэтому, очень важно возродить преемственность поколений, дать детям нравственные устои, патриотические настроения, которые живы в людях старшего поколения» [1]. Как замечают исследователи в данном вопросе, в сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, пропаганда народного творчества приобретает более сильное значении. В. В. Зеньковский писал: «Никто не может стать сыном своего народа, если он не проникнется теми основными чувствами, какими живет народная душа… Мы не можем созреть вне национальной культуры, которой мы должны проникнуться, чтобы присущие душе нашей силы могли получить развитие» [2]. К. Д. Ушинский высказывался так: «Воспитание, созданное самим народом, и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах» [2]. В МКДОУ «Детский сад «Солнышко» с. Амурзет» воспитательно–образовательный процесс организуется в соответствии с законодательством Российской Федерации и нормативно–правовыми документами. Педагогическая деятельность строится в соответствии с образовательной программой дошкольного образования «Солнышко» разработанной на основе программы основной образовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой с учетом приоритетного направления работы. Образовательная работа строится на основе: общеобразовательной программы дошкольного образования «Детство» под редакцией Т. И. Бабаевой, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева; рекомендаций, изложенных в парциальной программе «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Князевой О. Л., Маханевой М. Д., а также пособием «Народный календарь» (основа планирования работы с дошкольниками) и другими источниками. Целью работы ДОУ является приобщение детей младшего дошкольного возраста к национальной культуре, развитие интереса к русскому народному творчеству, формирование нравственного сознания и поведения. Важным моментом на пути решения к поставленной цели стало знакомство детей с различными видами фольклорного творчества. Устное народное творчество способно привить любовь к нашей истории и культуре страны. Оно веками впитывало в себя весь жизненный опыт и коллективную мудрость русского народа, а затем передавало их младшим поколениям. Фольклор всегда нес в себе высокие нравственные нормы и эстетические идеалы. Задачи в достижении данной цели: 1. Приобщение детей к истокам русской народной культуры; 2. Ознакомление детей с фольклором и использование его для развития устной речи; 3. Знакомство дошкольников с русским народным творчеством; 4. Формирование устойчивого интереса к художественным произведениям и к декоративно–прикладному искусству; 5. Расширение представлений родителей дошкольников о фольклоре; 6. Знакомство родителей с педагогической ценностью и значимостью фольклора. Приоритетные направления деятельности: 1. Создание предметно-развивающей среды национального характера. 2. Использование фольклора в режимных моментах. 3. Приобщение к народным традициям и праздникам. Образовательный процесс строится с учетом возрастных особенностей детей младшего дошкольного возраста, тематического планирования выстраивается с акцентом на народный календарь, включение детей и их родителей в творческую деятельность. Первый этап нашей работы: организация предметно–развивающей среды (подбор библиотеки, наглядно–дидактических пособий, материалов для занятий; разработка всевозможных картотек) и соответствующего родительского уголка (разработка серии консультаций, рекомендаций и памяток для родителей). Второй этап: организация образовательного процесса (изучение и анализ литературы по освещаемому вопросу, знакомство с положительным опытом работы коллег по данной теме, определение стратегии и тактики деятельности, разработка плана работы и конспектов занятий).

Третий этап: организация и проведение развлечений, праздников, выставок (подготовка творческих мастерских, открытых занятий и родительских собраний, проведение различных конкурсов, акций и фольклорных развлечений). Неотъемлемой частью образовательного процесса является НОД (непосредственная образовательная деятельность). Образовательный процесс строится фронтально и индивидуально — тематические, сюжетные, комплексные и другие занятия. В процессе НОД предусматривается определенная работа по ознакомлению детей с устным народным творчеством. Педагогический опыт коллектива МКДОУ показывает, что для младшего дошкольного возраста наиболее доступны малые фольклорные формы (потешки, загадки, заклички, считалки, короткие сказки). В образовательном процессе используются разнообразные формы работы: 1. Работа с книгой (чтение стихов, потешек, сказок на темы доброты, любви к родителям, младшим детям, сверстникам, заботы о животных). 2. Организация жизненных и игровых развивающих ситуаций (на усвоение опыта культурного поведения и доброжелательного отношения). 3. Инсценировки с игрушками, атрибутами, демонстрирующие детям образцы правильного поведения и взаимоотношений в детском саду и в семье. 4. Общение и совместная деятельность с педагогом как средство установления доверия, обогащение социальных представлений и опыта взаимодействия. 5. Наблюдения за действиями и отношениями взрослых в детском саду. 6. Организация и проведение совместных мероприятий с родителями: спортивные праздники и развлечения, творческие мастерские, выставки совместных работ по изобразительной деятельности и ручному труду. 7. Игровая деятельность: игры–имитации, сюжетно-ролевые игры, хороводные, подвижные, театрализованные, пальчиковые, коммуникативные, речевые — для развития эмоциональной отзывчивости и радости общения со сверстниками. Малыши хорошо приучаются к интонационному строю родной речи. Дети не только слушают, но и быстро запоминают и воспроизводят полюбившиеся формы фольклора. Большое внимание в процессе НОД (с учетом возрастных особенностей детей 3– 4 лет) уделяется театрализованной деятельности. Тесное сотрудничество с семьей является залогом успешной работы с детьми, поэтому педагоги используют действенные формы работы с родителями воспитанников: – наглядная информация; – анкетирование; – консультации и рекомендации; – памятки; – развлечения и праздники; – творческие мастерские; – родительские собрания; – встречи в семейном клубе; – конкурсы по оформлению (предметно–развивающей среды в групповом помещении, зимних участков, созданию снежных построек и ледяных горок, семейных газет и книжек);

выставки творческих работ. Результатом данной педагогической деятельности по проблеме «Приобщение детей младшего дошкольного возраста к истокам русской народной культуры через устное народное творчество» является:

1. Обобщение и распространение опыта работы на разных уровнях (Педсоветы ДОУ, Межмуниципальный семинар «Духовно–нравственное развитие личности ребенка посредством приобщения его к ценностям народной культуры», Межмуниципальный семинар «Современные подходы к экологическому воспитанию дошкольников «Живая душа природы» и другие). 2. Участие в профессиональных конкурсах на всех уровнях (Конкурс семейных газет в ДОУ «Мама, папа, я — читающая семья», Городская выставка– ярмарка методических идей «Народная педагогика в ДОУ», Межмуниципальный семинар «Включение дошкольников в систему социальных отношений через интеграцию игровой и коммуникативной деятельности», Всероссийский конкурс «Мое призвание», Всероссийский фестиваль «Шаги к успеху» и другие).

3. Своевременное прохождение курсов повышения квалификации (Краткосрочное обучение в Мурманском областном институте повышения квалификации работников образования и культуры по проблеме «Литературное образование детей дошкольного возраста» в объеме 72 часов, и другие).

4. Работа в творческих группах по актуальным вопросам совершенствования образования (родительский клуб «Малышок», творческая группа по оформлению предметно–развивающей среды в ДОУ, творческая группа по культурно– массовой работе в ДОУ и другие).

5. Участие в экспериментальной деятельности (проект «Предметно– развивающая среда группы» и другие). Использование разнообразных форм работы с родителями, учет социального статуса каждой семьи, взаимодействие с педагогами ДОУ способствуют тому, что родители становятся надежными партнерами в воспитательно– образовательной работе с детьми и проведении различных совместных мероприятий.

Библиографический список

  1. Аполлонова Н. А. Приобщение дошкольников к русской национальной культуре // Дошкольное воспитание. 2012. № 5—6. 2. Николаева С. Р.Народный календарь — основа планирования работы с дошкольниками. / С. Р. Николаева, И. Б. Катышева, Г. Н. Комбарова, В. А. Хомченко, Е. Г. Калиновская, Н. А. Смотрова, Т. К. Булгакова, И. В. Куровская. Детство–Пресс, 2009. 3. Князева О. Л., Маханева М. Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры. Детство–Пресс, 2014. 4. Скотарь О. Т. Устное народное творчество как средство приобщения дошкольников к русской народной культуре. URL: http://festival.1september.ru/articles/650342/ 5. Голубь И. Б., Сережникова Р. К. Становление эстетической активности детей в дошкольном образовании. Основы психологии и педагогики развития дошкольников в системе непрерывного образования: коллективная научная монография / gод ред. М. В. Бывшевой, А. Ю. Нагорновой. Ульяновск: SIMJET, 2015. С. 73—85 6. Саликова М. Т., Митина С. В. Приобщение детей младшего возраста к истокам народной культуры.

Коментарии закрыты