Областной институт повышения квалификации педагогических работников

9 июня с.г. завершились курсы по дополнительной профессиональной программе повышения квалификации педагогических работников дошкольных образовательных организаций, учителей начальных классов, школьных психологов, завучей начальной школы «Психологическая готовность к школьному обучению».

В содержании курсов удалось рассмотреть следующие темы: личная эффективность, включенность родителей в процесс мотивационной готовности к обучению, способы оптимизации общения и взаимодействия с ребенком, критерии психологической готовности, результативность подготовки к школьной жизни, современные подходы к адаптации, возможности диагностики психологической готовности. Особое внимание уделено расширению способов общения с детьми и психологической профилактике проблем в обучении и развитии младших школьников (дезадаптации и неуспеваемости).

Программа была направлена на поиск возможностей обеспечения безопасного и оптимального перехода «подготовительная группа — первый класс». Рассматривались основы психологического консультирования педагогов и родителей с целью осознания ресурсов процесса адаптации.

Особое внимание в содержании курсов было уделено вопросам развития личностной, социальной, эмоционально-волевой готовности детей к школьному обучению.

В процессе взаимодействия слушатели познакомились с концепцией архетипов Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой для планирования работы по обогащению архетипического поведения детей старшего дошкольного возраста в контексте развития психологической готовности к обучению. Практический опыт применения данной концепции позволяет создать условия для проявления разнообразного архетипического поведения в условиях образовательной среды ДОУ, применять различные способы для формирования гармоничного архетипического поведения дошкольников и младших школьников.

Психологическому здоровью и его критериям — жизнелюбию, трудолюбию, любознательности, человеколюбию — отводилось в содержании курсов важное место. Уделено внимание и вопросам социально-коммуникативной готовности к школьному обучению: умению общаться с близкими и знакомыми, вступать в общение с Другими.

Эмоционально положительные отзывы, свидетельствующие о высокой степени удовлетворенности, получены от слушателей по вопросу расширения практического инструментария во взаимодействии с детьми. Действительно состоялось подробное рассмотрение и репетиция приемов развития психологической готовности к школьному обучению в зависимости от индивидуально-типологических особенностей детей.

Ж.И. Закон, старший преподаватель кафедры НДиКО ОГАОУ ДПО «ИПКПР», рассмотрела со слушателями трудности изучения и развития интеллектуальной сферы детей дошкольного возраста, особое внимание уделяя развитию связной речи.

Е.Ю. Духнова, зав. кафедрой НДиКО ОГАОУ ДПО «ИПКПР», к.социол.н., раскрыла основные формы и приемы взаимодействия педагога с семьей ребенка-дошкольника и младшего школьника.

М.О. Сидельникова, педагог-психолог МБОУ «СОШ № 10», уделила внимание способам оптимизации общения и взаимодействия с ребенком, условиям обеспечения безопасного перехода «подготовительная группа — первый класс». Слушатели имели возможность получения практического опыта проигрывания и проживания специальных игр и упражнений, которые можно использовать как ресурс процесса адаптации к школьному периоду жизни.

Л.И. Кислицина, учитель начальных классов МБОУ «Гимназия № 1» г. Биробиджана, представила практический взгляд на тему интеллектуальной готовности к школьному обучению.

Хотелось бы отметить, что в контексте данных курсов слушателям была предоставлена дополнительная возможность получить индивидуальную консультацию по вопросу собственного психологического здоровья и путей его сохранения.

Т.В. Моисеева, старший преподаватель кафедры НДИКО ОГАОУ ДПО «ИПКПР»