Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»

Цель урока : разъяснить отрицательные последствия нарушения осанки и плоскостопия, познакомить учащихся с методами самоконтроля и коррекции осанки.

Ход урока

1. Организационный момент

2. Опрос домашнего задания

3. Изучение новой темы.

– Для здоровья человека важное значение имеет состояние скелета и мышечной системы. Их формирование происходит в детские годы в процессе роста и развития организма.
Давайте вспомним две особенности строения скелета человека, связанные с прямохождением, которые он приобрел в процессе эволюции.
1-я – позвоночник имеет 4 изгиба: два вперед (лордоз) – шейный и поясничный и два назад (кифоз) – грудной и крестцовый, благодаря которым он приобрел S-образную форму и пружинит при ходьбе, смягчая толчки тела.
2-я – кости стопы образуют свод, который опирается на пяточную кость предплюсны и на передние концы костей плюсны. Свод действует как пружина. Также смягчая толчки тела при ходьбе.
Но в течение жизни отдельного человека могут произойти изменения позвоночника и стопы, ведущие к тяжелым последствиям, связанным со здоровьем.
Тема нашего урока : Осанка и предупреждение плоскостопия. И нам с вами предстоит выяснить, что такое осанка, как появляются нарушения осанки и возникает плоскостопие, и как эти нарушения опорно-двигательной системы предотвратить.

Каждому человеку свойственна специфическая для него осанка, или поза, т.е. положение тела во время стояния, сидения, ходьбы и работы. При правильной, или стройной осанке изгибы позвоночного столба умеренные, плечи развернуты, ноги прямые с нормальными сводами стоп. Люди с хорошей осанкой стройны, голова их держится прямо или слегка откинута назад, грудь несколько выступает над животом. Мышцы таких людей упруги, движения собранные, четкие. Правильная осанка наиболее благоприятна для функционирования системы органов движения и внутренних органов человека, что в конечном результате способствует повышению работоспособности. 
Таким образом, хорошая осанка имеет не только эстетическое значение. Но и является необходимым условием для нормального развития и полноценного функционирования внутренних органов.

 Почему возникает неправильная осанка и ее последствия?(беседа с учениками)

 Дефекты осанки чаще всего возникают у детей (школьников), т.е. в тот период жизни человека, когда в позвонках и других костях грудной клетки еще много хрящевой ткани.
Если школьник, сидя за партой, постоянно сутулится, или горбится, принимает неправильную позу, держит одно плечо выше другого, постоянно носит в одной руке тяжести, например портфель, у него неизбежно возникнут дефекты осанки.
Остеохондроз – болезнь, связанная с деформацией и смещением межпозвоночных  хрящевых дисков и защемлением нерва. Человеку трудно ходить, нагибаться, его мучают боли. Причина остеохондроза кроется в неправильной позе, которая приводит к неравномерному распределению нагрузки на позвонки.
Сколиоз – боковое искривление позвоночника. Возникает чаще всего у детей от 5 до 15 лет. При сколиозе все отделы позвоночника претерпевают патологические изменения. Страдает скелетная мускулатура. Развивается деформация грудной клетки.
Неправильная осанка затрудняет работу сердца, легких, желудочно-кишечного тракта; при этом уменьшается жизненная емкость легких, снижается обмен веществ, появляются головные боли, повышенная утомляемость.
Таким образом, неправильная осанка приводит не только к внешним нарушениям, которые потом очень трудно исправить, т.к. после замещения хрящей костью дефекты осанки устранить почти невозможно, а так же вызывает расстройства в работе внутренних органов.

  Затрудняет работу легких, сердца, ЖКТ, уменьшает ЖЕЛ, уменьшает обмен веществ, появляются головные боли, повышается утомляемость.

Типы неправильной осанки

Кифотическая (искривление позвоночника назад)

Лордотическая (искривление позвоночника вперед)

Сколиоз (искривление позвоночника в боковую сторону

Как проверить свою осанку?

Лабораторная работа: «Выявление нарушений осанки». Правильность осанки можно определить с помощью инструктивной карты.

Инструктивная карта:

  1. Методика определения искривлений поясничного отдела позвоночника. Определение лордозов. Ученик становится спиной к стене, так чтобы к ней прикасались лопатки, ягодицы и пятки. В этом положении между стенкой и поясницей должно быть расстояние при нормальной осанке 2-2,5см, т.е. должна проходить плоская ладонь, если расстояние больше, то осанка нарушена.
  2. Методика определений искривлений грудного отдела позвоночника. Определение кифозов. Мерной лентой определяют расстояние от концов ключицы с левой и правой стороны по спине, а затем измеряют это расстояние на груди. Если результаты примерно одинаковы, то осанка правильная и заболевание отсутствует, если одно число больше другого, то произошло искривление позвоночника, возникает сутулость и развивается кифоз.
  3. Методика определений бокового искривления позвоночника. Определение сколиозов. Это обследование хорошо проводить, когда ученик находится в спортивной майке или футболке. Ученик становится спиной, руки опущены вниз. Мерной лентой измеряется расстояние от нижних углов лопаток слева и справа до отростка седьмого позвонка в позвоночнике. Если расстояние от нижнего угла левой лопатки до отростка равно расстоянию от нижнего угла правой лопатки до отростка, то у ученика правильная осанка, если есть разница в результатах, то определяется боковой сколиоз. В норме расстояние от внутреннего края лопаток до позвоночника должно быть одинаково, уровни углов лопаток на одном уровне.

Что необходимо делать для того, чтобы не возникла опасность искривления позвоночника? (выступление готовится заранее учеником): (примерное выступление)

Чтобы не возникла опасность искривления позвоночника детям младшего школьного возраста портфель необходимо заменить ранцем. В старшем школьном возрасте при ношении портфеля чаще менять руки.
Надо правильно сидеть за партой. Туловище держать прямо. А голову лишь немного наклоняя вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3–4 см, предплечья должны свободно лежать на столе. Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упереться на пол. Кроме того существует ряд профилактических упражнений для осанки.

Другим дефектом развития опорно-двигательной системы является плоскостопие. В чем причина плоскостопия и его последствия?

Плоскостопие заключается в понижении свода стопы, При плоскостопии нарушается мышечный и связочный аппарат стопы, она расплющивается, отекает. В результате перенапряжения мускулов приводит к сильным болям в ступнях, лодыжках и голенях, и в изменении походки. Возникают боли в стопе, голени, бедре, и даже поясницы. Причиной плоскостопия могут стать неправильно подобранная обувь, длительное хождение или стояние, избыточная масса тела. Различают: поперечное и продольное плоскостопие. При поперечном плоскостопии уплощается поперечный свод стопы, ее передний отдел опирается на головки всех пяти плюсневых костей (обратите внимание на таблицу). При продольном плоскостопии уплощен продольный свод и стопа соприкасается с полом почти всей площадью подошвы.
Плоскостопие усиливается у детей и подростков при ношении тесной, неудобной обуви, туфель на каблуке, а у взрослых еще и при перегрузках костно-суставного и связочного аппаратов стопы, вызванных длительным стоянием на ногах. Необходимо сказать, что женщины страдают плоскостопием в 4 раза чаще, чем мужчины. Женщинам приходится расплачиваться за высокие каблуки, модные узкие носки у обуви, в которой ноги опираются не на всю стопу, а только на головки плюсневых костей. Не хватает квадратных сантиметров каждому пальчику, они, деформируясь, теснят друг друга. Вскоре стопа перестает сопротивляться этому насилию и появляется стойкая деформация, требующая оперативной коррекции. Варикозное расширение вен уже в самом разгаре.
При плоскостопии нарушается осанка, из-за ухудшения кровоснабжения быстро наступает утомление нижних конечностей, часто сопровождающееся ломотой, болями, а иногда и судорогами.

Как проверить, имеется или нет у вас плоскостопие?

Определить плоскостопие может каждый, пользуясь инструктивной картой (выполняется дома). Инструктивная карта:

  1. Взять лист белой бумаги, положить его на пол.

  2. Встать на него мокрой  ногой.

  3. Контуры следа обвести простым карандашом.

  4. Найти центр пятки и центр третьего пальца. Соединить две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.

Рекомендация (выступление готовится заранее учеником): (примерное выступление)

При значительно выраженном плоскостопии необходимо применять специальные стельки – супинаторы. Они поддерживают стопу в нужном положении. Это не только улучшает положение костей стопы, но и костей голеностопного, коленного и тазобедренного суставов.Чтобы предотвратить развитие плоскостопия, следует носить обувь с задником и со шнуровкой, с эластично гнущейся подошвой и на небольшом каблуке. Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности, по песку, что способствует укреплению свода стопы. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание. Все это предупреждает развитие плоскостопия

Кроме того, в последнее время наблюдается увеличение количества людей с болезнями, связанными с недостатком подвижности – гиподинамия. Малая подвижность снижает активность биологического окисления, перестают в достаточном количестве вырабатываться вещества, богатые энергией, за счет которых образуются клеточные структуры: митохондрии, сократительные нити, мембраны клетки. Мышцы становятся дряблыми, теряют былую силу. Из костей уходят соли кальция. Они поступают в кровь, связываются с содержащимся там органическим веществом холестерином и образуют наросты на внутренних стенках сосудов, нарушающие кровообращение. Это называется атеросклерозом. Человек становится слабым и вялым.

IV . Рецепты здоровья, а в частности рецепты сохранения правильной осанки и предупреждения плоскостопия очень просты и не требуют денежных вложений,  они требуют лишь вашего желания.
Мудрые люди говорят, хочешь быть здоровым – будь им. Быть здоровым, значит быть красивым, уверенным в себе человеком. Выбор всегда остается за вами!
В завершении нашего урока я хотела бы предложить вам творческое задание. Закончите фразу,  превратив ее в девиз здорового образа жизни.
Быть здоровым, значит…
Здоровье – это…
Красивая осанка – это…

V. Домашнее задание.

§12,13, лабораторная работа. Создать листовки с рекомендациями по профилактике плоскостопия и нарушений осанки.

Рекомендации:

  1. Сидеть надо с максимально выпрямленной спиной.

  2. Важно избегать неудобных поз.

  3. Через каждые 15 минут сидения за столом надо менять позу, двигать руками и ногами, потягиваться.

  4. Стоять и выполнять различную работу следует так же с максимально выпрямлено спиной.

  5. После длительного стояния надо обязательно полежать (разгрузить позвоночник).

  6. Лежать (спать), надо только на жесткой постель, подложив под голову небольшую подушку.

  7. При подъеме тяжестей надо сгибать ноги, а не спину. И держать груз поближе к туловищу.

  8. Не следует поднимать большие грузы особенно рывком и с поворотом туловища.

  9. Не следует носить груз в одной руке.

  10. В рацион питания включать продукты богатые кальцием, фосфором, другими микроэлементами D и A.

  11. В комплекс мероприятий по устранению дефектов осанки входят:
  12. а) Сон на жесткой постели.
  13. б) Точная коррекция обуви, которая: устраняет укорочение одной из ног (разной длины ноги очень широко распространенное явление), что приводит к выравниванию осанки в области таза (выравнивание уровня подвздошных костей); компенсирует дефекты стопы — плоскостопие и косолапость;
  14. в) Постоянная двигательная активность, включающая ходьбу на работу, прогулки, занятия физическими упражнениями и т. д.
  15. г) Отказ от таких вредных привычек, как стояние на одной ноге, неправильное положение тела во время сидения;
  16. д.) Контроль за правильной, равномерной нагрузкой на позвоночник при ношении рюкзаков, сумок, портфелей и другой клади.
  17. е) Надо правильно сидеть за партой: туловище держать прямо, а голову лишь немного наклоняя вперед. Между грудью и партой должно оставаться свободное пространство в 3–4 см, предплечья должны свободно лежать на столе. Ноги необходимо согнуть в тазобедренном и коленном суставах под прямым углом, а ступни должны упереться на пол.
  18. ж) Необходимо выбрать оптимальные параметры мебели для школьников:
  19. Высота стола устанавливается на уровне кулака ребенка, стоящего с опущенными руками. Поверхность стола должна иметь наклон приблизительно 15 градусов.
  20. Сиденье стула в рабочем положении находится в 5-6 см под столом, стопы при этом должны упираться на наклонную опору, не позволяя спине сутулиться.
  21. Если стул подобран правильно, то в положении сидя бедро и голень будут образовывать прямой угол.
  22. Хорошо, если стул снабжен подлокотниками, а его спинка имеет выпуклость под поясницу и упругий наклон назад для отдыха и расслабления мышц спины.
  23. З) На уроке и при подготовке домашнего задания через 20 мин необходимо устраивать физкультпаузу.
  24. Лечебную гимнастику

  25. Массаж

  26. Обувь должна плотно обхватывать (не сдавливать) передний отдел и пяточную часть стопы, иметь достаточно гибкую подошву и невысокий каблук.

  27. Обязательно при плоскостопии ношение ортопедических стелек-супинаторов с полной выкладкой продольного и поперечного свода по 6-8 часов в сутки в обуви с закрытой пяткой.

  28. Для профилактики плоскостопия рекомендуют ходьбу босиком по неровной поверхности, по песку, что способствует укреплению свода стопы.

  29. Упражнения для мышц ног, особенно для мышц стопы, ходьба на цыпочках, прыжки в длину и высоту, бег, игра в футбол и баскетбол, плавание.

Коментарии закрыты