Автор: Надежда Михайловна Коротких, учитель химии и географии МБОУ СОШ №8 с.Аур.

Тема урока: «Атмосферное давление»

Технологическая карта урока географии (6 класс)

Учитель географии: Коротких Н. М.

Тема урока «Атмосферное давление»
Цель урока Создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере.
Задачи урока Образовательные задачи:

Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении.

Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков.

Развивающие задачи:

Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы . Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания.

Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения.

Воспитательные задачи:

Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности.

Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью.

Тип урока усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС
Результат урока

Ученик должен знать:

– что такое АД; – как измеряется АД; – что влияет на изменение АД;

– зачем в прогнозах погоды указывают АД;

– как АД влияет на человека

Используемые приемы, методы, технологии обучения

технология развития критического мышления, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа.

Межпредметные связи

Биология, история, математика, физика

Оборудование и ресурсы урока ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г.

Структура урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика
1. Организационный момент

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу».

1 мин.

Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность.
2. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся. Мотивация к учебной деятельности.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

3 мин

(Слайд 1) Через нос проходит в грудь
И обратный держит путь.
Он невидимый, и все же
Без него мы жить не можем.

Что это? (Воздух)

(Слайд 2) Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Воздушную оболочку – атмосферу).

– Из чего состоит воздух?

– Какими свойствами обладает воздух?

– Какова толщина атмосферы?

– Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах?

Отвечают на вопросы
III. Определение темы урока и создание проблемной ситуации, формулировка учащимися темы урока «Атмосферное давление» (5 мин)

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить,

или в виде темы урока.

– А сейчас мы все вместе определим тему нашего урока и то, чем мы будем заниматься: наши учебные задачи.

– Скажите, вы все знаете о воздухе, его свойствах и характеристиках?

Давайте проведем маленький эксперимент.

Учитель демонстрирует опыт со стаканом с водой.

Учитель просит учащихся объяснить результат опыта.

Почему не можете объяснить результаты опыта?

Что необходимо для получения недостающих знаний?

К нашему опыту мы еще вернемся.

Учитель: Всякое в-во имеет массу и его можно взвесить. На Земле каждый предмет, имеющий массу, давит на нижележащие предметы. Воздух состоит из разных веществ: газы – кислород, углекислый, азот, пылинки и много других примесей. Значит воздух тоже имеет массу и его можно взвесить.

Можно предположить, что воздух давит на предметы, с которыми соприкасается?

Учитель: Так какой еще характеристикой обладает воздух ? Просит выдвинуть гипотезу.

(Слайд 3) Это и будет темой нашего урока.

Что вы хотите узнать на уроке?

Учитель: Между телами во вселенной существует притяжение. Чем тело массивнее, тем сильнее оно давит на нижележащие предметы. Земля притягивает к себе все объекты, которые на ней находятся. В том числе и атмосферу. В свою очередь, атмосфера притягивается к Земле, давит не её поверхность. Так возникает атмосферное давление.

Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.

Не хватает знаний?

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся ( давление)

Учащиеся формулируют учебные задачи урока (задачи фиксируются на доске):

(Слайд 4) Узнать:

– что такое АД; – как измеряется АД; – что влияет на изменение АД;

– зачем в прогнозах погоды указывают АД;

– как АД влияет на человека;

– учиться работать в группах.

IV. Открытие нового знания. (10 мин)

Цель: решение учебных задач и обсуждение проекта их решения.

Для решения учебных задач учитель предлагает учащимся разделиться на две группы.

Организует самостоятельную исследовательскую деятельность.

Организует работу с раздаточным материалом:

познакомьтесь с содержанием карточки, ответьте на вопросы и выполните задания. Проделайте опыт с линейкой и газетой.

Класс делится на 2 группы.

Выполняют задания.

Обмен результатами работы внутри группы.

Группы обмениваются результатами своей работы.

V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

( 5-6 мин.)

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

Организует обмен группами результатов своей работы.

Учитель слушает и корректирует ответы.

Оцените свою работу в группе.

(Слайд № 5)

О чем мы сегодня вели речь?

Что такое атмосферное давление?

Какое АД является нормальным?

Какое АД считается пониженным, а какое повышенным?
Какими приборами измеряется АД? (Демонстрация прибора и определение по нему атмосферного давления)
В каких единицах измеряется АД?
От чего зависит АД?

Посмотрите за окно. Какое сейчас на улице давление: повышенное или пониженное?

(Слайд 7) Запишем в тетрадь схему:

Группы отвечают на свои вопросы.

(Слайд 6) Учащиеся объясняют опыт со стаканом и линейкой.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин)

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

(Слайд 8) Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.

Задание. Подпишите значения атмосферного давления в точках 1,2,3,4.

АД – 807,759, 719. 740 мм. рт. ст.

(Слайд 9) Эталон ответа. Оцените свою работу.

Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления.

(Слайд 10) Учитель задает вопрос: – Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления?

Сообщение учителя о Кронштадтском футштоке.

Выполняют задание.

Проверяют результаты выполненного задания и оценивают.

VII. Физкультминутка. ( 1 мин) Просит учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед.

Вы чувствуете АД?

Почему? Ведь воздух давит на 1 см2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли – с такой силой воздух давит на 1 см поверхности)

Объясняет учащимся.

Отвечают, что давление не чувствуют.
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)

Цель: включение нового способа действий в
систему знаний, при этом – повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса.

Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?

(Слайд 11) «Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства.

Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей.

( Слайд 12) Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м.

Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров.

– Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте?

– При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться?

– Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание?

Учащиеся высказывают разные точки зрения (да – нет)

(Слайд 13) -Демонстрация «Влияние пониженного АД на человека».

– Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования АД?

(Слайд 14). Практическая работа. Учитель вместе с учащимися читает задачу, разбирает её

Задача.

Наивысшей точкой нашей автономии является гора Студенческая, с отметкой 1 421 метр на уровне моря, расположенная на крайнем севере ЕАО. Вычислите атмосферное давление на данной высоте.

1) 1421 : 10,5 * 1 мм. рт. ст. = 135,3 мм. рт. ст.

2) 760 – 135,3 = 624,7 мм. рт. ст.

1.Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт ст, а на вершине 720 мм рт ст ?

1)765-720=45  

2) 45*10,5=472,5 м

Учащиеся отвечают на вопрос.

Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h/10,5

Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать

недомогание в таких зданиях.

Ответ – на состояние здоровья влияет резкое изменение АД

Читают задачу и по алгоритму решают (слайд 15)

Проверяют решение задач по эталону (слайд 16)

IX. Рефлексия.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

(Слайд 17) (2 мин)

1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к задачам урока, которые были зафиксированы на доске).

2. Какие трудности возникали у каждого из вас?

3. Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для каждого из вас ?

Где вы можете применить эти знания?

4. Людям каких профессий могут пригодиться знания об АД?

5. Организует работу в листах самооценки.

Обсуждают работу на уроке.

Приводят аргументы при оценивании своей работы и одноклассников.

Предсказывать погоду. Сделать автопоилку для домашней птицы.

Горный туризм, летчикам, врачам.

Выставляют себе отметки и сдают оценочные листы.

X. Домашнее задание. (2 мин) (Слайд 18) Составить 2 вопроса («толстый» и «тонкий» ) по тексту параграфа.

Накануне следующего урока прослушайте прогноз погоды для Смидовича (или воспользуйтесь Интернетом) и определите:

какое атмосферное давление ( в мм. рт. ст.);

оно является повышенным, нормальным или пониженным?

– Какую погоду можно предсказать?

 

 

Файлы

Коментарии закрыты