Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Заведующий отделом, к.п.н., доцент

Тел.: +7(42622)66832. e-mial: obliuu@yandex.ru

Базовое образование

Оренбургский государственный педагогический институт им. В. П. Чкалова, 1975 – диплом Б-1 3 151237;

Московский государственный педагогический институт им. В. И. Ленина – очная целевая аспирантура при кафедре общей педагогики, 1985.

Иное дополнительное образование

Ученая степень

Кандидат педагогических наук -диплом ПД № 008084 — 26.02.1986

Ученое звание

Доцент – диплом СНС № 000026 – 22.02.1994

Академическое звание

Действительный член Академии социальных наук – диплом № 439 – 13.12.1995

Член-корреспондент Международной академии наук педагогического образования — диплом № 1356 – 30.11.2004

Членство в диссертационных советах

Выступаю оппонентом по кандидатским диссертациям, провожу экспертизу и предоставляю заключение на авторефераты кандидатских диссертаций по педагогическим специальностям

Членство в других советах, общественных организациях

  • 1996-1998- участник региональной стратегической команды в рамках проекта «Переподготовка учителей-гуманитариев», финансируемого фондом Дж.Сороса и институтом «Открытое общество».
  • 1995-2000 — руководитель исполкома регионального (ЕАО) отделения ВОПД «Наш дом- Россия».
  • 2000-2003- участник региональной стратегической команды проекта «Апробация механизмов интеграции на региональном уровне» в рамках Мегапроекта «Развитие образования в России», финансируемого фондом Дж.Сороса и институтом «Открытое общество».
  • 2001-2006 — заместитель главного редактора ежеквартального журнала «Педагогический вестник ЕАО».
  • 2006- по настоящее время — главный редактор ежеквартального журнала «Педагогический вестник ЕАО».
  • 2000 — по настоящее время — председатель Совета общественной организации «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области».
  • 2007 — координатор проекта «Профессиональная команда страны» в подразделе «Образование, наука, культура».
  • 2006 по настоящее время — член совета (комиссии) по реализации Приоритетных национальных проектов при губернаторе Еврейской автономной области.
  • 2006- по настоящее время — эксперт по реализации Приоритетного национального проекта «Образование».
  • 2009- по настоящее время — федеральный эксперт КИАС (Министерство образования и науки).
  • 2007 -по настоящее время эксперт конкурсного отбора лучших школ и учителей в рамках региональных (ЕАО) конкурсов.
  • 2007 — руководитель и координатор регионального проекта «Каждый выбирает для себя» (грант Правительства ЕАО).
  • 2012- по настоящее время — заместитель председателя Общественной наблюдательной комиссии Еврейской автономной области (под эгидой Общественной палаты РФ) по обеспечению прав человека в местах принудительного содержания — мандат № 1268.
  • Член партии «Единая Россия» (партийный билет №08848518).
  • 2012 -руководитель и координатор регионального проекта «Путь к успеху» (грант Правительства ЕАО).
  • 2001 – по настоящее время — руководитель оргкомитета и жюри разнообразных областных конкурсов, поисково-краеведческих экспедиций и акций для педагогов и учащихся
  • 2012 — 2015  — координатор Федеральной целевой программы «Русский язык» в Еврейской автономной области

Сфера научных интересов

  • Социально-педагогическое моделирование и проектирование воспитательно-образовательных систем и процессов. Управление качеством повышения квалификации педагогических работников в условиях модернизации образования. Исследовательский подход в обучении как технология эффективной социализации обучающихся и воспитанников. Вопросы гармонизации межнациональных отношений в условиях полиэтничных регионов РФ.

Наиболее значимые научные и учебно-методические работы

  • Еврейская автономная область — Российская педагогическая энциклопедия в 2 томах.- Т. 1, С. 301-302.
  • Исследовательский подход в обучении – путь к сотворчеству– Биробиджан, 2002.
  • Методология и региональный опыт повышения квалификации педагогических кадров. -Ж. «Педагогическое образование и наука». — 2004, №3
  • Методология повышения квалификации педагогических кадров в условиях модернизации непрерывного образования -Ж. «Педагогический вестник ЕАО» — №4, 2005.
  • Литература Еврейской автономной области. Хрестоматия — Биробиджан, 2005.
  • Выявление, изучение и представление педагогического опыта. — ж. «Практика административной работы в школе», 2005, №7.
  • Инструктивно-методическое письмо по оценке деятельности методиста в период аттестации. — ж. «Практика административной работы в школе», 2005, №7.
  • Общественная экспертиза и распространение передового педагогического опыта в условиях реализации приоритетного национального проекта «Образование» на территории Еврейской автономной области — Чита, 2006
  • Управление устойчивым региональным развитием через повышение квалификации педагогических кадров. — Файн Т.А., КНР, Сб.: Россия и Китай: интеграция в сфере науки, экономики и образования, (The international Forum of integration of Education Sci-tech Economy (2006 ifiese) Nov.6-8, 2006, Jiamusi, China
  • К оценке деятельности методиста в период аттестации. – ж. «Методист», 2006.
  • Региональная модель педагогического просвещения родителей. Межрегиональная научно-практическая конференция. Биробиджан, 2006 год
  • Распространение инновационного педагогического опыта.- В ж.: Национальный проект «Образование». – 2007, № 4.
  • Методология непрерывного экологического образования — В сб.: Материалы межрегиональной научно-практической конференции по экологическому образованию, воспитанию и просвещению. – Биробиджан, 2007
  • Компетентностный подход в повышении квалификации педагогических кадров — Москва, 2007.
  • Национально-културологические ценности и Биробиджанский проект: грани взаимодействия. – В сб.: Биробиджанский проект: опыт этнокультурного взаимодействия и развития. – Материалы научно-практической конференции.- Биробиджан, 2007
  • Опыт методического сопровождения областных поисково-краеведческих акций на территории ЕАО. — Раддевские чтения — Биробиджан, 2009.
  • Управление повышением квалификации педагогических кадров в условиях модернизации образования. — Биробиджан, 2009.
  • Информатизация в повышении квалификации педагогических кадров ЕАО – В сб.: Информационные технологии в образовании. – Материалы Ш Межрегиональной научно-практической конференции. – Биробиджан, 2010
  • Антикоррупционное воспитание и образование.- Биробиджан, 2012.
  • Основы религиозных культур и светской этики: опыт, проблемы и перспективы внедрения в образовательных учреждениях. — Биробиджан, 2013.
  • Психолого-педагогический практикум: учебно-методическое пособие. — Биробиджан: ОблИПКПР, 2012, (в соавторстве).
  • Государственный экзамен. Профессиональная переподготовка «Менеджмент образования»: методические рекомендации. — Биробиджан: ОблИПКПР, 2012, (в соавторстве).
  • Файн Т.А. Компетентностная парадигма в содержании программ дополнительного профессионального образования//Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: Сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием (20–22 декабря 2016 года). В 2 частях. – М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017. – 293-298

  • Файн Т.А. Компетентностная парадигма в содержании программ ДПО//Повышение квалификации педагогических кадров в изменяющемся образовании: сборник материалов V Всероссийской интернет-конференции с международным участием. — М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2017

  • Файн Т.А. Роль уроков Холокоста и личности Януша Корчака в современном образовательном пространстве//Непрерывное педагогическое образование в контексте инновационных проектов общественного развития: сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции с международным участием. — М.: ФГАОУ ДПО АПК и ППРО, 2016

  • Файн Т.А. Сопровождение одаренных детей-дошкольников// Воспитание и обучение детей младшего возраста: сборник материалов ежегодной международной научно-практической конференции. -http://cyberleninka.ru

  • Всего авторских публикаций – более 150, в том числе учебники и двуязычные словари по языку идиш, методические рекомендации для педагогических работников, программы повышения квалификации и профессиональной переподготовки для работников сферы образования.

Читаемые курсы

Государственная образовательная политика. Психолого-педагогические основы образовательной деятельности. Нормативно-правовое обеспечение современного российского образования. Теория и практика обучения. Теория и практика воспитания. История педагогики. Конфликтология. Функции воспитания по управлению социализацией личности. Уроки Холокоста — уроки толерантности. Метапредметный подход: сущность, смыслы,технологии достижения результатов. Технологии развивающего обучения. Исследовательский подход в обучении. Управление качеством образования. Психолого-педагогическое сопровождение деятельности молодых педагогических работников. Вопросы управленческой деятельности и тьюторского сопровождения педагогической деятельности. ФГОС: сущность, смыслы и механизмы реализации. Профилизация и индивидуализация в обучении и воспитании. Управление развитием образовательного учреждения (организации). Региональная модель презентации и самопрезентации ППО. Роль ППО в развитии инновационного потенциала педагогических работников. Гуманистический подход в управлении персоналом. Стратегия и тактика в управлении персоналом и развитии ОУ.

Повышение квалификации

  • Курсы «Планирование и организация управления качеством образования на уровне общеобразовательных учреждений» — 96 часов, г. Москва, АПКиППРО, 2007.
  • Курсы «Современный образоваетльный менеджмент» — 84 часа, г. Москва, АПКиППРО. 2009.
  • Сертификат тьютора по программе «Современный образовательный менеджмент» — 2009, г. Москва. АПКПиППРО.
  • Дистант-курсы «Методы профилактики и разрешения конфликтных ситуаций в образовательной среде»- 72 часа, г. Москва, Педуниверситет «первое сентября» при МГУ им. М. В. Ломоносова — 2009.
  • Дистант-курсы «Применение инновационных образовательных технологий в рамках реструктуризации сети образовательных учреждений» — 144 часа, г.Санкт-Петербург, ООО «Балт-Аудит-Экспресс»,2009.
  • Курсы «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях РФ» -72 час,а г. Москва АПКиППРО, 2010.
  • Курсы «Контроль и надзор в сфере образования» — 72 часа, г. Биробиджан, ОблИПКПР, 2011.
  • Свидетельство об аккредитации эксперта — ЕАО, г. Биробиджан, комитет образования ЕАО — 2011.
  • Курсы и сертификат тьютора «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развити я системы образования» — 72 часа, г. Москва, Международный институт менеджмента ЛИНК, 2011.
  • Стажировка «Моделирование образовательных систем на основе социокультурного подхода» — 72 часа, г. Якутск, ГОУ ДПО РС(Я) «Институт развития образования и повышения квалификации», 2011.
  • Курсы «Подготовка ведущих консультантов по вопросам развития системы образования» — 144 часа. г. Хабаровск, ХКИРО, 2011.
  • Стажировка «Обеспечение доступности дошкольного образования через организацию вариативных форм с привлечением негосударственного сектора» — 72 часа, г. Благовещенск, ГОАУ ДПО Амурский областной институт развития образования, 2011.
  • Курсы «Формирование общероссийского кадрового ресурса ведущих консультантов по вопросам развития системы образования» — 78 часов, г.Москва, ВШУ, 2011.
  • Стажировка «Распространение современных организационно-правовых моделей, обеспечивающих успешную социализацию детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов» — 40 часов, г. Москва, АНКО «СУВАГ», 2012.
  • курсы «Социализация детей с ОВЗ и детей-инвалидов» — 72 часа, г. Биробиджан, 2012.
  • Стажировка «Повышение квалификации педагогических и управленческих кадров для реализации ФГОС общего образования» — 72 часа, г. Хабаровск, ХКИРО, 2012.
  • Курсы «Функционирование русского языка как государственного языка РФ» — 72 часа, г. Биробиджан, облИПКПР, 2012.
  • Профессиональная переподготовка «Менеджмент образования» — 564 часа, г. Би робиджан, ОблИПКПР, 2012.
  • Курсы «Совершенствование профессиональных компетенций специалистов, внедряющих в ОУ курс ОРКСЭ» — 144 часа, г. Биробиджан, ОблИПКПР, 2013.
  • Курсы и стажировка «государственно-общественное управление образованием как фактор системных изменений в условиях реализации ФГОС общего образования» — 72 часа, г. Хабаровск, ХКИРО, 2013.
  • Стажироовка «Тьюторское сопровождение по предпрофильной подготовке и профориентации детей с ОВЗ» — 72 часа, г. Бириобиджан, ОблИПКПР, 2013.
  • Курсы «Организационное развитие образовательного учреждения» — 144 часа, г. Москва, АПКиППРО, 2013.

Награды 

  • Благодарственное письмо Д.А.Медведева — 2000;
  • Почётный работник общего образования — 2003;
  • Благодарность партии «Единая Россия» — 2003;
  • Благодарственное письмо комитета образования ЕАО -2006;
  • Почётная грамота правительства ЕАО — 2008;
  • Благодарственное письмо комитета образования ЕАО — 2008;
  • Грамота Биробиджанской Епархии РПЦ — 2010;
  • Благодарственное письмо Министерства образования Хабаровского края — 2010;
  • Грамота Биробиджанской Епархии РПЦ — 2011;
  • Благодарственное письмо Академии ПК и ППРО- 2011;
  • Благодарность Законодательного Собрания ЕАО — 2011;
  • Лауреат медали «Лучшие люди России» — 2008 г;
  • Благодарственное письмо Законодательного собрания ЕАО — 2013 г.;
  • Благодарственное письмо мэрии г. Биробиджана — 2013.;
  • Заслуженный работник образования Еврейской автономной области — 2014 г..

Карьерный и профессиональный рост

  • 1966-1975 — учитель сельской школы Пономарёвского района Оренбургской области;
  • 1975-1976 — воспитатель в детском саду г. Оренбург;
  • 1976-1979 — воспитатель, старший воспитатель школы-интерната № 2 г. Оренбург;
  • 1979 -1982- ассистент кафедры педагогики Оренбургского госпединститута им. В. П. Чкалова;
  • 1982-1985- очная целевая аспирантура при кафедре общей педагогики МГПИ им. В. И. Ленина, г. Москва.
  • 1985-1988 — старший преподаватель кафедры педагогики Оренбургского госпединститута им. В. П. Чкалова;
  • 1988 -1989 — доцент кафедры педагогики ОблИУУ (ЕАО, г. Биробиджан);
  • 1989 — 1990 — старший преподаватель кафедры педагогики Биробиджанского госпединститута;
  • 1995-2000- руководитель исполкома регионального (ЕАО) отделения ВОПД «Наш дом -Россия»;
  • 1990-2001 — зав. Еврейским филиалом Института национальных проблем образования (Москва — Биробиджан);
  • 2001- методист ОблИИУ;
  • 2001 (август) -2009 — директор ОблИУУ;
  • 2010-2013 (июль) -ректор ОГАОУ ДПО «Областной институт повышения квалификации педагогических работников»;
  • 2013 (июль) — завкафедрой педагогического менеджмента ОблИПКПР
  • 2014 (октябрь) — зав. отделом педагогического менеджмента.