Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Автор: Любовь Александровна Батий, учитель начальных классов Муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения общего среднего образования «Школа № 2 г. Облучье»

Предмет : окружающий мир

УМК «Планета знаний» ФГОС

1 класс

 

Тема «Полна природа удивленья».

Раздел: Природа в жизни человека.

Тип урока: открытие новых знаний

Педагогические цели: создание условий для формирования первоначального представления о живой и неживой природе, наблюдения за явлениями окружающей природы; развитие внимательности и наблюдательности, умения работать со схемами.

Планируемые результаты:

Предметные: различают объекты живой и неживой природы.

Личностные: осознают себя жителями планеты Земля, испытывают чувство ответственности за сохранение ее природы.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Регулятивные: планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации, в том числе во внутреннем плане.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в окружающей природе; логические – классифицируют объекты живой и неживой природы; устанавливают причинно-следственные связи.

Коммуникативные: умеют работать в паре, контролировать действия партнера.

Оборудование: учебник «Окружающий мир» 1 класс ( Г.Г. Ивченкова, И.В. Потапов), рабочая тетрадь «Окружающий мир» 1 класс, компьютер (презентация), конверты с заданиями.

Ход урока.

Этапы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формирование УУД

1. Организационный момент. Настрой.

2.Актуализация знаний.

3.Формулировка темы урока.

4.Постановка учебной задачи.

4.1 Проблемная ситуация.

4.2 Работа в парах.

Проверка. Оценивание.

4.3 Работа с учебником.

4.4 Формулирование целей урока.

Физминутка.

5. Усвоение новых знаний и способов действий. Первичное закрепление.

Разминка (в кругу)

Знакомство с понятием «явления природы».

Разгадывание загадок о явлениях природы.

Просмотр видео о явлениях природы.

6. Самостоятельная работа

7. Рефлексия.

Итог урока.

— Доброго всем дня!

— Сегодня у нас на уроке гости. Давайте поприветствуем их своими улыбками.

-Посмотрите на меня.

-Закройте глаза, сделайте глубокий вдох и выдох. Откройте глаза, посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Посмотрите на меня.

— Сейчас тихо сядут девочки. А, мальчики покажут, как нужно садиться еще тише.

-Молодцы!

-Какой у нас сейчас урок?

-Что такое окружающий мир?

-Всё ли мы знаем об окружающем нас мире?

— Урок наш я хочу начать со стихотворения. Послушайте его и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы воздух и листва.

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года.

Это все вокруг….(природа)

Слайд

— Давайте посмотрим на маршрутный лист.

Прочитаем название раздела, который мы начинаем изучать.

-А что такое природа?

-Как вы думаете, все ли вы знаете о природе?

-Хотели бы что- то узнать ещё?

-Первая остановка в этом разделе называется? «Полна природа удивленья».

Это тема нашего сегодняшнего урока.

-Как вы думаете, что значит, полна природа удивленья?

Итак, сегодня мы будем говорить о природе. Вспомним все, что о ней знаем.

— Посмотрите вокруг. Что вы видите? Что нас окружает?

— Сегодня мы договоримся, что все окружающие предметы называть будем объектами. Слово для нас новое. Повторим его.

— У вас на партах лежат конверты, а в конвертах картинки. Разделите картинки, на которых изображены различные предметы на группы.

(дерево, река, солнце, человек, машина, лиса, снег, кукла, книга)

Напоминаю, что при работе в парах говорим тихо, вежливо поправляем соседа, если он ошибся, показываем готовность пары.

Как вы распределили? Почему?

— А теперь уберите в конверт изображения того, что создано человеком. Что у нас осталось?

— Какой вывод мы можем сделать, выполнив это задание?

Оставшиеся карточки разделите еще на две группы, подумайте! Если затрудняетесь, используйте схему на с. 58.

О чем можно узнать по этой схеме?

— На какие 2 группы вы раздели остальные картинки? Почему?

-Какая может быть природа?

— Давайте поставим цели урока, чему вы должны научиться сегодня научиться?

Причитайте по слайду цели урока:

  1. Узнать, что относится к живой и неживой природе.
  2. Узнать признаки живой и неживой природы.
  3. Узнать о явлениях природы.
  4. Закрепить полученные знания.

Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы)

— Можем уже сказать, что относится к живой природе, а что к неживой?

— Приведите примеры объектов живой и неживой природы, пользуясь схемой на с.58.

— игра «Третий лишний» (слайд)

На этих картинках объекты природы. Но , одна картинка -лишняя. Какая и почему,?

— Сделайте вывод. Что относится к живой природе?

— Как вы думаете, чем живая природа отличается от неживой? Давайте определим признаки живой природы!

Слайд

Вернемся к нашему плану.

-Узнали, что относится к живой и неживой природе?

-Признаки живой и неживой природы узнали?

Игра «Живое –неживое»

Я кидаю мяч и называю слово, а вы должны поймать мяч и сказать природа это или нет, если природа , то какая, живая или нет.

Раз, два, три, четыре, пять начинаем мы играть. Постарайтесь дать ответ, где природа, а где нет.

Бабочка, камень, солнце, гусеница, матрешка, котенок, собака, велосипед, человек, ромашка.

— Что нельзя называть объектом природы?

-Что осталось выполнить?

— Узнать о явлениях природы и закрепить полученные знания.

— А теперь отгадайте загадки.

Летит без крыльев и поет,

Прохожих задирает.

Одним проходу не дает,

Других он подгоняет. (Ветер)

Раскаленная стрела

Дуб свалила у села. (Молния)

Одеяло белое

Не руками сделано

Не ткалось и не крошилось-

С неба на землю свалилось. (Снег)

В белом бархате деревня-

И заборы и деревья.

А как ветер нападет

Этот бархат опадет. (Иней)

Не пешеход, а идет.

Мокнут люди у ворот.

Ловит дворник его в кадку.

Очень трудная загадка? (Дождь)

На минутку в небо врос

Разноцветный чудо мост.

Чудо мастер мастерил

Мост высокий без перил. (Радуга)

-Как можно назвать все изменения в природе? Это ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. Давайте вернёмся к названию темы нашего урока.

Полна природа удивленья. Замечательные слова! В природе постоянно происходят изменения, которые вызывают у нас удивление: то дует ветер, то идет дождь, то выпадет снег, то появляется яркое солнышко. Все эти изменения в природе называются природными явлениями или явлениями природы.

— Какие явления природы вы знаете?

Посмотрите в учебник на с.59.

-Какие явления природы вы увидели?

Какие вам приходилось наблюдать самим?

А теперь поработаем самостоятельно. Откроем рабочие тетради и выполним задание 1 на с.3

Ваша задача: обвести предметы живой природы зеленым карандашом, а неживой красным.

А чтобы проверить, как вы выполнили это задание, предлагаю взаимопроверку и обсудить, кто как выполнил это задание.

Давайте вернемся к началу урока.

— Вспомните, какие цели урока были поставлены? Как вы считаете, достигли мы их?

-Что такое природа?

— На какие две группы делится природа?

— Назовите объекты живой и неживой природы.

— Какие явления природы вы знаете? Они к какой природе относятся?

— Какими знаниями, полученными на уроке вы готовы поделиться дома?

— Какое задание было самое интересное?

— Что вызвало трудности?

Оцените свою работу:

Если на уроке вам всё было понятно –красный смайлик.

Если вам было трудно и не все понятно – синий смайлик.

Кто на уроке был самым активным?

Спасибо за работу, урок окончен!

Подготовка класса к работе.

Слушают, отвечают на вопросы.

-Природа не перестает удивлять нас своими чудесами.

Распределяют картинки.

Повторяют правила работы в паре.

Пара , выполнившая задание первыми , распределяют предметы на доске, остальные корректируют их при необходимости.

-Объекты природы и объекты, сделанные человеком.

Оценивают работу пары на данном этапе.

— Природа ,это всё, что нас окружает, кроме того, что сделано руками человека.

Читают вывод на с.58 учебника

Выполняют упражнения

Определяют лишний предмет, объясняют свой выбор, делают вывод

Дети рассказывают, что живая природа это то, что дышит, растет, питается.

То, что сделано руками человека.

Отгадывают загадки.

Выполняют задание, взаимопроверка.

Отвечают на вопросы.

Оценивают работу на уроке.

Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю).

Личностные : внутренняя позиция обучающегося на уровне положительного отношения к процессу обучения.

 

Личностные: действие смыслообразования (интерес, мотивация).

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

 

Личностные : выражение положительного отношения к процессу познания; проявление внимания, удивления, желания узнать больше.

 

 

 

Познавательные: наблюдение.

Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю)

 

 

 

 

Познавательные: наблюдение, поиск информации.

 

Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи.

Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю).

Умение контролировать действия партнера.

Коммуникативные: формирование умения объяснять свой выбор,

строить фразы, отвечать на

поставленный вопрос.

Познавательные: сравнение, наблюдение.

Познавательные: умение структурировать знания.

Коммуникативные:

умение работать коллективно.

Познавательные:

ориентирование в учебнике.

Регулятивные: целеполагание .

Регулятивные: осуществляют пошаговый контроль своих действий, ориентируясь на показ движений учителем.

Коммуникативные:

способствуют снятию эмоционального и статистического напряжения.

Познавательные: сравнение, наблюдение. Структурирование знаний.

Коммуникативные: формирование вербальных способов коммуникации (вижу, слышу, слушаю, отвечаю).

Коммуникативные: сотрудничество и кооперация с учителем и сверстниками.

Познавательные: сравнение, наблюдение. Структурирование знаний.

Регулятивные : удержание цели урока.

Познавательные: наблюдение ,

извлечение информации, сравнение.

Регулятивные: оценивание.

Личностные: формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру.

Личностные: умение формировать собственное мнение.

Регулятивные:

удержание цели, внесение коррективов,

самооценка

Личностные : способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.