Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Автор: Нина Анатольевна Казицкая , учитель географии МБОУ СОШ № 10 п.Волочаевка

Цель: обобщить полученные знания по географии ЕАО

Задачи:

  • углублять и расширять знания учащихся по географии своей области;
  • развивать у учащихся интерес и любознательность, умение добывать дополнительную информацию самостоятельно;
  • воспитывать доброжелательность, толерантность, умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с номерами ответов, физическая карта ЕАО, компьютер, монитор, телевизор или видеопроектор.

Оформление класса: На доске крепятся карта ЕАО, иллюстрации фотографий растений и животных ЕАО, на партах приготовлены карточки для ответов на вопросы от «1» до «5».

ИГРА-ВИКОРИНА «Земля моя»

Урок-обобщение пройденного материала по географии ЕАО для 8 класса

Девиз урока:

«Ты помни: мира не узнаешь, не зная края своего».

Цель: обобщение полученных знаний учащихся о природе, географическом положении, богатствах области.

Задачи:

  • углублять и расширять знания учащихся по географии своей области;

  • развивать у учащихся интерес и любознательность, умение добывать дополнительную информацию самостоятельно;

  • воспитывать доброжелательность, толерантность, умение работать в коллективе.

Оборудование: карточки с номерами ответов, карточки с названиями страниц викторины, физическая карта ЕАО, компьютер, монитор, телевизор или видеопроектор.

Оформление класса: На доске крепятся карта ЕАО, иллюстрации фотографий растений и животных ЕАО, на партах приготовлены карточки для ответов на вопросы от «1» до «6».

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ:

Перед началом мероприятия звучат песни о Родине. Мелодия затихает, учитель проводит организационный момент, представляет жюри. Класс делится на 3 группы, каждой группе даются карточки с номерами ответов. Члены жюри строго контролируют номера карточек, которые поднимают учащиеся каждой группы. Для индивидуальной игры на партах имеются небольшие карточки для всех учащихся.

Учитель:

Здравствуйте, ребята. Сегодня мы подводим итог изученному по географии нашей области и проведем игру-викторину. Мы полистаем страницы изученного материала, ответим на интересные вопросы. За правильный ответ вы получаете жетон. Оценивать ваши результаты будет жюри (представление жюри).

Наша первая страница «Дружба», здесь каждая команда должна себя представить, придумать название, связанное с историей ЕАО, объяснить, почему вы выбрали такое название.

Пока ученики подбирают названия, звучат песни о Родине, демонстрируются слайды с фотографиями природы ЕАО.

За представление и обоснование жюри выставляет оценки до 3-х баллов.

Наша вторая страница: «Географическая» (на доске появляется надпись с названием станции). Я задаю вопрос, вы выбираете правильный ответ и поднимаете карточку с номером правильного ответа. Правильный ответ — 1 балл.

  1. Где расположена территория Дальнего Востока?

1. Северо-восточная часть Азии 2. Южная Азия 3. Передняя Азия

2. Какие моря омывают Дальний Восток?

1. Белое 2. Охотское 3. Японское

4. Желтое 5. Средиземное 6. Карское

  1. Какие из этих рек протекают по территории Дальнего востока?

1. Лена 2. Обь 3. Зея

4. Уссури 5. Амур 6. Волга

  1. Какие города располагаются на территории Дальнего Востока?

1. Новосибирск 2. Якутск 3. Хабаровск

4. Москва 5. Биробиджан 6. Владивосток

  1. В водоразделе каких рек расположена Еврейская Автономная область?

1. Бира 2. Тунгуска 3. Амур

4. Лена 5. Биджан 6. Бурея

  1. Какое место по площади занимает ЕАО среди автономных образований России?

1. 5 м 2. 3 м 3. 4 м 4. 1 м 5. 2 м

Учитель:

Пока жюри подводит итоги, я предлагаю провести персональную мини-викторину. За правильный ответ игрок получает жетон. Игрок, набравший больше всех жетонов, получает приз.

  1. Как называется район, в котором мы живем, и почему он так называется?

(Смидовичский, в честь Петра Гермогеновича Смидовича)

  1. Назовите областной центр, почему он так называется? На месте какой станции он возник? (Биробиджан, слияние рек Биры и Биджана, станция Тихонькая)
  1. Как называются изделия из глины? (Керамика)
  1. Кочь и Шитик – это название животного или вид корабля? (Вид корабля)
  1. Назовите имена первопроходцев тихоокеанского побережья и Приамурья. (Дежнев, Поярков, Хабаров, Москвитин, Головин, Атласов, Беринг, Чириков, Крузенштерн и другие)
  1. Назовите населенные пункты области, названных в честь исследователей Приамурья и первооткрывателей? (Радде, Помпеевка, Пашково, Пронькино, Кукелево, Головино, Дежнево)
  1. Одно из ценных полезных ископаемых области? (Олово)

Подсчет жетонов. Вручение призов.

Наша третья страница «Биологическая». Правильный ответ – 3 балла.

А) «Зеленый мир».

1. Название этого растения в переводе обозначает дерево-роза? Цветет в начале мая-июня, высотой достигает 2-х метров. Массово уничтожается людьми. (Рододендрон даурский)

2. Это растение называют чудом мира, даром бессмертия, корнем жизни? (Женьшень)

3. Этот цветок с давних пор считается лучшим украшением водоемов Востока, считается священным и неприкосновенным? В Тибетской медицине из него делают 340 видов лекарств. (Лотос Комарова)

4. Торжественные и вместе с тем теплые цветы считались у многих народов мира символом спокойствия, молчания и печали? (Касатик мечевидный – ирис)

5. Этот цветок имеет несколько названий: горицвет, огонек, звездочка? (Лихнис сверкающий)

6. Назовите растение, которое способствует укреплению дружеских связей с Японией? (Папоротник орляк)

Б) «Угадай птицу».

1. Эта водоплавающая птица ярко окрашена золотисто-рыжими и красными тонами, крылья с торчащими в виде веера перьями, на голове хохолок пурпурно-зеленого цвета, медно-красный зоб и кремовое брюшко. За яркость оперения ее называют огоньком. (Утка Мандаринка)

2. Эта птичка неброская, но очень загадочная. Похожа на мелкого ястреба. Нередко ее трогательный голосок считается воплощением печали. В Якутии эту птицу считают священной. (Кукушка)

  1. Это большая серая птица, высоко взмывает вверх, ее немигающие зоркие глаза устремлены вперед, лишь иногда слегка поворачивает голову, выбирая жертву. Питается исключительно птицами, от мелких куликов до утки или гуся. Удар этой мчащийся птицы равен удару лошадиного копыта. (Сокол — сапсан)

В) «В мире животных». Работа с карточками.

1. Это животное хорошо лазает по кручам, великолепно плавает, хорошо бегает на марафонские дистанции, к своей жертве подкрадывается незаметно, невероятно силен, слух и обоняние сильные, а вот зрение слабовато.

1. Волк 2. Медведь 3. Росомаха 4. Рысь

2. Поведение этого животного очень сложное. Он умен, морда очень богата мимикой, Хвост – выразитель чувств. Его положение говорит о тревоге, миролюбии, угрозе. Физически зверь развит отлично, в броске развивает скорость до 85 км/ч, иначе 24 м/с.

1.Тигр 2. Волк 3. Кабан 4. Енотовидная собака

3. В зимнем наряде он удивительно красив, изящная голова с большими выразительными глазами. Он чувствует себя свободно везде: на земле, на дереве, под снегом. Стремительность, мягкость, грация его неподражаемы. Он типичный хищник, но употребляет и растения. Излюбленная его пища – рябчик.

1. Заяц 2. Горностай 3. Соболь 4. Колонок

Подсчет баллов.

И последняя наша страница «Орфографическая»

Из букв А, Б, В, О, Н, И, С, Н, К, Ь, Х, Т, Е, О, Р, У, М, Л, Д составить как можно больше слов , связанных с Еврейской автономной областью и Смидовичским районом.

Команды по очереди называют составленные слова, пока не останется команда-победитель. Оценивается по 3-х бальной системе (3 балла – победитель, 2 балла – команде сопернику и 1 балл команде, которая вышла первой)

Жюри подводит итоги конкурсов. Награждаются победители.