Институт развития образования Еврейской автономной области

Дополнительная профессиональная программа повышения квалификации для руководителей и заместителей руководителей ОО и ПОУ СПО «Стратегии командообразования и наставничества в образовательной организации» реализована на прошлой неделе в ОГАОУ ДПО «ИПКПР». Слушатели программы — директора ОО и их заместители (24 человека) совершенствовали профессионально-управленческие компетентности по разработке и реализации стратегий командообразования и наставничества в образовательной организации.

В рамках программы слушателям представлены многие актуальные вопросы, в том числе:

Методология наставничества в контексте государственной образовательной политики. Взаимосвязь наставничества, командообразования и проектного управления. Национальный проект «Учитель будущего». Организация наставничества в образовательной организации, муниципалитете. Интеграция наставничества, проектного управления и командообразования в сфере образования. Содержание управленческо-педагогических компетентностей в условиях проектного управления и технологии их реализации.

Обеспечена актуализация методологии, сущности, смыслов, условий эффективного взаимодействия наставничества и воспитания в образовательной организации. Наставничество обосновано как важнейший инструмент совершенствования качества и эффективности современного образования. Обоснованы направления наставничества. Наставничество определено как доказательная социальная практика. Показаны цели, задачи наставничества на различных уровнях образования; механизмы и технологии наставничества для педагогических работников, обучающихся и воспитанников; социальные и образовательные запросы в подростковом и юношеском возрасте, специфика детей и молодежи, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Раскрыты стратегии командообразования как ресурс развития образовательных организаций в условиях проектного управления; технологии командообразования. Сформулированы принципы формирования, функционирования команд образовательных организаций в целях эффективного управления и развития образовательных организаций. Показан опыт ОО От стратегий командообразования к программе развития ОО

Рассмотрены программы наставничества; их содержание, структура, требования. Представлены требования к оценке программ наставничества, а также принципы, инструменты мониторинга и оценки программ наставничества. Сформированы практические аспекты краткосрочных программ наставничества для подростков и молодежи. Ретранслированы региональные особенности программ наставничества для подростков и молодежи. Обоснованы варианты выбора целевых аудиторий и партнеров программы.

Раскрыты психологические основы наставничества; общение и сотрудничество наставника и наставляемого; психологические основы программ наставничества, а также психологические аспекты краткосрочных программ наставничества для подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации. Приведены примеры реализации программы наставничества для подростков и молодежи в трудной жизненной ситуации при участии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации: от подготовки до оценки результатов.

Осуществлено пошаговое построение модели наставничества по форме “учитель – учитель” в образовательной организации. Описана социально-педагогическая модель наставничества. Актуализированы позиции в программе, профили участников и этапы отбора, основной функционал наставника, куратора, тьютора программы. Представлена роль тьюторской позиции, цели наставничества, церемонии открытия и закрытия, тематика встреч наставника и подопечного.

Методический практикум обеспечил составление резюме и ресурсной карты, проведение встреч наставника и подопечного, подготовка наставников, анализ встреч наставника и подопечного, осуществлён анализ типичных кейсов из практики сопровождения наставничества.

Раскрыты этапы внедрения целевой модели наставничества в образовательной организации: формы наставничества, этапы, мотивация, мониторинг. Модели и методики наставничества. Наставничество по модели «Взрослый — Ребенок». Основные требования. Примеры программ. Методика наставничества «Мое будущее». Наставничество по модели «Взрослый — Группа детей». Основные требования. Примеры организации группового наставничества в продуктивной деятельности. Наставничество по модели «Ребенок — Ребенок». Основные требования. Возможности, примеры и перспективы.
Эстафетное и многоуровневое наставничество. Финансовая грамотность в наставничестве молодежи. Реализация программ наставничества в дистанционном формате.

Обоснована «Дорожная карта» целевой модели наставничества Проекты нормативно-правового сопровождения наставничества на уровне образовательных организаций (положение о наставничестве, функционал и должностная инструкция наставника, формы и методы наставничества).

Показана координация работ по запуску, реализации и оценке наставничества на базе организаций различного типа и вида. Программы наставничества в современной России. Роль координатора. Организация предварительного этапа программы. Организация подготовительного и основного этапа программы.
Организация текущего и итогового оценивания программы. Оценка рисков.
Популяризация программы. Масштабирование программы.
Личные качества координатора. Проект координатора программы: этапы разработки, рекомендации.
Опыт образовательных организаций по разработке и реализации программ наставничества. Организация и управление программой наставничества в образовательной организации — разработка и оформление моделей наставничества в ОО.

Входное тестирование выявил недостаточность знаний и умений слушателей курсов по проблематике данной ДПП ПК, поэтому ППС использовал активные и интерактивные методики и технологии с максимальным погружением слушателей в разрешение проблем для достижения необходимых результатов усвоения и освоения содержания программы.

Слушатели по результатам итоговой аттестации в формате защиты проектов моделей наставничества для ОО показали усвоение нормативно-правовой регламентации наставничества в образовательных организациях; опыт функционирования института наставничества в России и за рубежом; структуру и содержание целевой модели наставничества в образовательных организациях: алгоритм разработки программы наставничества; основы возрастного развития, психологии личности; методы и формы эффективного взаимодействия наставника и наставляемого.

Слушатели подтвердили умения разрабатывать программу наставничества; создавать условия для развития наставляемых, мотивировать их деятельность; разрабатывать модель наставничества для конкретной образовательной организации; применять психолого-педагогические технологии при реализации программы наставничества; эффективно взаимодействовать с участниками образовательных отношений.

Все слушатели получили кейс УЭМ (учебно-электронные материалы) — 33 объекта, всего 78,1MB. Участники программы выражали институту, ППС (Л. Г. Куц, И. П. Хачко, Т. А. Файн, Л. Г. Евстигнеева, Н. Г. Шаталова, М. Н. Авачёва, В. В. Исаева, И. С. Кияшко) признательность за эффективное содержание и высокое качество по реализации данной программы.

Все слушатели — 24 человека — получают по результатам освоения ДПП ПК удостоверения установленного образца о повышении квалификации.

Файн Татьяна Анатольевна — куратор ДПП ПК «Стратегии командообразования и наставничества в образовательных организациях», региональный координатор наставничества, кандидат педагогических наук, доцент, завотделом педагогического менеджмента ОГАОУ ДПО «ИПКПР»