В ноябре 2022 ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО» проводит III областной заочный конкурс педагогов «Информационные технологии в профессиональном образовании (IT-ПРОФ ЕАО-2022)» (далее – Конкурс).

Конкурс проводится в целях поддержки, развития и распространения педагогического опыта и инициатив в области использования ИКТ в профессиональном образовании; стимулирования повышения уровня профессиональной компетентности педагогических работников.

Задачи Конкурса:

  • выявление лучшего педагогического опыта и инициатив в области использования информационно-коммуникационных технологий (далее — ИКТ) в профессиональном образовании;
  • содействие улучшению качества содержания и представления методических, инструктивных, диагностических и других методических материалов педагогов, содержащих ИКТ;
  • формирование банка практик использования ИКТ в профессиональном образовании;
  • распространение актуального педагогического опыта, продвижение инновационных идей;
  • повышение информационной культуры педагогического сообщества;
  • мотивация творческой активности педагогов;
  • обеспечение роста интерактивности взаимодействия участников образовательного процесса;
  • стимулирование развития и совершенствования информационного образовательного пространства региона.

Участники Конкурса — педагогические работники общеобразовательных и профессиональных образовательных учреждений.

Номинации Конкурса:

1. «Учебное занятие с использованием ИКТ».

В рамках номинации рассматриваются и оцениваются педагогические, дидактические, методические идеи организации учебной деятельности с эффективным использованием учебного оборудования. Все материалы должны быть разработаны участником конкурса самостоятельно. Обязательным условием является использование на занятии одного из видов оборудования: интерактивной доски, цифрового конструктора, планшета и т.п.

Рекомендуемая форма оформления структуры занятия, с перечнем используемого учебного оборудования указана в Приложении № 2.

2. «Внеаудиторное мероприятие с поддержкой ИКТ».

К участию в данной номинации представляются методические разработки внеаудиторных воспитательных мероприятий, предназначенные для демонстрации практического применения ИКТ в воспитательном процессе. Принимаются сценарии и описания воспитательных мероприятий с ИКТ-ресурсами, которые были разработаны для данного мероприятия. Все разработанные ИКТ-ресурсы должны прилагаться к конкурсной работе.

Тема представляемого на конкурс мероприятия и структура оформления его сценария или описания выбираются участником самостоятельно. При подготовке автор работы должен ориентироваться на критерии оценивания и на актуальные проблемы и задачи, стоящие перед системой образования: здоровый образ жизни, работа со студентами с ограниченными возможностями здоровья, обеспечение информационной безопасности студентов и т.д.

3. «Образовательный интернет-проект».

К участию в данной номинации принимаются сайты, блоги и другие сетевые ресурсы, созданные участниками конкурса. Представляемые проекты должны иметь четко сформулированные образовательные цели и задачи, проект должен помогать педагогическому работнику в его профессиональной деятельности, профессиональной самореализации.

В описательной части нужно указать цели и задачи ресурса (блога, сайта), полный сетевой адрес, его целевую аудиторию, год создания, описать информационную структуру ресурса (блога, сайта), его логику, указать периодичность обновления, перспективы развития, описать его интерактивные элементы.

Рекомендуется указать информацию, доказывающую полезность данного ресурса, описать какую роль играет ресурс в учебном процессе (внеаудиторной работе).

4. «Курс дистанционного обучения».

Курс дистанционного обучения для целей настоящего Конкурса понимается как взаимодействие педагога и обучающегося между собой на расстоянии, отражающее все присущие учебному процессу компоненты (цели, содержание, методы, организационные формы, средства обучения) и реализуемое специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами, предусматривающими интерактивность.

Формы:

Чат-занятия — учебные занятия, осуществляемые с использованием чат-технологий. Чат-занятия проводятся синхронно, то есть все участники имеют одновременный доступ к чату.

Веб-занятия — дистанционные уроки, конференции, семинары, деловые игры, лабораторные работы, практикумы и другие формы учебных занятий, проводимых с помощью средств телекоммуникаций и других возможностей сети Интернет.

Для веб-занятий используются специализированные образовательные веб-форумы — форма работы пользователей по определённой теме или проблеме с помощью записей, оставляемых на одном из сайтов с установленной на нём соответствующей программой.

От чат-занятий веб-форумы отличаются возможностью более длительной (многодневной) работы и асинхронным характером взаимодействия учеников и педагогов.

Телеконференция — проводится, как правило, на основе списков рассылки с использованием электронной почты. Для учебных телеконференций характерно достижение образовательных задач. Также существуют формы дистанционного обучения, при котором учебные материалы высылаются почтой в регионы.

На конкурс принимаются курсы, предназначенные как для поддержки очных форм, так и для обеспечения полностью дистанционного обучения. Оцениваются не только сами дистанционные курсы, их электронные ресурсы, но и методика их использования, идея, технология организации дистанционного обучения.

Возможны работы, которые бы продемонстрировали последние тенденции в области электронного обучения: перевернутый класс, смешанное обучение, МООК и т.д. Принимаются курсы дистанционного обучения, созданные на базе не только традиционных платформ дистанционного обучения, но и любых других.

В описательной части нужно указать цели и задачи ресурса, его целевую аудиторию, год создания, описать структуру ресурса, его логику, указать информацию, доказывающую полезность данного ресурса, описать какую роль играет ресурс в учебном процессе.

5. «Онлайн-курс».

Под онлайн-курсом для целей настоящего Конкурса понимается обучающий курс с массовым интерактивным участием с применением технологий электронного обучения и открытым доступом через Интернет, одна из форм дистанционного образования. В качестве дополнений к традиционным материалам учебного курса, таким как видео, чтение и домашние задания, открытые онлайн-курсы дают возможность использовать интерактивные форумы пользователей, которые помогают создавать и поддерживать сообщества студентов, преподавателей и ассистентов.

В описательной части нужно указать цели и задачи ресурса, его целевую аудиторию, год создания, описать структуру ресурса, его логику, указать информацию, доказывающую полезность данного ресурса, описать какую роль играет ресурс в учебном процессе.

6. «Электронный образовательный ресурс».

Термин «Электронный образовательный ресурс» (ЭОР) для целей настоящего Конкурса понимается как объедение всего спектра средств обучения, которые разработаны и воспроизводятся на базе компьютерных технологий.

В зависимости от назначения и объема учебного содержания ЭОР различаются по видам: электронный учебно-методический комплекс, электронный демонстрационный материал, электронный модуль проверки знаний, электронный практикум, электронный учебный модуль (дистанционный курс), электронное учебное пособие, электронное методическое пособие, видеотрансляция.

Для участия в номинации принимаются электронные образовательные ресурсы, самостоятельно разработанные участниками конкурса. Каждый ЭОР должен сопровождаться методическим описанием, показывающим место ресурса в учебном процессе, описанием целей и задач, которые он решает, с указанием курса и предмета/дисциплины, на которых данный ЭОР можно использовать.

Рассматриваются ЭОР: статистические и интерактивные иллюстрации, анимации, презентации, видеофрагменты, электронные задания и тесты, небольшие компьютерные программы и т.п. Отличительными характеристиками данных ресурсов являются: небольшой объем, повышенная наглядность, интерактивность, автономность и самодостаточность, что позволяет широко и эффективно использовать их при организации учебного процесса.

Каждый ресурс должен решать конкретную образовательную задачу — доказательство теоремы, демонстрация лабораторного эксперимента, интерактивная карта и т.д.

По решению жюри Конкурса могут вводиться и другие дополнительные номинации.

Участникам Конкурса предлагается разработать методический материал, оснащенный ИКТ- ресурсами.

Критерии оценивания конкурсных работ педагогов и прочая информация приведена в положении о Конкурсе.

Кисиева Н.М., старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИРО ЕАО»