Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Современные школьники вряд ли знают о таком дне. День пророка Наума (Наума Грамотника) можно считать уникальным, ведь он посвящен не наблюдениям за погодными явлениями, верованиям и земледельческим работам, что составляет содержание большинства дат, отмеченных народным календарем. Тема Наумова дня – образование, учение, грамота.

В былые времена с этого дня в селах, деревнях и небольших городках детей начинали грамоте учить. С одной стороны, это было наиболее удобное время для овладения азами счета и чтения крестьянину – урожай собран, подростковой и детской работы в доме практически нет, на улице морозно, целыми днями приходится сидеть в доме, где душно, тесно, вечно кому-нибудь под руку попадаешь. А грамотный человек нужен в каждой семье. С другой стороны, приурочили начало занятий именно к первому дню декабря (по старому стилю), потому что покровителя дня (святого Наума) народные «языковеды» напрямую связали с учением. Ведь его имя производится от слова «ум», что закрепилось в многочисленных поговорках:

  • Пророк Наум наставит на ум.
  • Наум и худой разум на ум наведет.

К Науму Грамотнику и сегодня обращаются с просьбой «наставить на ум», «наделить умом»:

  • Батюшка Наум, наставь моего ребенка на ум!
  • Святой Наум, наведи меня на ум.

Пророка Наума с давних времен почитали на Руси. Считали его наставником, покровителем и помощником людей умственного труда. В училищах и школах его ещё называли Грамотником.

Известен наказ Наума Грамотника, который полезно прочитать современным школьникам.

Расширить образовательные представления обучающихся можно с помощью технологии смыслового чтения, на основе которой составлены стандартизированные материалы для промежуточной аттестации школьников.

Рекомендуется использовать в практике школьного филологического образования методические рекомендации «День Наума Грамотника» (Приложение) для организации аудиторной и самостоятельной работы школьников, формирования ценностного отношения к традициям Руси.

Учителям-словесникам, классным руководителям желательно включить данные материалы в школьную практику.

Н.Ю. Гузева, к.п.н., доцент кафедры ООиВ
О.В. Храмова, старший преподаватель кафедры ООиВ