С 26 по 30 октября 2020 года в ОГАОУ ДПО «Институт повышения квалификации педагогических работников» прошла программа повышения квалификации для учителей русского языка и литературы «Технологии формирования предметных и метапредметных результатов на уроках русского языка и литературы».

Содержание программы повышения квалификации включает в себя комплекс направлений, охватывающих теоретические и практические аспекты филологического образования:

  • механизмы достижения метапредметных образовательных результатов в условиях реализации филологического образования;
  • совершенствование содержания и эффективных моделей организации образовательного процесса по русскому языку и литературе, обеспечивающих достижение планируемых образовательных результатов в соответствии с требованиями ФГОС;
  • использование эффективных образовательных технологий (технологии образовательного путешествия, проектного обучения, проведения профессиональных проб и др.).

Занятия проходили в форме лекций, лекций-консультаций, практикумов, самостоятельных работ, дискуссий.

В рамках программы обсуждались вопросы, раскрывающие реализацию Концепции преподавания русского языка и литературы, аспекты метапредметного обучения литературе и русскому языку, учебно-методические комплексы по русскому родному языку, вопросы историко-культурного стандарта, актуальные в рамках школьного филологического образования (А.П. Ремпель, ст. преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»).

В результате освоения программы слушатели овладели практическим опытом проектирования образовательного процесса и организации проектной деятельности обучающихся на основе использования возможностей ее интеграции с инновационными образовательными технологиями с целью эффективного формирования метапредметных результатов (Е.С. Бабинер, ст. преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»).

Практическую значимость имели занятия, направленные на моделирование метапредметных заданий, контрольных работ для обучающихся 5-11 классов, тематического планирования по русскому родному языку и русской родной литературе.
Для слушателей была организована творческая встреча с региональными писателями и поэтами, которая была посвящена Болдинской осени. В ней приняли участие В.И Антонов, Т.А. Сафарова и Р.Б. Файн, члены Пушкинского клуба.

Участники творческой площадки выразили слова благодарности за интересную и полезную встречу. «…17 лет назад я впервые встретилась с Вами в стенах этого здания и навсегда влюбилась в литературу родного края. К сожалению, ритм нашей жизни не позволяет остановиться, вернуться назад и с упоением за чашечкой чая почитать, а такие встречи возвращают нас в ту реальность, о которой мы мечтаем. Я стараюсь поддерживать связь с писателями и поэтами нашей области. Мы поколение, которое видит и слышит Вас!» (Т.Б. Разуваева, учитель МКОУ «СОШ с. Лазарево» Ленинского района).

Участники ППК познакомились с детским технопарком «Кванториум», обнаружили реализацию метапредметных связей в деятельности основных квантумов и школьной практики, познакомились с наставниками школьников в различных цехах кванториума, оценили групповые проекты обучающихся Кванториума по различным направлениям: «От лета 41-го к весне 45-го», «Скульптор свечей» и др.

Учителя русского языка и литературы стали участниками перформанса, который состоялся на сцене областной филармонии.

Прошли годы, но, кажется, все забыли все…

И вот в 2020 году мы вновь переживаем суровые и страшные годы прошлого столетия. Тридцатые…

Спектакль начинается с интриги. У входа злой и беспощадный страж нового порядка. Он собирает повестки и вручает дело по обвинению А.И. Солженицына в качестве врага народа.

Символична лестница, по которой зрители поднимаются на верх. Они встречают там людей, закрытых в лифтах — немых свидетелей 30-х годов. Те говорят, вопрошают, а ощущения – они присутствуют, они с нами, здесь, ждут ответа.

Наконец, встреча с узником. Он чувствует себя свободным, дух его не смирился с заточением. Его волнуют вопросы будущего:

– Что оставят уходящие живым?
– Что оставили предыдущие поколения?
И решение – он свободен навсегда!

Игра актеров настолько естественна, что ты понимаешь, что это правда той жизненной ситуации, в которой оказался Солженицын. Зрители (участники перформанса) осознают, что участь их решена. Обычно узники погибают, но случилось чудо – Солженицына освободили.

Несмотря на столь чудесный конец, спектакль оставил тяжелое чувство горечи и сожаления, что наши соотечественники 30-х годов, свято верившие в светлую жизнь, прошли через такие испытания… а в красивом лесу, который окружает озеро, кто-то присвоил себе красоту…

Мероприятие, посвященное творчеству А.И. Солженицыну, погрузило филологов, слушателей программы, в советскую эпоху, заставило задуматься, переосмыслить ценности.
В ходе программы повышения слушатели познакомились с технологией буктрейлеров не только теоретически, но и практически: каждый участник подготовил и представил образовательный продукт по литературе. Буктрейлер – это не только форма анонсирования художественного произведения, но и результат групповой или индивидуальной проектной деятельности.

Система мероприятий, включенная в программу повышении квалификации, способствовала совершенствованию профессиональных компетенций педагогов.

Коментарии закрыты