Автор:  Т. В. Недоимкина,  учитель литературы МБОУ СОШ № 11 с. Волочаевка

 

Цели урока:

  • познакомить учащихся с писателем и его повестью;

  • продолжить работу над развитием навыков ориентироваться в тексте, давать оценочную характеристику героям произведения;

  • помочь учащимся раскрыть путь нравственного становления подростка в годы Великой Отечественной войны в процессе приобщения к делу тружеников тыла и осознания их высокого трудового подвига;

  • способствовать развитию у учеников нравственных понятий: любовь к Родине, ответственность за порученное дело, чувство долга перед страной и людьми, самопожертвование и самоотверженность.

Оборудование урока:

  • тексты повести;

  • компьютерная презентация;

  • видеоинтервью ветерана тыла;

  • оформление доски: карточки с именами героев повести, нравственные понятия, высказывание Л.Кассиля, опорные выражения для характеристики, лексический словарь урока.

Предварительная подготовка:

  • чтение повести;

  • составление презентации;

  • создание видеоинтервью беседы с односельчанином ветераном тыла;

  • письменный ответ учащихся на вопрос: «Как вы понимаете, что значит быть взрослым?»

  • выполнение индивидуальных заданий учащимися.

Лексический словарь урока:

  • Приобщаться – включаться в какую-нибудь деятельность, начать заниматься чем-либо

  • Нравственное становление – приобретение нравственных качеств в процессе развития.

  • Нравственные ценности – нравственные явления или качества, имеющие важное, существенное значение.

  • Тыл — территория позади фронта, за боевой линией.

Нравственные ценности: чувство долга, ответственность за порученное дело, самопожертвование ради других, самоотверженный труд, любовь и уважение к родителям, взаимовыручка и взаимопомощь, тепло семейных отношений, проявление заботы о нуждающихся в ней, любовь к родным местам и Родине.

Опорные выражения для характеристики: способность переносить трудности, стойкость и мужество, испытывать радость общих побед, способность делиться последним и самым дорогим, проявлять выдержку и оптимизм (вера в лучшее), не оставлять человека в беде, оказание помощи, быть настоящим другом.

Анатолий Алексин всем своим творчеством утверждает взрослость – понятие не столько возрастное, сколько нравственное, и определяется она… деяниями человека.

Лев Кассиль.

Ход урока.

(На экране высвечен слайд с темой урока)

  1. Вступительное слово учителя.

«Годы…Они долгие, когда ещё впереди, когда предстоят. Но если большая часть пути уже пройдена,…они кажутся …быстроходными». Так начинается повесть писателя А. Алексина «В тылу как в тылу», которая станет основой для ваших размышлений, что значит быть взрослым, «набор» каких нравственных качеств даёт право подростку считаться взрослым и осознание каких нравственных ценностей помогло подросткам пережить трудности и лишения военного времени, а стране выстоять и победить в Отечественной войне.

(высвечивается слайд с целями урока)

Прошу каждого прочитать цели нашего урока.

— Какие понятия вызвали у вас затруднения в понимании? Посмотрите на доску, есть ли объяснения этих понятий в «Лексическом словаре урока»? Прочитайте (кто-то из учеников читает вслух) и запишите в тетрадь.

Учитель. Ребята! Анжела и Алина подготовили в качестве знакомства с писателем краткий рассказ о нём.

  1. Электронная презентация (слайды 3-11, которые сопровождаются рассказом ученицы)

Учитель. Повесть вами уже прочитана. Какое впечатление она на вас произвела?

(высвечивается слайд №12 со словами)

«А жизнь мы сразу начинали
Со взрослых дум и зрелых дел!»

Вдумайтесь в эти слова. Они сказаны от имени тех, у кого война отобрала детство, кто в 11-15 лет познал тяготы жизни в тылу. А значит они сказаны и от имени героя повести А.Алексина.

(рассказ ученика о главном герое повести по вопросам индивидуального задания)

— Кто он, что мы узнаём о нём с первых страниц?

— Как война вошла в жизнь мальчика?

— Что понимает Дима, когда до места назначения им с матерью приходится ехать вместе с другими эвакуированными в кузове грузовика?)

(на доску вывешивается серая табличка « Дима Тихомиров»)

Учитель. У войны нет понятия «детство». Те, кто детьми жил в военные годы, должны были расстаться с ним, потому что война их вынуждала и думать, и поступать по-взрослому.

Что значит быть взрослым?… Вот некоторые цитаты из ваших размышлений (зачитываются учителем)

  • «Иметь обязанности и выполнять их, отвечать за свои поступки, не жить одним днём, а думать о будущем»;

  • «Быть ответственным, не делать ничего такого, из-за чего будут страдать другие»;

  • «Быть взрослым – это нести на себе большую ответственность. …нужно жить и наслаждаться, пока ты ребёнок. Во взрослой жизни больше проблем»;

  • «Ко всему относиться серьёзно», «быть самостоятельным»;

  • «Зарабатывать деньги своим трудом, а не сидеть у родителей на шее»;

  • «Быть взрослым трудно – приходится решать свои проблемы самому; не надо торопиться взрослеть»;

  • «Помогать пожилым людям – в пользу себе получишь массу эмоций»;

  • «Заботиться о детях и родителях, уметь поделиться последним, не оставлять людей в трудную минуту, уметь прощать»;

Сегодня многим из вас хочется поскорей расстаться с детством, а Диме пришлось забыть, что он 11-летний мальчик, потому что это требовали время и обстоятельства. Но вряд ли он сам, без примеров старших, вырос бы до поступков взрослого человека.

— Кто же оказал влияние на мальчика? (перечисление учащимися персонажей, во время чего учитель вывешивает таблички с именами другого цвета, располагая их вокруг имени Димы)

— У вас была возможность накануне подумать, какими поступками и личностными качествами эти люди учили Диму быть взрослым.

(выступления учащихся по индивидуальным заданиям: называют поочерёдно героев, рассуждают, какими поступками воспитывали в мальчике те или иные нравственные качества.)

  • Отец Алексей Тихомиров

  • Девушка с почты

  • Рабочие завода и соседи по бараку

  • Вера Дмитриевна(мать Олега)

  • Кузьма Петрович (отец Олега)

  • Олег (друг Димы)

  • Николай Евдокимович Елизаров

  • Екатерина Андреевна (мать Димы)

— Какие ещё нравственные истины познал мальчик, общаясь со всеми этими людьми? (двое учеников зачитывают выписанные в тетрадь цитаты из повести по индивидуальному заданию)

Учитель. Посмотрите, пожалуйста, на доску. Как вы думаете, почему имя Димы напечатано мною на сером листе, другие же персонажи – на оранжевом? (рассуждения детей)

А как вы объясните моё следующее действие? (поверх серой таблички вывешивается оранжевая с именем мальчика. При этом в скобках указывается полное имя Дмитрий. Снова ученики размышляют.)

Учитель. Имена в произведениях литературы часто символичны. Именем Дмитрий в древней Греции называли того, кто принадлежал Деметре – богине плодородия и земледелия.

— Как вы думаете, почему автор повести назвал своего героя именно так?

(размышления учеников)

— Какие эпизоды повести показывают, что мальчик встал на путь взросления?

Учитель. Итак, подведём итог нашему разговору первой части урока.

— Что значит, по мнению А.Алексина, быть взрослым? (вывод учеников с привлечением опорных выражений на доске. Затем обращается внимание на слова Л. Кассиля в качестве эпиграфа)

  1. Учитель. Повесть называется «В тылу как в тылу». В этом названии как бы звучит: «Ничего, всё просто, всё обыденно».

Давайте зачитаем слова Екатерины Андреевны (с.12 вверху слова и с.12 внизу слова).

— Какую точку зрения мы слышим в этих словах женщины?

Обратите внимание на значение слова «тыл» (запись на доске).

— Что значат слова «… позади фронта, за боевой линией»?

Но война своим чёрным крылом накрывает и зону боевых действий, и зону тыла. Её «уродства» ощутимы везде. Давайте зачитаем эпизоды. Как война касается тыла? (чтение эпизодов и их комментарий учащимися – с.13, 30-31)

Учитель. Значение слова «подвиг» вам хорошо знакомо. Есть два понятия его – подвиг боевой и подвиг трудовой.

— В чём, как вы думаете, заключался трудовой подвиг тех, кто остался за линией фронта, в тылу? (ответы ребят)

  1. Учитель. Вы конечно же знаете, что в нашем селе тоже проживают ветераны тыла, на кого в детские и юношеские годы легла нелёгкая ноша – приближать победу в Великой Отечественной войне: по 12-15 часов стоять у станка на заводе, сутками работать на железнодорожных путях, без выходных трудиться в поле. Мы этих людей хорошо знаем, бываем у них. НО, к сожалению, с каждым годом их становится меньше. И наш с вами долг перед ними – не забыть, какой ценой они заплатили за Победу в войне с фашистами, подарив нам возможность сидеть за партами в уютных кабинетах и узнавать о войне только по фильмам, книгам и их рассказам.

(просмотр видеоинтервью с тружеником тыла Дмитриенко А.Ф.)

— Сегодня можно услышать высказывания, что, дескать, сколько можно говорить о войне, бередить память, вспоминать трудности военного лихолетья, ведь эта тема прошлого и нужно решать современные проблемы. Вы согласны с подобными мнениями? Почему?

Я рада, что вы не разделяете этой кощунственной точки зрения, потому что у тех, у кого нет уважения к прошлому, нет будущего. А у вас оно значит есть.

(Чтение стихотворения учеником)

Опять война,
Опять блокада…
А может, нам о них забыть?
Я слышу иногда:
«Не надо,
Не надо раны бередить».
Ведь это правда, что устали
Мы от рассказов о войне,
И о блокаде пролистали
Стихов достаточно вполне.
И может показаться:
Правы
И убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда
Не права!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она
Как сила нам нужна…