Автор: Елена Александровна Набокова, учитель истории и обществознания МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 3 г.Облучье» имени Героя Советского Союза Юрия Владимировича Тварковского
Эпиграф: “Правильно обучать, это не значит
вбивать в головы собранную из авторов
смесь слов, фраз, изречений, мнений,
а это значит — раскрывать способности
понимать вещи”.
(Ян Амос Коменский)
Введение
Данное методическое пособие предназначено молодым педагогам истории и обществознания, которые стремятся увидеть своих учеников успешными и уверенными в себе людьми, для которых учебный труд- это радость и удовольствие.
Как показывает практика, вовсе не отсутствие способностей к усвоению того или иного предмета чаще всего мешает ребёнку учиться. В основном причины учебных затруднений связаны с неумением учиться (ученик не может организовать свой учебный труд так, чтобы работать эффективно, не уставая, не затрачивая чрезмерных усилий); с отсутствием интереса к учёбе, с неуверенностью в себе.
Познакомившись с огромным количеством различных методов обучения, я пришла к выводу: если привычной и желанной формой деятельности для ребенка является игра, значит надо использовать эту форму организации деятельности для обучения, объединив игру и учебно-воспитательный процесс, точнее, применив игровую форму организации деятельности обучающихся для достижения образовательных целей. Таким образом, мотивационный потенциал игры будет направлен на более эффективное освоение школьниками образовательной программы. Естественную игровую среду поможет создать на уроке включение в образовательный процесс активных методов обучения (АМО).
Понятие и особенности активных методов обучения
АМО – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала. АМО строятся на практической направленности, игровом действе и творческом характере обучения, интерактивности, разнообразных коммуникациях, диалоге и полилоге, использовании знаний и опыта обучающихся, групповой форме организации их работы, вовлечении в процесс всех органов чувств, деятельностном подходе к обучению, движении и рефлексии.
Отличительными особенностями АМО являются:
-
целенаправленная активизация мышления, когда обучаемый вынужден быть активным независимо от его желания;
-
достаточно длительное время вовлечения обучаемых в учебный процесс, поскольку их активность должна быть не кратковременной или эпизодической, а в значительной степени устойчивой и длительной (т. е. в течение всего занятия);
-
самостоятельная творческая выработка решений, повышенная степень мотивации и эмоциональности обучаемых;
-
интерактивный характер (от англ. interaction – взаимодействие), т. е. постоянное взаимодействие субъектов учебной деятельности (ученики и учитель) посредством прямых и обратных связей, свободный обмен мнениями о путях разрешения той или иной проблемы.
К непосредственно активным методам, относятся методы, использующиеся внутри образовательного мероприятия, в процессе его проведения. Для каждого этапа урока используются свои активные методы, позволяющие эффективно решать конкретные задачи этапа.
Виды активных методов на разных этапах урока
АМ начала образовательного мероприятия
Такие методы, как «Мой цветок», «Галерея портретов», «Поздоровайся локтями», «Измерим друг друга» или «Летающие имена» и другие эффективно и динамично помогут вам начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе.
Я привела Вам примеры АМ.
Метод «Здороваемся глазами»
Цель: приветствие, создание положительного настроя на работу
— Сейчас я с каждым из вас поздороваюсь. Но поздороваюсь не словами, а молча — глазами. При этом постарайтесь глазами показать, какое у вас сегодня настроение.
Метод «Найди похожих»
Учитель объясняет правила: «Я буду говорить некоторые фразы — утверждения, к кому из Вас они подходят, те выходят в круг»
Фразы:
Кто в семье старший?
Кто в семье младший?
Кто в семье единственный?
Кто пришел в брюках?
Кто пришел в юбке?
Кто сегодня завтракал?
У кого есть часы?
У кого есть сотовый?
Всех, кто выходит в круг, необходимо одобрять и советовать посмотреть на тех, с кем он вышел, запомнить их.
Примечание: Лучше придумать шуточные вопросы вперемешку с серьёзными. Первый вопрос лучше задать такой, чтобы сам учитель тоже вышел в круг. Обязательно следить за тем, чтобы каждый ученик вышел хотя бы раз, если не получается, то можно на ходу придумать вопрос, который подходит к нему. В конце можно попросить учеников самим сформулировать фразу.
Метод «Измерим друг друга»
Учитель делит участников на несколько небольших групп. Затем объясняет правила: например, команды должны встать так, чтобы имеющие наибольшее количество братьев и сестер стояли впереди, а обладатели наименьшего количества – позади.
Мини-группы выстраиваются в ряд по следующим критериям:
-
По количеству братьев и сестер у каждого
-
По количеству видимых пуговиц на одежде
-
По ширине улыбки
-
По размеру обуви
-
По длине волос
-
По длине большого пальца (от второго сустава до кончика пальца)
-
По росту (ноги на полу, руки вытянуты вверх)
-
По наиболее дальнему путешествию, предпринятому участниками
АМ выяснение целей, ожиданий и опасений
Такие методы, как «Список покупок», «Дерево ожиданий», «Лицензия на приобретение знаний», «Разноцветные листы» и другие позволяют эффективно провести выяснение ожиданий и опасений и постановку целей обучения.
Метод «Что у меня на сердце»
-
Подготовка: ученикам раздаются вырезанные из бумаги сердечки.
— Иногда мы можем услышать в общении друг с другом такие слова «у меня легко на сердце» или «у меня тяжело на сердце». Начиная любое дело, человек имеет ожидания и опасения. Ожидания напоминают нам что-то лёгкое, воздушное, а опасения – тяжёлое. Давайте определим с вами, когда и почему на уроке может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце, сейчас тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко.
В конце занятия мы вернёмся к этим сердечкам и узнаем, подтвердились ли ваши опасения или вам было уютно и комфортно на уроке.
Метод «Вместе мы построим дом»
Материалы: заготовленные заранее бумажные листочки в форме бревен, фломастеры, скотч, на листе ватмана набросок дома.
Структура работы: ученики описывают свои ожидания на листочках- бревнышках, которые наклеиваются в форме забора около нарисованного дома. Как только ожидание исполняется, бревнышко перемещается на свободное в макете дома место. Если по окончании занятия дом построен, значит, учитель правильно организовал учебный процесс.
Примечание: участники могут самостоятельно перемещать бревнышки, если их ожидания оправдались. Если в классе не проявляется активность, учитель может это делать сам.
Метод «Фруктовый сад»
Заранее готовятся два больших плаката с нарисованным на каждом из них деревом: яблоня и лимон. Обучающимся раздаются заранее вырезанные из бумаги крупные яблоки и лимоны. Учитель предлагает обучающимся попробовать более чётко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от обучения и чего опасаются. Ожиданий и опасений может быть несколько. Затем они записывают и прикрепляют к соответствующему дереву.
АМ презентации учебного материала
В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы, как «Инфо-угадайка», «Кластер», «Мозговой штурм», «Пометки на полях» или «Инсерт», «Написание синквейна», «Лекция со стопами», «Ковёр идей» и другие позволят вам сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом.
Метод «Ковёр идей». «Ковёр идей» один из методов решения проблемы. Проходит в три этапа. Учащиеся делятся на 3-4 группы.
Первый этап – понимание проблемы. Ребятам предлагается ответить на вопрос, почему существует такая проблема. Каждая группа получает цветные листы бумаги и маленькие цветные клейкие листочки. Ученики отвечают на вопрос проблемы, например, почему трудно учиться в школе? Ответ группа записывает на листах цветной бумаги размером с альбомный лист, затем вывешивается на плакат «Ковёр идей».
Второй этап – поиск решений. Что можно изменить? Каждая группа предлагает свои ответы и записывает их на листах цветной бумаги.
Третий этап – индивидуализация деятельности. Что лично сделаю я, чтобы изменить существующую ситуацию.
Четвёртый этап – оценивание идей. Индивидуальное принятие решения: что смогу делать для решения проблемы и что постараюсь сделать.
Метод «Лекция со стопами»
Лекция — хорошо знакомый и часто используемый педагогический метод . Особенности ее использования заключается в том, что она читается дозировано. После каждой смысловой части обязательно делается остановка. Во время «стопа» идет обсуждение или проблемного вопроса, или коллективный поиск ответа на основной вопрос темы, или дается какое-то задание, которое выполняется в группах или индивидуально.
Метод «Написание синквейна»
Составление синквейна требует от ученика в кратких выражениях резюмировать учебный материал, информацию. Это форма свободного творчества, но по определенным правилам. Правила написания синквейна таковы:
На первой строчке записывается одно слово — существительное. Это и есть тема синквейна.
На второй строчке надо написать два прилагательных, раскрывающих тему синквейна.
На третьей строчке записываются три глагола, описывающих действия, относящиеся к теме синквейна.
На четвертой строчке размещается целая фраза, предложение, состоящее из нескольких слов, с помощью которого ученик высказывает свое отношение к теме. Это может быть крылатое выражение, цитата или составленная учеником фраза в контексте с темы.
Пятая строчка — это слово-резюме, которое дает новую интерпретацию темы, позволяет выразить к ней личное отношение.
АМ организации самостоятельной работы над темой
При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы обучающимся было интересно всесторонне и глубоко проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока можно использовать методы «Ульи», «Визитные карточки», «Экспертиза», «Карта группового сознания». Для проведения дискуссии и принятия решений – методы «Cветофор», «Приоритеты», «На линии огня». Для представления материала самостоятельной работы обучающихся – «Инфо-карусель», «Автобусная остановка», «Ярмарка».
Метод «Автобусная остановка»
Цель: научиться обсуждать и анализировать заданную тему в малых группах.
Группы: 5-7 человек
Материал: листы большого формата (ватман, плакат, блокнот для флипчата), фломастеры.
Проведение:
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой).
Группы распределяются по автобусным остановкам. На каждой остановке (на стене или на столе) расположен лист большого формата с записанным на нем вопросом по теме. Учитель ставит задачу группам – записать на листе основные моменты новой темы, относящиеся к вопросу. В течение 5 минут в группах обсуждаются поставленные вопросы и записываются ключевые моменты. Затем по команде учителя группы переходят по часовой стрелке к следующей автобусной остановке. Знакомятся с имеющимися записями и, при необходимости, дополняют их в течение 3 минут. Исправлять существующие записи, сделанные предыдущей группой нельзя. Затем следующий переход к новой автобусной остановке и еще 3 минуты на знакомство, обсуждение и добавление своих записей. Когда группа возвращается к своей первой остановке, она в течение 3 минут знакомится со всеми записями и определяет участника группы, который будет представлять материал. После этого каждая группа презентует результаты работы по своему вопросу. В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «Инфо-карусель»
На разных столах раскладывается информационный материал, связанный с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом знакомится с информацией и выполняет поставленные задания. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым информационным столом. На столах помимо информации лежат чистые листы, на которых малые группы записывают свои соображения. Таким образом, группы работают совместно, хотя и не в контакте друг с другом.
Метод «Картинная галерея»
Учитель предлагает на некоторое время стать художниками, но вместо кисточек и красок предлагает пазлы, из которых нужно будет собрать картину. При этом оговаривает, что некоторые пазлы лишние, и для того, чтобы собрать картину, необходимо выполнить задания (раздает листы с заданиями). Ответы написаны на обратной стороне пазла. Как только работа заканчивается, группы представляют свои результаты. Образуется своеобразная выставка картин-работ.
Активные методы релаксации
Если вы чувствуете, что обучающиеся устали, а впереди еще много работы или сложная задача, сделайте паузу, вспомните о восстанавливающей силе релаксации! Иногда достаточно 5 – 10 минут веселой и активной игры для того, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы «Энергия — 1», «Роботы», Постройся по росту», «Красная Шапочка и Серый Волк», «Шест», и многие другие позволят вам это сделать, не выходя из класса.
Метод «Четыре стихии».
«Четыре стихии»- это земля, вода, воздух, огонь. Если учитель говорит «земля» — ребята приседают на корточки и дотрагиваются руками до пола. Если учитель говорит «вода» — ребята вытягивают руки вперед и совершают плавательные движения. Если учитель говорит «воздух» — ребята поднимаются на носочки и поднимают руки вверх, глубоко вдыхают. Если учитель говорит «огонь» — ребята вращают руками в локтевых и лучезапястных суставах.
Метод «Постройся по росту»
Детям завязывают глаза и предлагают построиться по росту в шеренгу. После этого, как все участники займут свои места, повязки снимаются, и проверяется результат.
Метод «Пантомима»
Класс делится на 3 группы. У каждой группы есть задание, они должны изобразить предмет или какое-либо действие. При этом нельзя ничего говорить, а можно показывать только мимикой, жестами или действиями.
АМ подведения итогов урока
Для завершения образовательного мероприятия можно использовать такие активные методы как: «Мухомор», «Мудрый совет», «Письмо самому себе», «Все у меня в руках!», «Итоговый круг», «Что я почти забыл?», «Ресторан», «Комплименты» и другие. Эти методы помогут вам эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока и завершить работу.
Метод «Ресторан»
Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов:
— Я съел бы еще этого…
— Больше всего мне понравилось…
— Я почти переварил…
— Я переел…
— Пожалуйста, добавьте…
Участники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя.
Метод «Ромашка».
Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, записанные на обратной стороне.
Метод «Ваш новый компьютер».
Каждому ученику раздаются по 3 липкие бумажки каждого цвета. Просят участников написать, а потом наклеить на соответствующие контуры на большом листе (контуры монитора, процессора, клавиатуры и мышки ( они все разного цвета по цвету бумажек) . В таком порядке: «Монитор» – что увидел нового на уроке, «клавиатура» – чему научился, «процессор» – что понял, «мышка» – эмоции. Всё зачитывается
Заключение
Проводить свои уроки с использованием активных методов обучения я начала два года назад. И уже на второй год использования данных методов я отметила повышение интереса к моим предметам. Если в 2015/2016 учебном году по истории качество знаний в 5 классе было 31%, то в 6 классе (этот же класс) в 2016/2017 учебном году качество знаний повысилось до 45,8%. Также, ребята стали с большим удовольствием участвовать в дистанционных олимпиадах по истории и обществознанию, а одна ученица 6 класса в 2016/2017 учебном году стала победителем I областной заочной научно- практической конференции «Будущее области в надёжных руках» и победителем I степени III Международного конкурса научно-исследовательских и творческих работ учащихся «Старт в науке».
Разумное и целесообразное использование этих методов на уроках истории и обществознания, создает атмосферу напряженного поиска, вызывает у учащихся и учителя массу положительных эмоций и переживаний. И я соглашусь с мнением педагога В. Ф. Шаталова, который считает, что «пусть наши ученики ошибаются, пусть они спорят и не соглашаются с нами учителями, пусть только они никогда не будут равнодушными».
Приложение
АМ организации самостоятельной работы над темой
Урок истории 5 класс. Тема : В городе богини Афины
АМ «Выставка плакатов».
Учитель предлагает ребятам оформить один зал Эрмитажа и посвятить его древним Афинам. Группы формируются заранее ( по жребию): 1-я группа готовит стенд о районе гончарных мастерских, 2-я группа готовит стенд об Агоре, 3-я группа готовит стенд об Акрополе и даётся опережающее задание задание: найти нужную информацию, изображения, которыми они смогут оформить свой стенд. Так как это 5 класс, то лучше чтобы учитель тоже приготовил раздаточный материал к оформлению для каждой группы.
На уроке отводится 25 минут на оформление стендов ( понадобятся ватман, клей, фломастеры, карандаши, магниты, иголки). Затем стенды крепятся на разных стенах кабинета, чтобы создать подобие зала музея. Когда группы готовы, они выбирают экскурсовода (можно двух), которые будут знакомить с подготовленной информацией ( класс переходит от одного стенда к другому). По ходу «экскурсии» ребята и учитель могут задавать вопросы. А подведение итога урока можно провести, используя АМ «Журналист».
Очень интересными можно провести уроки, при использовании АМ «Экскурсия» по темам культуры по истории России.
Метод «Автобусная остановка»
Урок истории 6 класс. Тема: Повторение и обобщение по разделу « Народы и государства на территории нашей страны в древности».
Учитель определяет количество обсуждаемых вопросов новой темы (оптимально 4-5). Участники разбиваются на группы по числу вопросов (5-7 человек в каждой) (метод описан выше).
Вопросы для автобусных остановок:
1 остановка – Назовите наиболее известные стоянки древних людей на территории современной России. Каковы были занятия этих людей?
2 остановка – Что такое неолитическая революция? К каким изменениям в жизни человечества она привела?
3 остановка – Где и когда на территории современной России возникли первые государства?
4 остановка – Что вам известно о происхождении, расселении, занятиях и верованиях восточных славян?
5 остановка – Какая тема вам больше всего понравилась при изучении данного раздела? Почему?
В завершении учитель резюмирует сказанное всеми группами, при необходимости вносит коррективы и подводит итоги работы.
Метод «Инфо-карусель»
Урок истории 6 класс. Тема: Повседневная жизнь населения (§11)
На разных столах раскладываются конверты с заданиями для каждой группы, связанные с темой урока. Класс разбивается на малые группы по числу столов. Каждая группа за своим столом вскрывает конверт с заданиями и выполняет их. По истечению отведённого времени каждая группа заканчивает работу за своим столом и переходит к другому. Группы работают до тех пор, пока каждая из них не побывает за каждым рабочим столом. Свои ответы на задания группы оформляют в кластер. На каждом столе лежит лист ватмана, посередине записана тема раздела над которым работают группы за данным столом. Кластер должен быть один, то есть каждая группа, оказавшись за данным столом, дополняет своей информацией начатый кластер другой группой. Так как задания подразумевают работу с разными источниками (учебник, дополнительный материал, приготовленный учителем, Интернет-ресурс), желательно чтобы для каждого вида задания использовались маркеры разного цвета.
Данный вид задания подразумевает умение ребят составлять кластер.
1 стол – Повседневная жизнь земледельцев
Конверт с заданием для 1 группы – прочитать п.1 § 11 учебника, оформить кластером характеристику повседневной жизни земледельцев (ключевые слова, выражения, названия)
Конверт с заданием для 2 группы – познакомиться с дополнительным материалом и оформить кластером характеристику повседневной жизни земледельцев (ключевые слова, выражения, названия)
Дополнительный материал
Крестьянину было трудно делать что-либо без полноценной большой семьи. Например, без дружной семьи практически невозможно было иметь полноценное хозяйство.
Глава семьи отвечал за выполнение разного рода повинностей, а также за нетяжкие преступления членов своей семьи. В крестьянских семьях люди рано вступали в брак, так как очень ценились трудовые руки.
Крестьяне жили в небольших домах. На юге были полуземлянки, у которых даже крыши были земляные. В киевской Руси северная изба – высокая, часто двухэтажная, окна небольшие, но их много – пять или шесть – и все к солнцу тянутся, высоко от земли поднялись. Под бок к избе прижались сени, сарай, кладовые – всё под одной крышей. Наличники, крыльцо, скаты кровель северных русских изб украшает строгий, но изящный геометрический орнамент. Любимый мотив резьбы – солнечная розетка, древний символ жизни, счастья, благополучия.
Внутри крестьянские избы были убраны строго, но нарядно. В избе в переднем углу под иконами – большой стол для всей семьи, вдоль стен широкие встроенные лавки с резной опушкой, над ними полки для посуды. Северный шкафчик-поставец нарядно украшен росписью – здесь птица Сирин и кони, цветы и картинки с аллегорическими изображениями времён года. Праздничный стол накрывали красным сукном, ставили на него резную и расписную посуду, ковши, резные светцы для лучины.
Из дерева делали всё – и мебель, и корзину, и ступу, и сани, и колыбель для ребёнка. Часто эти бытовые предметы из дерева расписывали. Мастер думал не только о том, чтобы эти вещи были удобны, хорошо служили своему назначению, но заботился об их красоте, о том, чтобы они радовали людей, превращая работу, даже самую тяжёлую в праздник.
Особенно почитались у крестьян прялки. Прядение и ткачество было одним из основных занятий русских женщин. Нужно было наткать ткани, чтобы затем пошить из неё одежду для всех членов большой семьи, украсить дом полотенцами, скатертями. Не случайно прялка была традиционным подарком у крестьян, они с любовью хранились и передавались по наследству. По старому обычаю парень, посватавшись к девушке, дарил ей прялку собственной работы. Чем прялка наряднее, тем искуснее вырезана и расписана, тем больше чести жениху.
Простолюдин носил холщовую рубаху до колен (носилась с узким поясом с фигурными металлическими бляшками) и шерстяные домотканые порты. Рубахи обшивались тесьмой, вышивались, украшались узорными лоскутными нашивками.
Конверт с заданием для 3 группы – воспользоваться Интернет-ресурсом (https://deti.mail.ru/family/kak-krestyane-na-rusi-detej-vospityvali/ ) и дополнить кластер характеристикой воспитания крестьянских детей (ключевые слова, выражения, названия)
2 стол – Повседневная жизнь горожан
Конверт с заданием для 1 группы – воспользоваться Интернет-ресурсами (http://www.comgun.ru/repair/535-kuznechnoe-delo-na-rusi.html или http://ru-mo.ucoz.ru/publ/14-1-0-605) оформить кластером информацию о городской кузнице (ключевые слова, выражения, названия)
Конверт с заданием для 2 группы – прочитать п.2 § 11 учебника, оформить кластером характеристику повседневной жизни горожан (ключевые слова, выражения, названия)
Конверт с заданием для 3 группы –познакомиться с дополнительным материалом и оформить кластером характеристику повседневной жизни горожан (ключевые слова, выражения, названия)
Дополнительный материал
Горожане общались с иноземными купцами, ездили в другие земли, были грамотны, умели считать. Но их было значительно меньше, чем деревенских жителей.
В городах князья со своими помощниками правили суд, принимали иностранных послов. Одним из наиболее распространённых видов ремёсел было кузнечное. Обработка железа, изготовление из него разных изделий осуществлялись в кузнечных мастерских – кузнецах. Крупными ремесленными центрами, производившими изделия из металла, были Киев, Чернигов, Вышгород, Галич, Новгород.
На торговых площадях шла продажа гончарных и кузнечных изделий, ювелирных украшений, изделий из кости и дерева.
3 стол — Повседневная жизнь князей и бояр
Конверт с заданием для 1 группы — познакомиться с дополнительным материалом и оформить кластером характеристику повседневной жизни князей и бояр (ключевые слова, выражения, названия)
Дополнительный материал
Во времена Киевской Руси бояре должны были служить в княжеском войске. По старинному обычаю боярин со своей дружиной мог наняться на службу к любому князю. Бояре служили наместниками в городах и сельских волостях и получали за это «корм»- часть собираемых с поселян налогов. Но им не доверяли сбор налогов; их собирали посланные великим князем писцы и даньщики.
Князь с боярами и дружиной пировал на «сенях»( на высокой галерее дворца), а на дворе ставились столы для народа. Столы для знати были уставлены богатой посудой. Летописец сообщает, что из-за посуды у князя и дружинников даже возникали разногласия: последние требовали вместо деревянных ложек серебряные.
Большая часть движимого имущества семьи являлась собственностью мужа. Жена не разделяла прав мужа на имущество, нажитое в их совместном хозяйствовании. Однако она обладала частью собственности, полученной ей в приданое. Большую роль при заключении брака играли родители жениха и невесты, которые имели право заставить своих детей вступить в брак. Закон предписывал карать родителей только в тех случаях, когда они, насильно принудив к браку или запретив его, вызывали тем самым покушение на самоубийство или убийство.
Среди русских князей существовал обряд посажения сына на коня. Считалось, что его нужно совершить как можно раньше, в два-три года. Знатные отцы и их дружинники верили, что по поведению малыша, впервые оказавшегося в седле, можно судить о том, каким воином он вырастет. Примерно в этом же возрасте мальчику вручали его первый меч. Он был обязан в совершенстве овладеть военным делом, боевыми приёмами и стать воином, защитником своего города. В этом же возрасте молодых князей вместе с видными боярами-советниками отправляли на управление волостями и городами.
Конверт с заданием для 2 группы – воспользоваться Интернет-ресурсами (http://www.receptiki.dn.ua/articles/412) и составить меню княжеского пиршественного стола (ключевые слова, выражения, названия)
Конверт с заданием для 3 группы – прочитать п.3 § 11 учебника, оформить кластером характеристику повседневной жизни князей и бояр (ключевые слова, выражения, названия)
АМ подведения итогов урока
АМ «Олимпийский огонь» (факел и язычки пламени готовятся учителем заранее)
Урок истории 5 класс. Тема «Олимпийские игры в древности»
После завершения изучения новой темы, ребятам предлагается зажечь олимпийский огонь своими знаниями по данной теме. На язычках пламени ребята должны записать факты, имена, понятия имеющие отношения к теме урока и прикрепить (предварительно озвучив) к факелу (факел из ватмана (можно нарисовать) помещён на доску).
АМ «Кубик Блума»
Урок обществознания 5 класс. Тема «Одноклассники, сверстники, друзья»
На гранях кубика написано начало вопросов. Учитель или ученик бросает кубик. На грани выпадает начало вопроса. Более подготовленные ученики могут сформулировать свой вопрос, который будет начинаться с данного слова по теме учебного материала и задать кому-то из одноклассников. А также вопросы могут быть заранее подготовлены учителем и отвечать должен будет тот ученик, который бросал кубик.
— Предложи своё толкование понятия «дружба»
— Назови основные черты характера настоящего друга
— Придумай ситуацию, в которой проявляется настоящая дружба
— Объясни, кого называют сверстниками
— Поделись своим мнением о пользе дружбы
— Почему дружба иногда бывает ложной?
АМ «Карта памяти» ( тема урока любая)
Этот метод можно использовать как для подведения итогов урока всем классом, так и индивидуально каждым учеником.
Расположить лист бумаги формата А-4 или А-3 горизонтально. В центре листа записать тему урока. Нарисовать изогнутые линии разного цвета, отходящие от центра. На этих линиях написать печатными буквами, изобразить схематичными рисунками важные факты, имена, понятия, даты изученной темы. По индивидуальной карте памяти учитель сможет отследить уровень усвоения материала отдельным учеником.
АМ «Журналист».
Желающие быть журналистами задают вопросы классу по теме урока, передавая друг другу микрофон. Кому адресуют вопрос, выбирают сами.
Метод «Чемодан знаний»
Урок истории 6 класс. Тема: Золотая Орда: государственный строй, население, экономика, культура.
После знакомства с новой темой, учитель обращает внимание учащихся на выставку «Выдача багажа» ( магнитная доска, символические чемоданчики разного цвета). На обратной стороне чемоданчиков написан вопрос по пройденной теме. Ребята по желанию выбирают чемоданчик, читают вопрос и отвечают на него. Если ответили – чемоданчик забирают себе, если нет, то чемоданчик забирает тот, кто ответил на вопрос. Желательно, чтобы чемоданчиков было столько же, сколько и учеников.
Вопросы :
— Какие племена составляли основную массу кочевников, населявших Золотую Орду?
— Кто жил в оседлых областях?
— Какой народ был самым малочисленным?
— Почему монголы долгое время терпимо относились к различным религиям?
— Когда в Сарае был сооружён первый православный храм?
— Какие представители монгольской знати приняли православие?
— Кто из правителей Орды первым принял ислам?
— Когда ислам был объявлен государственной религией Золотой Орды?
— Какая форма хозяйственной деятельности преобладала на юге Золотой Орды?
— Какие ремёсла были развиты в городах?
— Что способствовало развитию торговли?
— Какие товары были основными ?
— Сколько городов было в Золотой орде в период её расцвета?
— Какие коммуникации были в городах, в отличие от городов средневековой Европы?
— В чём проявилась политическая зависимость Руси от Золотой орды?
— В чём проявилась экономическая зависимость Руси от Золотой орды?
— Каковы последствия ордынского владычества на Руси?
И т.д
Используемая литература:
1. Активные методы и инновации в учебном процессе. – М., 1998.
2. Долгоруков А. Метод case-study как современная технология профессионально-ориентированного обучения [Электронный ресурс] /Долгоруков А. – Режим доступа: http://www.vshu.ru/lections.php?tab_id=3&a=info&id=2600
3. Панина Т.С. Современные способы активизации обучения / Т. С. Панина, Л. Н. Вавилова. – Москва: Академия, 2008.
4. Панфилова А.П. Инновационные педагогические технологии: Активное обучение / А. П. Панфилова. – Москва: Академия
5. Активные методы в педагогической и воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС (для слушателей Pedcampus) / Консалтинговая группа «Финиум». – Москва, 2014.
Интернет-ресурс:
1. http://unecon.ru/sites/default/files/aktivnye_metody_obucheniya.pdf