Автор: Валентина Егоровна Цыплухина, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»

Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения.

Какие бы новации не вводились, только на уроке, как сотни и тысячи лет назад, встречаются участники образовательного процесса: учитель и обучающийся. Между ними (всегда) – океан знаний и рифы противоречий. Любой океан противоречит, препятствует, но преодолевающих его – одаривает постоянно меняющимися пейзажами, неохватностью горизонта, скрытной жизнью своих глубин, долгожданным и неожиданно вырастающим берегом.

Как для обучающихся, так и для педагога, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный.

Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Уровень знаний и навыков обучающихся, педагогическое мастерство педагога оцениваются в основном во время посещения учебных занятий. На уроке, как в фокусе, концентрируется вся деятельность педагога, его научная подготовка, педагогические навыки, методические умения, способность организовать самостоятельную работу всех школьников.

Реальная ценность урока — его результат, его анализ и самоанализ, его степень усвоения материала студентами.

АНАЛИЗ И САМОАНАЛИЗ УРОКА

Урок в условиях реализации ФГОС строится на базе системно-деятельностного подхода, который направлен на развитие личности обучающегося на основе освоения универсальных способов деятельности. Для того чтобы педагогическая деятельность осуществлялась успешно, а работа педагога была результативной, необходимо эту работу контролировать целенаправленно и систематически.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

Каждому преподавателю хочется получить удовлетворение от проведенного урока, а обучающимся — удовлетворение от полученных знаний.

Более детально наблюдение за уроком должно охватывать:

1) Организационную сторону урока. В данный момент  устанавливается, своевременно ли приходит педагог в класс, подготовлены ли пособия, оборудование, мел, доска, готовы ли ребята к уроку, санитарное состояние класса, дежурство и общий порядок;

2) Содержание урока. Оцениваются глубина и научность объяснений педагога, устанавливается ли связь с действительностью,  используется ли материал урока в воспитательных целях, привлекаются ли дополнительный материал, последние достижения науки, интересно ли ведется объяснение, применяются ли средства наглядности, чертежи, схемы, модели. Каково содержание ответов обучающихся, глубина их знаний, уровень самостоятельности, культура речи, как ставятся оценки;

3) Воспитывающую роль урока. Использует ли педагог содержание материала в воспитательных целях, какова система требований педагога. Приучены ли ребята к труду, самостоятельной работе, выполняют ли правила поведения. Обращает ли педагог внимание на поведение обучающихся, их отношение к работе, взаимопомощь, принципиальность, деловитость, дисциплину;

4) Методическую сторону урока:

а) обращается внимание на методы опроса, приемы активизации группы во время опроса, на то, сколько времени уходит на опрос, углубление знания во время опроса;

б) тщательно изучаются методы и приемы работы педагога во время объяснения: внимательно ли его слушают, какими приемами добивается преподаватель развития мышления обучающихся, их самостоятельности и индивидуальных способностей, что делает педагог для того, чтобы ребята прочно усваивали материал, какие из современных методов преподавания используются;

в) как применяются наглядные и технические средства обучения, как организованы опыты и практические работы;

г) способы закрепления знаний, решения задач, выполнения самостоятельных работ;

д) техника задания на дом и проверка домашних заданий;

е) ведение рабочих тетрадей, записей, проверка этих тетрадей, выработка умений составлять конспекты, делать чертежи, схемы;

5) Особенности поведения педагога на уроке. Не меньший интерес представляет и роль педагога на уроке как организатора и дирижера, его культура, речь, такт, одежда, манеры, привычки, взаимоотношения с учениками.

Таким образом, наблюдение за уроком имеет всесторонний, комплексный характер, охватывает все компоненты учебной работы. Наблюдение—это лишь первый этап контроля, второй—разбор уроков, всесторонний его анализ, выработка рекомендаций по совершенствованию работы педагога.

Урок нельзя анализировать абстрактно исходя из каких-то вечных, незыблемых критериев или конъюнктурных увлечений.

Анализируя уроки, нужно учитывать по крайней мере такие конкретные обстоятельства:

а) особенности темы. Могут быть уроки, где нет надобности применять наглядные пособия или технические средства, вызывать к доске, работать с книгой;

б) наличие  технических средств, наглядных пособий, нужных книг. Анализируя урок, важно обратить внимание, все ли использовал педагог, но вместе с тем предъявлять реальные разумные требования;

в) индивидуальность педагога, уровень подготовки, особенности характера, состояние здоровья, прежние результаты работы.

Умение анализировать свою собственную деятельность – важное качество любого человека, тем более оно важно для преподавателя.как человека творческого. Педагог должен уметь анализировать свою деятельность, в первую очередь урок — как основную её форму.

     Общие требования к анализу урока.

1. Научный подход к анализу урока, опора на психолого-педагогическую науку и передовой педагогический опыт. Глубина и всесторонность анализа; оценка урока с учетом взаимосвязи всех его компонентов и их дидактической обусловленности и логической взаимосвязи. Рассмотрение урока во взаимосвязи с предыдущими уроками изучаемой темы. Акцент при анализе на наиболее существенных сторонах урока, в решающей мере определяющих степень усвоения учебного материала, качество знаний, развитие интеллекта учащихся. Объективность оценок. Научная обоснованность оценок, характеристик и выводов; их конкретность, доказательность и убедительность. Учет специфики данного учебного предмета.

2.Виды и планирование посещений уроков. Посещение и анализ уроков как метод внутри образовательного учреждения. Виды посещения уроков: выборочное, тематическое, параллельное, целевое. Комплексное изучение преподавания в отдельной группе в течение полного учебного дня.

3.Планирование посещений уроков: перспективное (на год и полугодие), текущее (на месяц и неделю), календарное и графическое.

4.Подготовка к посещению урока. Определение цели посещения урока. Знакомство с учебной программой, с фактическим материалом данного урока и методикой ее проведения (по учебнику, методическим пособиям, инструктивным указаниям органов народного образования, ИУУ и др.). Знакомство с наличием учебно-наглядных пособий по предмету. Установление состояния выполнения государственных программ, накопления оценок и текущей успеваемости обучающихся, сроков и количества проведенных контрольных работ, предусмотренных программой по предмету, выполнения практической части программ (практических и лабораторных работ, экскурсии) объема домашних заданий. Просмотр выводов, предложений и заданий (они даются педагогу после посещения урока в ходе его анализа). Знакомство с работами обучающихся. Определение форм личной проверки качества знаний учащихся и отбор необходимых для этого материалов. Решение вопроса о приглашении на урок других педагогов. Определение цели такого приглашения.

Анализ урока – это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным с учетом успехов и продвижения обучающихся. К числу основных критериев оценки урока относится в первую очередь соблюдение на нем принципов обучения, а также критериев оценки деятельности образовательного учреждения, утвержденных Министерством просвещения.

Опираясь на эти требования, мы можем проанализировать:

  1. само построение учебного процесса на уроке,

  2. выявить оптимальность задач,

  3. рациональность избранного педагогом содержания урока, форм и методов обучения.

Но эффективность обучения в конечном счете определяется не тем, что хотел дать педагог, а тем, что получили студенты во время урока. Поэтому при оценке урока надо выявлять уровень решения всех его основных задач – образовательных, воспитательных, а также задач развития обучающихся.

Анализ и самоанализ урока должен быть направлен на сопоставление выдвинутых общеобразовательных, воспитательных и развивающих целей с достигнутыми результатами.

 Цель анализа заключается в выявлении методов и приемов организации деятельности педагога и обучающихся на уроке, которые приводят или не приводят к позитивным результатам. Основной же задачей при этом является поиск резервов повышения эффективности работы педагога и обучающихся.

Виды анализа урока.

1 – краткий (оценочный) анализ – это общая оценка учебно-воспитательной функции урока,  достижение основных целей и задач;

2 – структурный (поэтапный) анализ – это выявление и оценка доминирующих структур (элементов) урока, их целесообразность, обеспечивающая развитие познавательных способностей обучающихся;

3 – системный анализ – это рассмотрение урока как единой системы с точки зрения решения главной дидактической задачи и одновременного решения развивающих задач урока, обеспечение формирования знаний, умений и навыков обучающихся, усвоения ими способов обучения;

4 – полный анализ – это система аспектных анализов, включающих оценку реализации задач урока,        проводится с целью изучения и разбора всех аспектов урока;

5 – структурно-временной анализ – это оценка использования времени урока по каждому его этапу;

6 – комбинированный анализ  это оценка (одновременная) основной дидактической цели урока и структурных элементов;

7 – психологический анализ – это изучение выполнения психологических требований к уроку (обеспечение познавательной деятельности обучающихся развивающего типа);

8 – дидактический анализ – это анализ основных дидактических категорий (реализация принципов дидактики, отбор методов, приемов и средств обучения и учения обучающихся, дидактическая обработка учебного материала урока, педагогическое руководство самостоятельной познавательной деятельностью обучающихся и т.п.);

9 – аспектный анализ – это рассмотрение отдельных элементов урока с точки зрения какой-либо стороны или отдельной цели урока во взаимосвязи с результатами деятельности обучающихся;

10 —  комплексный анализ — в единстве и взаимосвязи целей, содержания, форм и методов организации урока.

Наиболее распространенными типами анализа являются полный, комплексный, краткий и аспектный. 

Таким разнообразием подходов обусловлено и наличие многочисленных схем анализа урока, в которые могут быть внесены разнообразные основные положения.

При анализе этапа самооценки необходимо обратить внимание на следующие особенности:

1. Какую структуру урока определил педагог для себя для оптимальной работы над действием оценки уобучающихся? Ее обоснованность.

2. Испытывают ли обучающиеся потребность в оценке своих действий?

3. Опираются дети при работе на свою собственную оценку или прибегают к оценке педагога? Определяется уровень (этап) этого состояния.

4. При действии оценки на уроке учитывается содержание выполненного действия детьми или случайные признаки?

5. Каков уровень возможностей детей на данном этапе обучения по оценке своих способностей относительно решения предстоящей задачи?

6. Прослеживается ли в уроке цикличность в действии оценки (т.е. оценка выносится детьми только перед решением задачи, которая позволяет им адекватно определить свои возможности, в ее решении и в соответствии с этим в дальнейшем спланировать свою деятельность или производится только итоговая оценка как санкция (факт) освоенности данного способа (понятия)?

7. Какой арсенал средств и форм использует педагог для освоения этого действия с детьми?

Основные требования к анализу урока педагогом:

•  цель и задача анализа темы;

•  знание основ дидактики, психологии, методики, программ, нормативных требований и методических рекомендаций;

•  умение выделять позиции и показатели, по которым необходимо анализировать свой урок;

•  характеристика особенностей обучающихся и их учет в работе на уроке;

•  обоснование образовательных, воспитательных и развивающих задач урока;

•  обоснованность намеченного плана урока, его типа, структуры, содержания, методов и средств;

•  психологическая и педагогическая оценка системы учебных задач, заданий и упражнений, выполняемых обучающимися на уроке;

•  оценка развития самостоятельности мышления обучающихся на различных этапах урока;

•  выполнение намеченных задач урока;

•  оценка педагогической целесообразности действий и фактов на уроке;

•  умение показать взаимосвязь этапов урока и оценить их;

•  удовлетворенность (неудовлетворенность) проведенным уроком (или его отдельными этапами);

• намечаемые меры по устранению недостатков.

Анализ и самооценка урока есть необходимый элемент педагогического творчества. В ходе анализа учитель получает возможность взглянуть на свой урок как бы со стороны, осознать его как явление в целом, осмыслить совокупность собственных теоретических знаний, способов, приемов работы в их практическом преломлении во взаимодействии с классом и конкретными учениками. Это-рефлексия, позволяющая оценить свои сильные и слабые стороны, определить нереализуемые резервы, уточнить отдельные моменты индивидуального стиля деятельности. Оценка профессионального мастерства педагога позволяет постоянно выявлять профессиональные затруднения, своевременно оказывать педагогу помощь, видеть его рост, способствовать успешной аттестации.

Общая оценка степени достижения учебной и воспитательной цели урока. Общая мотивированная оценка результатов урока: оптимальность обучающих действий педагога; качество знаний, умений и навыков обучающихся; тенденция сдвигов в их развитии и воспитанности. Аргументированная характеристика достоинств урока.

Элементы творчества, заслуживающие изучения и внедрения в практику работы педагогов образовательных учреждений, недостатки урока, диагностика причин и тенденций в их развитии, предложения по их устранению.

Научная обоснованность выводов и оценок, опора на достижения психологии педагогической науки и передовой педагогический опыт. Конкретность выводов и предложений, их доказательность и убедительность.

 Поможет в этом самоанализ урока.

Самоанализ  урока  — это  мысленное  разложение проведенного  урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Самоанализ урока дает возможность:

— правильно формулировать и ставить цели своей деятельности и деятельностиобучающихся на уроке;

 — развивать умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения целей;

 — формировать умения четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

 — формировать самосознание обучающегося, когда он начинает видеть связь между способами действий и конечным результатом урока.

Можно выделить четыре уровня самоанализа урока:

1.        Эмоциональный – непроизвольный уровень, когда педагог чувствует удовлетворенность или неудовлетворенность своей педагогической деятельностью.

2.        Оценочный — когда оценивается соответствие результата урока намеченному целям и плану.

3.        Методический — когда анализируется урок с позиций существующих требований к уроку.

4.        Рефлексивный — когда определяются причины и вытекающие из них последствия. Это высший уровень анализа, для осуществления которого необходимо привлечь психолого-педагогическую теорию.

Самоанализ проведённого урока — это настроение педагога после урока. Изменилось ли оно по сравнению с тем, каким оно было до него? В чём причина этих изменений? Что теперь, после того, как урок прошёл, целесообразно было изменить в нём? Что можно поставить себе в плюсы, а что в минусы?

Надо помнить, что многие неудачи урока связаны с настроением обучающихся после предыдущего урока. Поэтому нужно постараться узнать о проблемах обучающихся ещё до своего урока. Они живые люди и от их настроения и желания работать на уроке могут оказать влияние многие факторы, о которых мы можем просто не догадываться.

Самоанализ урока — это мысленное разложение проведенного урока на его составляющие с глубоким проникновением в их сущность, задачи с целью оценить конечный результат своей деятельности путем сравнения запланированного с осуществленным, учитывая успехи и продвижения обучающихся.

Без самоанализа невозможно:

• построить целостную систему обучения;

• повысить мастерство, развить творческие способности;

•  обобщить передовой педагогический опыт;

•  обеспечить психологический комфорт и самозащиту педагога.

Самоанализ урока, как один из инструментов самосовершенствования педагога, формирования и развития его профессиональных качеств дает возможность:

*формировать и развивать творческую сознательность, проявляющуюся в умении сформулировать и поставить цели своей деятельности и деятельности обучающихся;

*развить умения устанавливать связи между условиями своей педагогической деятельности и средствами достижения педагогических целей;

*формировать умение четко планировать и предвидеть результаты своего педагогического труда;

*формировать педагогическое самосознание педагога, когда он постепенно начинает видеть, понимать необходимую и существенную связь между способом его действий и конечным результатом урока.

От умения анализировать свой собственный урок, конкретные педагогические ситуации, возникающие на нем, результаты педагогических воздействий на обучающегося, результаты своего труда во многом зависит умение педагога спланировать, организовать, проконтролировать, отрегулировать свою педагогическую деятельность. От самоанализа урока во многом зависят педагогическое мастерство педагога, производительность его педагогического труда.

При самоанализе урока преподаватель  дает:

• краткую характеристику целям, которые ставил и анализирует их достижение;

• информацию об объеме материала и качестве его усвоения обучающимися;

• характеристику применяемых методов работы с обучающимися и оценивает их;

• оценку активности обучающихся и обосновывает использованные приемы организации их труда;

• самооценку отдельных аспектов своей деятельности (речь, логика, характер отношений с обучающимися).

В заключении преподаватель высказывает свои предложения по улучшению качества урока и намечает меры по совершенствованию своего педагогического мастерства.

Среди основных недостатков анализа уроков педагогами являются: бессистемный характер анализа, слишком общие замечания по уроку, стремление пересказать урок, выдвижение на передний план несущественных достоинств и недостатков, нерешительный характер анализа и др.

При самоанализе многие педагоги затрудняются объяснить (доказать) целесообразность выбора тех или иных методов обучения и структуры урока, их обусловленность содержанием учебного материала, целевыми установками урока, уровнем подготовки обучающихся.

Самоанализ урока (дидактический аспект):

1. Общая структура урока.

К какому типу урока может быть отнесен данный урок? Каково место урока в теме, разделе, курсе? Четко ли выделены элементы урока данного типа и правильно ли определена дозировка времени, отводимая на каждую часть урока?

2. Реализация основной дидактической цели урока.

Все ли требования программы по данной теме (вопросу) получили отражение в уроке? Насколько активны были обучающиеся при ознакомлении с новым материалом (восприятие, понимание, пробуждение познавательного интереса)? Верно ли продумана методика решения отдельных “блоков” нового материала?

Как и что следовало изменить в изучении нового материала и почему?

Имела ли место организация первичного, сопутствующего закрепления (в процессе ознакомления с новым, на специально выделенном этапе урока)? Как осуществлялась проверка качества знаний, умений и навыков обучающихся (каким был охват обучающихся, принцип вызова и т.п.)?

3. Осуществление развития обучающихся в процессе обучения.

Имело ли место вовлечение обучающихся в основные мыслительные операции (анализ, синтез, обобщение, классификация, систематизация)? Осуществлялись ли внутрипредметные и межпредметные связи? Были ли использованы средства развития творческого мышления? Сообщалась ли на уроке какая-либо информация для общего развития? Имело ли место эстетическое развитие обучающихся?

4. Воспитание в процессе урока.

Были ли полностью использованы воспитательные возможности содержания учебного материала? Какая работа велась по формированию мировоззрения? Как была обеспечена на уроке связь обучения с жизнью? Были ли использованы воспитательные возможности оценки знаний? Каково было воспитательное воздействие личности самого педагога?

5. Соблюдение основных принципов дидактики.

Правильно ли была организована деятельность педагога и деятельность обучающихся с позиции реализации принципов обучения?

6. Выбор методов обучения.

Соблюдались ли общие требования к выбору методов обучения (в зависимости от общей целевой направленности, дидактической цели, специфики учебного материала, предмета, возраста и индивидуальных особенностей обучающихся и т.п.)?

7. Работа педагога на уроке.

Какие виды деятельности педагога имели место на уроке и в каком соотношении (речевая деятельность, слушание, записывание, помощь обучающимся и др.)? Был ли достигнут контакт с группой?

8. Работа обучающихся на уроке.

Какой была активность обучающихся на разных этапах урока? Какими были виды деятельности обучающихся на уроке? Обращалось ли внимание на культуру труда? Какая дисциплина была на уроке и почему?

9. Гигиенические условия урока.

Достаточна освещенность классной комнаты? Сидят ли обучающиеся с учетом их здоровья, роста, успеваемости? Удачно ли составлено расписание?

10. Некоторые социальные задачи.

Самоанализ – это уже начало подготовки педагога к следующему уроку. В настоящие время многие ученые и практики сходятся на том, что педагоги должны владеть различными схемами урока и анализировать урок применительно к различным целям.

Не зря писал французский драматург, памфлетист и поэт Пьер Гренгор

(Гренгуар)

«Кто на себя глядит, свой видит лик,

Кто видит лик свой, цену себе знает,

Кто знает цену, строг к себе бывает,

Кто строг к себе — тот истинно велик!»

Список используемой литературы

1. М — 52 Май, Н.А.Организация педагогической практики: методическое пособие для студентов IV курса педагогических вузов. Специальность «Учитель» / Н.А. Май, Л.А. Косолапова; Перм. гос. пед. ун-т. – Пермь, 2005. – 60 с.

2. В. Илюхина. Как провести анализ урока. Газета «Начальная школа», №5, 2007.

3. Педагогика. УМП. А. Я. Варламова, П. В. Кириллов. – Волгоград, 2004.

4. Бордовская., Н.В. Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Издательство “ Питер”,2000. 304 с.

5. Культура современного урока /Под ред. Н.Е.Щурковой. – М., 1997.

6. Селевко Г.К. Тестовый аспектный анализ урока. – М., 1996.

7. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2008.

8. Канаржевский Ю.А. Анализ урока М., 2000.

9.Зотов Ю.Б. Организация современного урока/Под ред. П.И. Пидкасистого, М., 1984.

10.Махмудов М.И. Современный урок 2-е изд.. – М., 1985.

Интернет – ресурсы.