Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»
Цель: дать понятие об уровнях организации человеческого организма, планы его строения, топографии внутренних органов и полостях тела, системах органов.
Ход урока
-
Организационный момент
-
Опрос домашнего задания (фронтальная беседа)
-
Изучение новой темы
Уровни организации организма. Структура тела.
Организм — это определенный биологический комплекс или система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Записать: Организм – биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
Система эта относительно стабильна, несмотря на то, что состоит из многих органов. Органы, в свою очередь, состоят из тканей, ткани — из клеток, клетки — из молекул.
Молекулы, клетки, ткани, органы, системы органов — все эти «этажи» или разные «уровни» живого объединены в организме человека в единое и нераздельное целое. Как устроен и что может каждый «этаж» сам по себе, каким образом достигается четкая согласованная их деятельность?
Клетка — структурная и функциональная, генетическая единица всех живых организмов и все клетки имеют единый план строения. Клетки «одной специальности» объединяются в группы.
Вспомнить определение ткани. Вместе с расположенными между этими клетками межклеточным веществом такие специализированные системы клеток получили название тканей.
Ткань- группа клеток и межклеточного вещества, сходных по строению и функциям.
Все разнообразие тканей человека условно подразделяют на 4 ткани:
-
эпителиальную (покровную) ткань,
-
соединительные,
-
мышечные ткани
-
нервную.
Из нескольких тканей, среди которых одна имеет функционально ведущее
значение, складываются органы, совместная и координированная работа которых обеспечивает возможность нашего существования.
Записать: Орган – часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая определенную функцию.
Перед вами даны функции различных органов. Напишите органы, выполняющие те или иные функции. (У детей таблицы без названия органов).
№ |
Орган |
Функция |
1. |
Легкие |
Главный орган дыхания, в котором происходит газообмен. |
2. |
Сердце |
Благодаря этому органу кровь движется по сосудам. (Кровь доставляет к клеткам и тканям кислород и необходимые вещества). |
3. |
Желудок |
В этом органе начинается переваривание белков пищи. |
4. |
Почки |
С помощью этих органов выводятся из организма продукты обмена. |
5. |
Глаза |
Парный орган, состоит из глазного яблока и вспомогательного аппарата. |
6. |
Мочевой пузырь |
Полый мышечный орган, при сокращении стенки происходит мочеиспускание |
Устное задание. Определить контуры органов. (по слайдам презентации)
— Что называют системой органов?
Система органов — называют группу анатомически связанных между собой органов, имеющих общее происхождение и единый план строения и выполняющих общую функцию.
— Нормальную жизнедеятельность нашего организма обеспечивает множество органов. Существуют и функционируют они совместно, а не по отдельности, т.е. все органы, объединены в системы органов.
Выполнение функциональной пробы.
Учащиеся задерживают дыхание на возможно больший срок в состоянии выдоха. Учитель смотрит на секундомер и объявляет время через каждые 5 секунд.
Результаты:
— учащиеся задерживают дыхание на разное время, следовательно, чувствительность к недостатку кислорода неодинакова
— у большинства участников опыта лицо покраснело, заметно пульсирование сонных артерий.
Вывод: изменение функции дыхательной системы ведет за собой изменение в функциях кровеносной системы. Следовательно, между органами и системами органов имеется связь.
Самостоятельная работа по функциям систем органов. (раздать мини таблицы с системами органов)
Проверочная работа по рисункам слайдов. Перед вами какая система органов? Каково значение этой системы для организма? например: в пищеварительной системе пища превращается в доступные для усвоения организмом питательные вещества. Она состоит из ротовой полости с ее органами, глотки, пищевода, желудка, кишечника, печени, поджелудочной железы. И т.д.
В теле выделяют также и аппараты органов, разных по происхождению и строению, но объединенных общей функцией. Например: ОДА (опорно-двигательный аппарат) относят скелетную и мышечную системы. Эндокринный аппарат объединяет различные железы внутренней секреции, вырабатывающие активные соединения, влияющие на обмен веществ в организме.
— Выполните устно задание: распределить органы в колонке справа по соответствующим системам в колонке слева.
Учащимся дается время для задания, потом взаимопроверка (самопроверка).
Таким образом, организм состоит из многих систем органов. Все системы органов образует целый организм. В организме они находятся или в грудной или в брюшной полости
Внимательно рассмотрите рис.3 и 4 учебника и способом проецирования найдите у себя грудную и брюшную полости и внутренние органы, расположенные в них.
Познакомьтесь с закономерностями, существующими между размерами различных частей тела. Для этого:
-
Убедитесь, что длина ладони приблизительно равна длине лица (от подбородка до начала волосяного покрова), т.е. ладонью можно почти закрыть лицо.
Убедитесь, что длина предплечья примерно равна длине стопы, а длина стопы равна длине окружности кулака(следовательно, узнать, подходит ли носок, можно, если обернуть его след вокруг кисти, сжатой в кулак, а подобрать нужный размер тапочка или валенка можно, если сравнить длину подошвы обуви с длиной предплечья);
-
Убедитесь, что длина носа примерно равна длине уха, а ширина уха составляет половину его длины.
-
расстояние между кистями разведенных в сторону рук равно сумме длин обеих ног (определить, подходят ли брюки по длине можно, если растянуть их в разведенных руках);
-
Закрепление
Сформулируйте основные выводы темы.
-
Организм — биологическая система, реагирующая как единое целое на различные изменения внешней среды.
-
Человеческий организм состоит из клеток, клетки образуют ткани, ткани
— органы, органы — системы органов, а те — организм в целом. -
Нервный и гуморальный механизмы обеспечивают саморегуляцию физиоло
гических функций организма. -
Орган — часть тела, имеющая определенную форму, строение, выполняющая
определенную функцию. -
Функции — реакции организма, направленные на удовлетворение возникших
в нем потребностей, защиту от вредных воздействий среды и приспособление
к ней. -
Между строением и функциями органов существует тесная взаимосвязь.
-
Физиологические системы органов человека: покровная, опорно-двигатель
ная, пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, половая,
эндокринная, нервная.
V. Домашнее задание §5. Заполните таблицу в тетради. Таблица. Строение и функции систем органов
-
Название системы
Органы, из которых она состоит
Функции
Коментарии закрыты