Автор: Анна Николаевна Забродина, учитель начальных классов МБОУ СОШ №2 п.Николаевка
Технологическая карта урока
Подробный конспект урока.
Домашнее задание предыдущего урока ( по выбору).
Вариант 1.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» , разделите её на части, составьте сюжетную схему повествования.
Вариант 2.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», разделите текст сказки на части и составьте к каждой части вопросы.
Вариант 3.
Прочитайте сказку Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик», выполните задания учебника, найдите 2-3 разные издания этой сказки.
Этап урока |
Содержание урока |
Деятельность учащихся |
|
Учитель сообщает детям о том, что работа на этом уроке будет проходить в группах, которые будут созданы произвольно с помощью пяти цветных квадратиков, разрезанных на части. Все части лежат в шляпе-цилиндре. Каждый ученик берёт одну часть, после чего занимает своё место в той или иной группе. |
Рассаживаются по группам, группу определяют по цвету квадрата. |
|
— Литературное чтение – это особый урок в школьном расписании, потому что на этом уроке мы с вами изучаем не науку, а волшебное искусство – искусство слова. Хотите убедиться в этом? Проведём эксперимент. Закройте глаза и постарайтесь мысленно представить в своём воображении то, о чём я стану сейчас вам рассказывать. — Итак, представьте, что перед вами на столе лежит лимон. Он ещё не совсем спелый: у него зеленовато-жёлтая корочка. Мы ощущаем его особый запах. А теперь мы с вами берём нож и разрезаем этот лимон на две половинки. На кончике ножа повисает капля мутного лимонного сока. Вы берёте половинку в рот и начинаете жевать… — Ну, как, удалось ли вам по-настоящему «накислиться»? Да? А был ли настоящий лимон? Нет! Было только его описание, созданное словами. Вот она, волшебная сила воображения, вызванная искусством слова! — Именно этому волшебному дару учимся мы на каждом уроке литературного чтения. Каждое художественное произведение, которое мы с вами читаем, — это ни что иное, как диалог с автором. |
Учащиеся закрывают глаза и мысленно представляют то, о чём рассказывает учитель. Ответы детей. |
|
— Дома вы уже начали воображаемый диалог с автором, читая сказку Ганса Христиана Андерсена «Стойкий оловянный солдатик». Какой вариант задания вы выбрали для себя и почему? Учитель открывает слайд, на котором даны три варианта домашнего задания, а затем предлагает детям поднятием руки указать свой вариант задания и объяснить свой выбор. На доске фиксируется общее число выбравших каждую форму задания и предлагается желающим выступить с результатом своей работы. Учитель благодарит всех отвечающих и отмечает то, что понравилось в ответе каждого, такими словами: — как точно ты подметил (а)…; — как выразительно он(а) представил(а) свою работу; — какая интересная мысль (оценка); — как это неожиданно. |
Высказывания учащихся о способах выбора варианта задания. Дети слушают выступающих одноклассников и отмечают самое удачное, самое интересное в работе каждого из них, начиная следующими словами: «Спасибо, Петя, мы все хотим сказать, что ты сумел (как хорошо тебе удалось)… |
|
— Литературное произведение становится достоянием читателя, если оно напечатано, издано в виде книги. А у книги, как мы уже знаем, всегда два автора: писатель и художник-иллюстратор. Каждый из них по-своему беседует с нами. Сегодня мы войдём в мир сказок и историй Г.Х.Андерсена с разными художниками-иллюстраторами. -Перед вами три портрета Г.Х.Андерсена, созданные художником Кокориным. Каким предстаёт перед нами этот человек? Что хочет подчеркнуть художник каждым портретом? Какими чувствами и мыслями делится с читателями? — Чтобы больше узнать об авторе, недостаточно лишь увидеть его. Лучше всего начать с ним разговаривать, не так ли? Для начала давайте все вместе зададим ему всего три вопроса. Посовещайтесь друг с другом и выберите один, на ваш взгляд, самый интересный и важный для вас вопрос, который возник у вас при чтении сказки «Стойкий оловянный солдатик» — А теперь предлагаю искать ответы на наши вопросы в тексте сказки Г.Х.Андерсена «Стойкий оловянный солдатик» Учитель благодарит каждую группу за коллективную работу и только после сказанного детьми, делится с вами своим открытием: мне кажется (показалось), что автор этим эпизодом (этими словами) хочет выразить(говорит нам, читателям) следующее:….» |
Свободные высказывания детей. Дети в течение 1 минуты обсуждают возможные вопросы, а затем, подняв «домиком» руки, показывают всему классу, что они готовы задать один очень важный вопрос. Учитель быстро записывает этот вопрос сначала на своём листочке, а затем по ходу работы выносит все три вопроса на доску. Выбирается тот фрагмент сказки, в котором, по мнению ребят, можно отыскать ответ. Ребята зачитывают этот фрагмент выразительно вслух, после чего извлекают из содержания прочитанного нужную информацию, т.е. ответ. Каждый ответ обсуждается и дополняется ребятами из других групп. |
|
— Игра в солдатики — любимая игра для мальчиков всех времён и народов. Об этом можно судить не только по сказке Андерсена, но и по музыкальной пьесе П.И.Чайковского. Я предлагаю вам послушать «Марш деревянных солдатиков» из «Детского альбома», представить, что эти солдатики оживают под звуки марша и начинают двигаться. Слушайте и показывайте, как это могло быть. |
Звучит аудиозапись «Марша деревянных солдатиков», учитель вместе с детьми выполняет разные движения: ходьбу; движения, напоминающие игру в барабан; повороты в разные стороны; хлопки в ладоши и т.д. |
|
— Сегодня мы с вами говорим о волшебной силе литературы, о произведении, которое относится к жанру авторской сказки. Написана эта сказка более ста лет назад, но и наши дедушки и бабушки, и наши родители, и мы с вами можем познакомиться с ней. Как вы думаете, почему это возможно? Давайте посмотрим на выставку книг, которая составлена нами. — Что, по-вашему, отличает именно эту книжную выставку? — А теперь послушаем тех, кто представил свои книги на этой выставке. Они расскажут нам о своей книге по следующему плану: (план рассказа даётся на слайде) — Как называется эта книга? — Это книга-произведение или сборник? — Когда и где она была издана? — Где ты отыскал эту книгу? — Кто иллюстрировал это издание? — Какая иллюстрация к сказке «Стойкий оловянный солдатик» в этой книге тебе особенно нравится и почему? Для детей этот план дан на отдельных листочках. |
Свободные высказывания детей. Дети рассматривают книги и отвечают: — Это выставка разных изданий одной и той же сказки. Рассказы детей о книге по плану. |
|
Художник-иллюстратор – это не только самый чуткий и внимательный читатель, но и соавтор, помогающий нам не проглядеть главное. — Я предлагаю для нашего диалога с Г.Х.Андерсеном несколько иллюстраций из других изданий замечательной сказки «Стойкий оловянный солдатик». Предлагаю работать в группах по следующему плану: — внимательно рассмотреть предложенную иллюстрацию: кто на ней изображён, что происходит: — отыскать и прочитать тот фрагмент сказки, который изображён художником-иллюстратором: — обсудить и понять, на что обращает наше внимание эта иллюстрация, какую мысль, какой урок этой сказки подчёркивает соавтор-художник. — подтвердить общее мнение выразительным чтением фрагмента сказки. |
Работа в группах. Дети, разделившись на четыре группы, получают по одной иллюстрации и в течение 3 минут коллективно выполняют задание. По истечении указанного времени каждая группа представляет свою работу всему классу, выбирая свой способ представления (чтение в лицах, «живую картину», коллективное чтение-декламацию и т.д.) |
|
Как теперь вы понимаете смысл заголовка этой замечательной сказки? Действительно ли это история о маленьких игрушечных персонажах? О чём хотел поведать миру Г.Х Андерсен этой сказкой? |
Заслушиваем высказывания каждой группы. |
|
— Вот и подошёл к концу ещё один урок литературного чтения, на котором мы учились работать с книгой до чтения, в ходе чтения и, что намного важнее, — после чтения. — Какой вид работы на этом уроке вам показался самым интересным, что больше всего запомнилось? |
Свободные высказывания детей. |
|
— Сегодня мы ещё раз убедились в том, что в любом произведении, даже если его герои животные или игрушки, автор беседует с нами, читателями, о жизни, о людях, о том, что такое добро, а что такое зло, что такое красота души и в чём она проявляется. Как и на предыдущем уроке, вам предлагается не один вариант домашнего задания. Вам предстоит:
— Благодарю всех за работу. Желаю успешной и интересной работы дома. Не забудьте посоветоваться с кем-либо из взрослых. Урок окончен. |
Дети получают текст домашнего задания на листочках: Задача 1. — 2 апреля весь мир отмечает День детской книги. Как вы думаете, почему выбран именно этот день? Отыщите информацию об этом празднике и приготовьте небольшой рассказ о нём Задача 2. — Представьте себе табакерку, за которой прятался солдатик. Нарисуйте, как она выглядела до того, как крышка открылась? И из этой «красоты» вдруг выпрыгивает злой тролль. Подумайте, а если эту красивую табакерку сравнить с красивым человеком, что может из человека «выпрыгнуть»? Задача 3. — Раньше у рыцарей-воинов были свои дамы сердца. Мысли о ней, любовь к ней согревала их в боях. Можно ли оловянного солдатика назвать рыцарем? Как вы можете доказать своё мнение? Во время этих испытаний причинил ли кому-нибудь солдатик боль, навредил ли кому? Задача 4. — В сказках всегда счастливый конец, любовь побеждает зло. Почему же в сказке Андерсена печальный конец? Почему герои гибнут? |