Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Дети – это зеркало взрослых, поэтому в плане экономии и планирования финансов они стараются им подражать. Если взрослые сами не умеют правильно планировать финансы, то и ребенок вырастет финансово неграмотным человеком.

Международная практика свидетельствует о том, что в современных условиях необходимы серьезные и целенаправленные преобразования в сфере повышения финансовой грамотности населения. Инициатором данных преобразований выступает государство через утверждение Национальной стратегии повышения финансовой грамотности населения и привлечения к ее реализации государственных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, финансовых организаций, общественных и частных организаций и других заинтересованных сторон.

В рамках Национальной стратегии повышения финансовой грамотности 2017-2023 гг. была выделена целевая группа: воспитанники и учащиеся образовательных организаций, профессиональных образовательных организаций, образовательных организаций высшего образования как целевая группа населения, составляющая потенциал будущего развития России. Такая работа регламентирована рядом федеральных документов:

  • распоряжение Правительства Российской Федерации об утверждении Национальной стратегии повышения финансовой грамотности в Российской Федерации на период 2017-2023 гг.;
  • распоряжение Правительства Российской Федерации от 12 февраля 2011 г. № 180-р «О реализации Проекта «Содействие повышению уровня финансовой грамотности населения и развитию финансового образования в Российской Федерации» в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ «О стратегическом планировании в Российской федерации».

Образовательные учреждения ЕАО активно включились в работу по данному направлению.

18 октября с.г. на базе «Центра развития ребенка – детский сад № 45» прошел областной семинар-практикум «Экономическое воспитание дошкольников: формирование предпосылок финансовой грамотности». На семинаре присутствовали 58 педагогов ДОО области, специалист информационно-методического центра  Г.Т .Лунева;  Ж.И. Закон и Е.А. Зубарева, старшие преподаватели ОГАОУ ДПО «ИПКПР», подготовившие данное мероприятие.

Территория денег – территория взрослого открытого диалога. У нас приятно оберегать ребенка от всех финансовых тем и связанных с этим переживаний. При детях не обсуждают уровень оплаты, стоимость жизни, стоимость целей. Но при этом мы ждем, что ребенок с пониманием отнесется к нашим «я не могу позволить себе купить все сразу», «мы не печатаем деньги». Перестаньте бегать от серьезных разговоров – обсудите финансовые планы семьи, возможности и правила распределения ресурсов. Это будет более убедительно, чем «я так сказал, не могу купить и все». К тому же разговор про взрослую жизнь увлечет ребенка в ваше совместное путешествие за финансовыми знаниями.

Как родителям и педагогам научить ребенка основам финансовой грамотности? Да и как самим стать более грамотными в этом загадочном мире финансов? Именно такие вопросы решались в ходе семинара. Педагогический ринг, деловая игра для родителей, обучение дидактическим играм по основам финансовой грамотности, представление занятий по данной теме – все эти вопросы с интересам принимались всеми участниками семинара.

Педагоги Татьяна Пузикова, Раиса Казакова представили слушателям семинара интересные игры, и не только представили, но и дали возможность в эти игры поиграть. Современную, достаточно эффективную форму знакомства родителей с основами финансовой грамотности в форме «брейн-ринга» представили педагоги Ольга Кулиненко и Елена Бабушкина. Своими наработками взаимодействия с родителями и воспитанниками по данному направлению поделились педагоги Валентина Милушина, Наталья Ансимова, Юлия Пушкина.

В ходе активной работы все участники семинара убедились, что, формируя у ребенка основы разумного финансового поведения, не нужно читать ему вместо сказок «Экономикс» на ночь или рассказывать о финансовых инструментах. Гораздо эффективнее организация опытов и экспериментов, проведение наглядных расчетов – сравните, сколько «хочу сейчас киндер-сюрпризов» умещается в покупке «желанной игрушки», проведение конкурсов на «самый оригинальный способ экономии». Такая работа, несомненно, сделает процесс обучения ребенка живым и интересным.

Е.А. Зубарева, старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»