«Методология и методики разработки рабочей программы воспитания» такой проблемный семинар-практикум состоялся в ОГАОУ ДПО «ИПКПР» 11 марта 2021 года, особенность которого заключалась в том, что это внеплановое для Института образовательное событие было организовано по запросу управления образования мэрии города Биробиджана как продолжение областного семинара, проведённого ранее в феврале.

В настоящее время в рамках мероприятий по реализации стратегии развития воспитания до 2025 года обязательным является создание и практическое применение в образовательных организациях рабочих программ воспитания, которые, являяясь структурным компонентом основной образовательной программы, отражают главную цель воспитания в современных условиях.

Эти цели личностного развития школьников определены в примерной программе воспитания с учетом уровней общего образования: в начальной школе цель направлена на усвоение обучающимися социально-значимых знаний; в основной школе цель воспитания состоит в развитии социально значимых отношений школьников; в старшей школе цель воспитания ориентирована на приобретение обучающимися опыта осуществления социально знанчимых дел.

Очевидна поэтому необходимость совершенствования профессиональной компетентности педагогических работников ОО, заместителей руководителей образовательных организаций, представителей методических служб по разработке рабочей программы воспитания в ОО, основой построения которой выступают уже обозначенные выше цели.

В этом сегодня и заключалась главная трудность, основной профессиональный дефицит участников практикума (педагогические работники ОО, заместители руководителей образовательных организаций, представители методических служб из образовательных организаций города Биробиджана — 21 человек), которым важно было понять и принять за основу построения рабочей программы воспитания не мероприятия, а деятельность и воспитательно-образовательные события, обеспечивающие усвоение социально-значимых знаний в начальной школе; в основной школе — развитие социально значимых отношений школьников; в старшей школе — приобретение обучающимися опыта осуществления социально значимых дел.

Важно было всем участникам практикума уточнить, что перечень социально-значимых знаний, виды социально-значимых отношений, варианты социально-значимых дел обозначены ранее во ФГОС каждого уровня образования, а при разработке рабочей программы воспитания обязателен их практический учёт и реализация.

В ходе практикума слушателям актуализирована структура программы воспитания и условия ее реализации. Представлены основные направления самоанализа воспитательной работы. Даны практические рекомендации по использованию алгоритма для разработки программы воспитания (Файн Т. А. — канд.пед.наук, доцент, завотделом педагогического менеджмента ОГАОУ ДПО «ИПКПР»). Работа в микрогруппах при тьюторском сопровождении ( Файн Т. А., Исаева В. В. — старший преподаватель КНДиКО ОГАОУ ДПО «ИПКПР») способствовала усвоению алгоритма разработки рабочей программы воспитания и проектированию содержания деятельности, форм работы с определением задач и инвариантных модулей по уровням образования. На панельной дискуссии состоялась публичная вербальная презентация групповых наработок к проектированию программы воспитания по инвариантным модулям и уровням образования. Эмоциональная и содержательная рефлексия практикума подтвердила его результативность для всех участников, каждый из которых получил электронный кейс материалов по проблеме (13 объектов, всего 11,7 MB). Институт готов к дальнейшему сопровождению образовательных организаций и педагогических коллективов в разработке рабочих программ воспитания и практическому осуществлению мероприятий по реализации стратегии развития воспитания на территории Еврейской автономной области.

Файн Татьяна Анатольевна — куратор семинара-практикума, руководитель ОО «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области», доцент, завотделом Педагогического менеджмента ОГАОУ ДПО «ИПКПР», кандидат педагогических наук.