Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»
Ход урока:
1. Повторение – программируемый опрос. Перед тем как приступить к изучению новой темы мы повторим материал, который нам понадобится сегодня на уроке.
-
-
доядерные организмы не обладающие оформленным ядром (прокариоты)
-
процесс самовоспроизведения (самокопирования) нуклеиновых кислот, генов, хромосом (редупликация)
-
мономеры нуклеиновых кислот (нуклеотиды)
-
химические вещества, способные тормозить рост и вызывать гибель бактерий и других микроорганизмов (антибиотики)
-
процесс захвата клеткой твёрдых частиц или живых клеток, капелек жидкости или специфических молекул (эндоцитоз)
-
высшие организмы с четко оформленным ядром, отделённым от цитоплазмы оболочкой (эукариоты)
-
место синтеза белка (рибосомы)
-
носители генетической информации (РНК, ДНК)
-
образование органических веществ из более простых соединений (биосинтез)
-
2. Изучение нового материала.
При изучении темы «Клетка» мы выяснили, что основой любого живого организма является клетка. А как вы думаете, существует ли неклеточная форма жизни? (если да –привести примеры, нет, то…)
Кроме царств растений, животных и грибов, существует недостаточно изученное царство вирусов. А что вы знаете о вирусах?
Царство вирусов открыто относительно недавно. 100 лет это детский возраст по сравнению с математикой, 100 лет много по сравнению с генной инженерией.
Итак, сегодня на уроке мы познакомимся с особой формой жизни – вирусами. Запишите дату и тему урока к себе в тетрадь.
Цель нашего урока заключается в следующем: познакомиться с неклеточными формами жизни – вирусами; раскрыть особенности внутриклеточного паразитизма вирусов, их строение и жизнедеятельность, рассмотреть роль вирусов в природе и их значение в жизни человека.
А знаете ли вы как и кем были открыты вирусы? К этому уроку было подготовлено творческое домашнее задание – слайдо презентацию по теме «История открытия вирусов».
История открытия вирусов (презентация ученика)
А теперь давайте более подробно остановимся на особенностях строения и жизнедеятельности вирусов.
Для систематизации изучаемого материала предлагаю вам по ходу работы заполнить следующую таблицу (перечертить таблицу в тетрадь)
Строение вирусов |
|
Проникновение вируса в клетку |
|
Проявление действия вируса на клетку |
|
Значение вирусов |
Строение вирусов.
Для того, чтобы доказать, являются ли вирусы неклеточной формой жизни, давайте разберём их строение.
Вирусы – (лат. «яд») это внутриклеточные организмы, которые не могут самостоятельно жить и размножаться и делают это только внутри чужих клеток. В настоящее время вирусов известно великое множество, но они настолько малы, что, по словам академика В.М. Жданова, коллекция, собранная из всех известных вирусов, «поместилась бы в коробочке размером с маковое зернышко». Вирусы нельзя увидеть в оптический микроскоп. Разглядеть их можно лишь с помощью электронного микроскопа. Сами по себе вирусы – это кристаллы из органических веществ. При попадании в клетку они «оживают».
По строению различают две группы вирусов.
Итак, давайте разберём более подробно строение компонентов вируса. Белковая оболочка – капсид, часто построена из идентичных повторяющихся субъединиц — капсомеров.
Количество капсомер и способ их укладки строго постоянны для каждого вида вируса. Например, вирус полиомиелита содержит 32 капсомера, а аденовирус — 252.
Оболочка вирусов выполняет многочисленные функции. Во-первых, она защищает хрупкую нуклеиновую кислоту вируса от разрушения под воздействием неблагоприятных факторов окружающей среды, от действия ферментов и от воздействия ультрафиолетового излучения. Во-вторых, оболочка вируса несет на себе различные белки-рецепторы, которые распознают клетку мишень и помогают вирусу в нее проникнуть.
ДНК и РНК вирусов являются материальным субстратом наследственности и изменчивости вирусов. По типу содержащейся нуклеиновой кислоты вирусы разделяют на два класса: ДНК-содержащие и РНК-содержащие. К ДНК-содержащим вирусам относятся вирусы гепатита В, вирус герпеса и др. РНК-содержащие вирусы представлены вирусом гриппа, вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ), вирусом гепатита А и пр.
Давайте главные мысли из всего сказанного запишем в тетрадь (с места, не вставая)
Проникновение вирусов в клетку. Для того, чтобы выяснить как вирусы проникают в клетку, давайте рассмотрим жизненный цикл вирусов.
Вирусы способны размножаться, только паразитируя в клетках бактерий, растений и животных. Связано это с тем, что вирусы не имеют собственного синтетического аппарата и для самовоспроизведения используют ресурсы клетки-хозяина. Для проникновения в клетку природа снабдила вирусы ферментом лизоцимом, «открывателем» клеточной мембраны, и микроскопическими «мышцами», сокращение которых способствует попаданию ДНК внутрь клетки. Проще всего этот процесс наблюдать на группе вирусов, нападающих на бактерии, – бактериофагов, или просто фагов.
(Использовать графопроектор). Эти фаги по строению напоминают ручную гранату – они имеют голову и хвост. Проникая в клетку-хозяина вирус, прикрепляется к поверхности клетки с помощью хвостовых нитей и базальной пластинки с шипами. Этот процесс носит название адсорбция вируса. Тотчас же лизоцим растворяет клеточную мембрану. Аппарат хвоста вируса действует наподобие шприца: «мышцы» сокращаются и нуклеиновая кислота впрыскивается внутрь клетки. Верхняя «одежда» вируса – белковый чехол – остается снаружи клетки. Или вирус может проникать в клетку полностью, а затем происходит отделение вируса от белковой оболочки и освобождение нуклеиновой кислоты. Т.е. вирус распадается на составляющие его части — НК и белки оболочки («раздевается»). Этот процесс называют инъекцией. Итак, с момента инъекции всеми процессами синтеза клетки-хозяина начинает управлять генетическая информация, находящаяся в нуклеиновой кислоте вируса. В клетке-хозяине начинает синтезироваться НК вируса за счет нуклеотидов, накопленных в клетке хозяина, из которых внутри клетки происходит самосборка новых вирусных частиц. (вспомноить как называется процесс самокопирования и самовоспроизведения нуклеиновых кислот и вывести название стадии). Эта стадия называется редупликация вирусных молекул нуклеиновой кислоты. Отдельно на рибосомах клетки происходит синтез вирусных белков и ферментов. В дальнейшем они объединяются, происходит сборка вирусных частиц и образуется новый вирион (полностью сформированный зрелый вирус). Когда вирионы разрывают мембрану клетки, они попадают в межклеточную среду или кровь и заражают новые клетки. Выход вирусных частиц из пораженной клетки называется лизис.
Итак, какие этапы проникновения вирусов в клетку, мы можем выделить? (запись в тетради)
Каждая инфицированная одним вирусом клетка производит около 2 тыс. новых вирусов. За те несколько минут, в течение которых происходит этот процесс, число вирусов увеличивается во много раз. Впечатляющая цифра! Вирусы полиомиелита, энцефалита и оспы вызывают быструю гибель клетки, сопровождающуюся выходом большого количества вирусов. Большинство же вирусов до гибели клетки успевают проделать несколько циклов размножения. В результате этого истощенная клетка разрушается. Как вы думаете, по каким причинам происходит разрушение клетки? Вообще разрушение клеток происходит по двум причинам: в одном случае клетка разрушается самими вирусами, а в других – разрушается собственной иммунной системой организма, которая распознает и уничтожает зараженные клетки.
Например, в случае острой вирусной инфекции дыхательных путей, имеет место прямое разрушение эпителия носоглотки, трахеи и бронхов размножающимися вирусами и возникновение таких симптомов как боль, кашель, слизистые выделения и т.д.
В случае вирусного гепатита. В разрушение клеток печени происходит под действием клеток иммунной системы человека, которые распознают и разрушают зараженные клетки.
У вирусов есть отличительная особенность: внутри клетки они могут распадаться на компоненты собирать из вновь созданных новые вирусы. (Заметили нем. учеными Гиррер и Шрам в 1957 г.). Клетки же, как мы знаем, размножаются делением. Расчленение клетки на составляющие ее части (ядро, оболочку, цитоплазму, митохондрии, рибосомы) и последующее смешивание их не приведет к подобному эффекту — клетку восстановить не удастся.
Проявление действия вирусов на клетку
Возможны два типа взаимодействия вируса с клеткой: острая (клиническая) и латентная инфекция. В первом случае процесс инфицирования протекает быстро и приводит к гибели клетки. Во втором развивается хроническое течение инфекции. Внешне клетка выглядит здоровой. Понятно, что в этом случае заболевание трудно выявить. Латентная фаза может продлиться от нескольких часов (грипп) до нескольких лет (СПИД). Именно находясь в этой фазе, организм является носителем скрытой вирусной инфекции. Но рано или поздно она переходит в фазу клинических проявлений, что связано с активацией вирусной ДНК и началом репликации вируса. Причиной развития различных клинических признаков вирусной инфекции является гибель клеток.
Значение вирусов
Исходя из тех знаний, которые вы сегодня получили, ответьте мне на вопрос:
- Так как вы считаете, вирусы чаще полезны или вредны?
- А знаете ли вы случаи когда вирусы приносят пользу? Вирусы приносят в основном вред и очень редко пользу, если можно так выразится, пользу через вред. Люди научились управлять вирусами и в некоторых случаях их действия обращают на пользу людям. Так для истребления гусениц и жуков-пилильщиков, наносящих вред деревьям и полезным растениям, распыляют пульверизаторами или с самолётов вирусы. Любопытное применение вирусам, поражающим тюльпаны, нашли некоторые цветоводы. Цветки, пораженные этим вирусом тюльпанов, имеют полоски другой окраски, и их даже порой выдают за особые сорта. К полезным вирусам можно отнести и «пожирателей бактерий», которые называются бактериофаги, (их еще называют фагами), которые были открыты в 1917. Быстро и безжалостно расправлялись они со своими ближайшими соседями по микромиру. Палочки чумы, брюшного тифа, дизентерии, вибрионы холеры буквально «таяли» на глазах после встречи с этими вирусами. Их стали применять для предупреждения и лечения многих инфекционных заболеваний.
После открытия антибиотиков фаги как лекарство отступили на задний план. Однако часто антибиотики при неумелом использовании вполне могут оказаться врагами. При простуде прибегать к ним не просто бесполезно, но и вредно. Ведь простуда — это острая респираторная вирусная инфекция (ОРВИ). Запомните — антибиотики на вирусы не действуют. Ведь возбудители бактериальных заболеваний — чаще наши собственные микробы, которые постоянно живут во рту и носоглотке. При приеме антибиотиков мы невольно убиваем собственных микробов, и дыхательные пути тут же заселяются «чужими».
О возможности использовать вирусы с пользой говорит тот факт, что учеными открыт вирион, который способен избирательно разрушать некоторые опухоли мышей. Получены также вирусы, убивающие опухолевые клетки человека. Если удастся лишить эти вирусы болезнетворных свойств и сохранить при этом их свойство избирательно разрушать злокачественные опухоли, то в будущем, возможно, будет получено мощное средство для борьбы с этими тяжелыми заболеваниями. Вирусы можно использовать в генной инженерии. Вирусы могут оказать ученым неоценимую пользу, захватывая нужные гены в одних клетках и перенося их в другие.
Однако, больше половины всех заболеваний человека (более 500 различных вирусных инфекций) на «совести» вирусов. Вирусы вызывают многие заболевания человека: корь, свинку, грипп, полиомиелит, бешенство, оспу, энцефалит, некоторые онкологические (опухолевые) болезни.
Одно из самых страшных вирусных заболеваний, открытое в 20 веке и названное «чумой 20 века» является СПИД. Об этом заболевании давайте послушаем ученика, приготовившего слайдопрезентацию по данной теме. (презентация ученика)
Изучая такую серьезную тему как «Вирусы» мы не можем не говорить о их влиянии на человека, вы должны знать о многообразии вирусных заболеваний, о их последствиях для человека и, естественно, о мерах профилактики. Для этого, мы проведём с вами следующую самостоятельную работу. На партах у вас находятся листы с описанием различных вирусных заболеваний. Ваша задача охарактеризовать их по плану.
План характеристики:
- название вирусного заболевания
- возбудитель
- пути передачи
- симптомы
- профилактика
Опрос нескольких учеников по результатам работы.
3. Подведение итогов урока: Сегодня на уроке вы получили информацию о неклеточной форме жизни – вирусах. Давайте посмотрим, как вы усвоили материал этого урока:
Итоговый опрос
1. Чем отличаются вирусы от клеточных организмов по содержанию НК?
(Они содержат в своем составе только один из типов нуклеиновых кислот: либо рибонуклеиновую кислоту (РНК), либо дезоксирибонуклеиновую (ДНК), — а все клеточные организмы, в том числе и самые примитивные бактерии, содержат и ДНК, и РНК одновременно.)
2. Чем отличается процесс обмена веществ вирусов и клеточных организмов?
(Не обладают собственным обменом веществ, для размножения используют обмен веществ клетки-хозяина, ее ферменты и энергию.)
3. В чем отличие действия антибиотиков на бактерии и вирусы.
(От действия антибиотиков бактерии погибают, а на вирусы антибиотики не действуют.)
Оценки за урок. Спасибо за урок.
Домашнее задание глава 2 , параграф 11.