В соответствии с приказом комитета образования ЕАО от 05.12.2016 года «Об утверждении Комплекса мер по поддержке школ Еврейской автономной области, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты на 2017 — 2020 гг.» отделом общего образования и воспитания совместно с ГОАОУ ДПО «ИПКПР» в течение февраля 2017 года проведено мониторинговое исследование, направленное на выявление школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты.

Цель Мониторинга: выявление школ в Еврейской автономной области, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты для оказания их информационно-методического сопровождения.

Для проведения мониторинговых исследований использовался инструментарий ФГАОУ ДПО «АПКиППРО».

Объектом мониторинга стали школы Еврейской автономной области.

Предметом мониторинга являются ресурсы и условия осуществления образовательной деятельности.

В мониторинговом исследовании приняли участие 69 образовательных организаций области.

Образовательным организациям (далее – ОО) было предложено заполнить электронную форму анкеты, расположенной на сайте ОГАОУ ДПО «ИПКПР», в которой представлено более 30-ти показателей. ОО предлагалось оценить каждый показатель по 10-ти бальной шкале.

Для детального анализа результатов мониторинговых исследований все показатели были сгруппированы в разделы по принципу корреляции.

Результаты мониторинга представлены 6-ю разделами:

  1. Таблица — разделы мониторинга
    № п/п Раздел Показатели
    1 Финансово-экономические условия 1. эффективность программы развития ОО;

    2. финансово-экономическое обоснование программы развития;

    3. план ресурсосбережения

    2 Управленческие условия 1. программа внутреннего контроля;

    2. работа управляющего совета школы;

    3. работа педагогического совета школы;

    4. эффективный контракт с педагогом;

    5. формы организации учебного процесса

    6. АРМ директора

    3 Условия партнерского взаимодействия 1. работа попечительского совета школы;

    2. работа постоянно действующего органа взаимодействия участников образовательных отношений;

    4 Информационно-образовательные условия 1. электронные средства сопровождения (электронный журнал, электронный дневник);

    2. информационно-образовательная среда

    5 Кадровые условия 1. методические объединения учителей;

    2. процент учителей с высшей категорией;

    3. процент учителей с 1-й категорией;

    4. результаты олимпиад

    6 Образовательные результаты Результаты ЕГЭ

В результате обработки полученных данных по отдельным показателям каждого раздела был составлен рэнкинг (ранжирование ОО по отдельным показателям мониторинга).

С целью определения места в рэнкинге нами проведена оценка ОО по конкретной группе показателей путем вычисления среднего арифметического значения индексов, полученных ОО по каждому пункту раздела.

В результате каждая ОО определена в одну из групп:

9-10 6-8 4-5 2-3 0-1
высокая оценка (максимальное значение результата раздела) оценка выше среднего (значение результата раздела больше среднего, но ниже максимального) средняя оценка (среднее значение результата) ниже средней оценки (значение результата раздела больше минимального, но ниже среднего) низкая оценка (минимальное значение результата раздела)

На рисунке представлен количественный анализ мониторинга по 6-ти разделам (финансово-экономические условия, управленческие условия, условия партнерского взаимодействия, информационно-образовательные условия и кадровые условия).

Кривая распределения ОО по группам смещена влево, что свидетельствует об отсутствии проблем у большинства ОО, участвующих в мониторинге.

Стратегической целью развития современного образования является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических.

  1. Финансово-экономические условия. Наибольшая группа ОО оценили все показатели раздела выше среднего (6 — 8), что позволяет говорить об оптимальном соотношении затрат и достигаемых результатов при реализации программ развития.

Наименьшее число ОО при оценке данного раздела попали в группу с результатами ниже среднего.

Однако при сопоставлении оценки показателей этого раздела возникают разногласия. Так, максимальную оценку эффективности программы (стратегии, плана) развития образовательной организации поставили 82% ОО, а показатель «эффективность финансово-экономического обоснования раздела программы (стратегии, плана) развития образовательной организации» максимально оценили только 56%. Третий показатель этого же раздела (эффективность Программы (плана) ресурсосбережения) максимально оценили только 43% ОО.

Группа показателей первого раздела позволяет оценитьстепень разработанности и использования локальных актов, регулирующих деятельность образовательной организации.

  1. Управленческие условия. Показатели раздела отражают качество управления деятельностью коллектива и направлены на совершенствование деятельности ОО, повышение профессионального мастерства всех категорий работников (административного, педагогического, технического и вспомогательного персонала), улучшение качества образовательного процесса.

Абсолютное большинство ОО максимально оценили показатели раздела («9-10» – 14 ОО; «6-8» – 33 ОО).

15 (20%) образовательных организаций вошли в группу с низкими показателями («2-3» – 3 ОО; «0-1» – 12 ОО).

Анализ отдельных показателей раздела позволяет сделать вывод о том, что руководители ОО не приводят в единую систему такие элементы, как: программа внутреннего контроля; работа управляющего совета школы; работа педагогического совета школы; эффективный контракт с педагогом и др.

Так, эффективность программы внутреннего контроля образовательной организации максимально оценили 71% ОО. Эффективность работы Управляющего совета школы максимально оценили только 44% ОО.

  1. Условия партнерского взаимодействия.

В настоящее время в России поощряется общественно-государственное управление системой образования (оно способствует решению многих финансово-хозяйственных проблем) поэтому весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации и постоянно действующие органы взаимодействия участников образовательных отношений, которые создаются и работают в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного образования и повышения качества обучения школьников.

Основная масса ОО оценили показатели раздела достаточно низко (по сравнению с другими разделами).

Более 85% ОО указали на отсутствие Попечительского совета. Эффективность работы постоянно действующего органа взаимодействия участников образовательных отношений 75% ОО оценили выше среднего.

  1. Информационно-образовательные условия.

Одним из условий повышения качества в системе образования являются инновационные технологии. Введение электронных форм учета и результатов учебной деятельности является составной частью работы по внедрению ИКТ в процесс управления ОО, введения электронного документооборота и др.

При оценке показателей раздела основная часть ОО (77%) отметили средние и максимальные значения показателей. Это позволяет говорить о высокой эффективности работы электронных средств сопровождения образовательной деятельности (электронный дневник и электронный журнал).

Однако при анализе оценки АРМ директора (показатель, отражающий специализированную систему, предназначенную для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса) 39% ОО отметили отсутствие подобной системы, 33% ОО максимально оценили эффективность АРМ директора (именно это вызывает сомнения).

  1. Кадровые условия.

При оценке данного раздела нами были использованы такие показатели, как: методические объединения учителей, процент учителей с высшей категорией, процент учителей с 1-й категорией, результаты олимпиад.

Данная группа показателей высоко оценена абсолютным большинством ОО. 93% ОО оценили показатели высоко и выше среднего и только 4% ОО оценили показатели раздела минимальными значениями. Наличие высоких оценок свидетельствует о том, что в ОО работают квалифицированные педагоги и отсутствуют кадровые проблемы в целом.

Для получения полной информации о кадровой составляющей ОО считаем необходимым ввести дополнительные показатели (возраст и достижения педагогов).

Коментарии закрыты