В соответствии с приказом комитета образования ЕАО от 05.12.2016 года «Об утверждении Комплекса мер по поддержке школ Еврейской автономной области, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты на 2017 — 2020 гг.» отделом общего образования и воспитания совместно с ГОАОУ ДПО «ИПКПР» в течение февраля 2017 года проведено мониторинговое исследование, направленное на выявление школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты.
Цель Мониторинга: выявление школ в Еврейской автономной области, работающих в сложных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты для оказания их информационно-методического сопровождения.
Для проведения мониторинговых исследований использовался инструментарий ФГАОУ ДПО «АПКиППРО».
Объектом мониторинга стали школы Еврейской автономной области.
Предметом мониторинга являются ресурсы и условия осуществления образовательной деятельности.
В мониторинговом исследовании приняли участие 69 образовательных организаций области.
Образовательным организациям (далее – ОО) было предложено заполнить электронную форму анкеты, расположенной на сайте ОГАОУ ДПО «ИПКПР», в которой представлено более 30-ти показателей. ОО предлагалось оценить каждый показатель по 10-ти бальной шкале.
Для детального анализа результатов мониторинговых исследований все показатели были сгруппированы в разделы по принципу корреляции.
Результаты мониторинга представлены 6-ю разделами:
- Таблица — разделы мониторинга
№ п/п Раздел Показатели 1 Финансово-экономические условия 1. эффективность программы развития ОО; 2. финансово-экономическое обоснование программы развития;
3. план ресурсосбережения
2 Управленческие условия 1. программа внутреннего контроля; 2. работа управляющего совета школы;
3. работа педагогического совета школы;
4. эффективный контракт с педагогом;
5. формы организации учебного процесса
6. АРМ директора
3 Условия партнерского взаимодействия 1. работа попечительского совета школы; 2. работа постоянно действующего органа взаимодействия участников образовательных отношений;
4 Информационно-образовательные условия 1. электронные средства сопровождения (электронный журнал, электронный дневник); 2. информационно-образовательная среда
5 Кадровые условия 1. методические объединения учителей; 2. процент учителей с высшей категорией;
3. процент учителей с 1-й категорией;
4. результаты олимпиад
6 Образовательные результаты Результаты ЕГЭ
В результате обработки полученных данных по отдельным показателям каждого раздела был составлен рэнкинг (ранжирование ОО по отдельным показателям мониторинга).
С целью определения места в рэнкинге нами проведена оценка ОО по конкретной группе показателей путем вычисления среднего арифметического значения индексов, полученных ОО по каждому пункту раздела.
В результате каждая ОО определена в одну из групп:
9-10 | 6-8 | 4-5 | 2-3 | 0-1 |
высокая оценка (максимальное значение результата раздела) | оценка выше среднего (значение результата раздела больше среднего, но ниже максимального) | средняя оценка (среднее значение результата) | ниже средней оценки (значение результата раздела больше минимального, но ниже среднего) | низкая оценка (минимальное значение результата раздела) |
На рисунке представлен количественный анализ мониторинга по 6-ти разделам (финансово-экономические условия, управленческие условия, условия партнерского взаимодействия, информационно-образовательные условия и кадровые условия).
Кривая распределения ОО по группам смещена влево, что свидетельствует об отсутствии проблем у большинства ОО, участвующих в мониторинге.
Стратегической целью развития современного образования является обеспечение доступности качественного образования потребителям образовательной услуги за счет эффективного использования ресурсов: финансовых, кадровых, материально-технических.
- Финансово-экономические условия. Наибольшая группа ОО оценили все показатели раздела выше среднего (6 — 8), что позволяет говорить об оптимальном соотношении затрат и достигаемых результатов при реализации программ развития.
Наименьшее число ОО при оценке данного раздела попали в группу с результатами ниже среднего.
Однако при сопоставлении оценки показателей этого раздела возникают разногласия. Так, максимальную оценку эффективности программы (стратегии, плана) развития образовательной организации поставили 82% ОО, а показатель «эффективность финансово-экономического обоснования раздела программы (стратегии, плана) развития образовательной организации» максимально оценили только 56%. Третий показатель этого же раздела (эффективность Программы (плана) ресурсосбережения) максимально оценили только 43% ОО.
Группа показателей первого раздела позволяет оценитьстепень разработанности и использования локальных актов, регулирующих деятельность образовательной организации.
- Управленческие условия. Показатели раздела отражают качество управления деятельностью коллектива и направлены на совершенствование деятельности ОО, повышение профессионального мастерства всех категорий работников (административного, педагогического, технического и вспомогательного персонала), улучшение качества образовательного процесса.
Абсолютное большинство ОО максимально оценили показатели раздела («9-10» – 14 ОО; «6-8» – 33 ОО).
15 (20%) образовательных организаций вошли в группу с низкими показателями («2-3» – 3 ОО; «0-1» – 12 ОО).
Анализ отдельных показателей раздела позволяет сделать вывод о том, что руководители ОО не приводят в единую систему такие элементы, как: программа внутреннего контроля; работа управляющего совета школы; работа педагогического совета школы; эффективный контракт с педагогом и др.
Так, эффективность программы внутреннего контроля образовательной организации максимально оценили 71% ОО. Эффективность работы Управляющего совета школы максимально оценили только 44% ОО.
- Условия партнерского взаимодействия.
В настоящее время в России поощряется общественно-государственное управление системой образования (оно способствует решению многих финансово-хозяйственных проблем) поэтому весьма привлекательным и стабильным источником финансирования может стать Попечительский совет, созданный в виде некоммерческой организации и постоянно действующие органы взаимодействия участников образовательных отношений, которые создаются и работают в интересах обеспечения непрерывности и преемственности школьного образования и повышения качества обучения школьников.
Основная масса ОО оценили показатели раздела достаточно низко (по сравнению с другими разделами).
Более 85% ОО указали на отсутствие Попечительского совета. Эффективность работы постоянно действующего органа взаимодействия участников образовательных отношений 75% ОО оценили выше среднего.
- Информационно-образовательные условия.
Одним из условий повышения качества в системе образования являются инновационные технологии. Введение электронных форм учета и результатов учебной деятельности является составной частью работы по внедрению ИКТ в процесс управления ОО, введения электронного документооборота и др.
При оценке показателей раздела основная часть ОО (77%) отметили средние и максимальные значения показателей. Это позволяет говорить о высокой эффективности работы электронных средств сопровождения образовательной деятельности (электронный дневник и электронный журнал).
Однако при анализе оценки АРМ директора (показатель, отражающий специализированную систему, предназначенную для унификации внутришкольного делопроизводства, автоматизации процессов управления школой, планирования и контроля качества учебного процесса) 39% ОО отметили отсутствие подобной системы, 33% ОО максимально оценили эффективность АРМ директора (именно это вызывает сомнения).
- Кадровые условия.
При оценке данного раздела нами были использованы такие показатели, как: методические объединения учителей, процент учителей с высшей категорией, процент учителей с 1-й категорией, результаты олимпиад.
Данная группа показателей высоко оценена абсолютным большинством ОО. 93% ОО оценили показатели высоко и выше среднего и только 4% ОО оценили показатели раздела минимальными значениями. Наличие высоких оценок свидетельствует о том, что в ОО работают квалифицированные педагоги и отсутствуют кадровые проблемы в целом.
Для получения полной информации о кадровой составляющей ОО считаем необходимым ввести дополнительные показатели (возраст и достижения педагогов).
Коментарии закрыты