В соответствии с приказом комитета образования ЕАО № 667 от 05.12.2016 года «Об утверждении Комплекса мер по поддержке школ Еврейской автономной области, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты на 2017 — 2020 гг.» отделом общего образования и воспитания совместно с ОГАОУ ДПО «ИПКПР» ежегодно проводятся мониторинговые исследования (далее — Мониторинг), направленные на выявление школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты.

Первый Мониторинг был проведен в феврале 2017 года, по результатам которого был составлен рейтинг ОО Еврейской автономной области (на основе среднего показателя по 5-ти группам) и выделены лидеры и аутсайдеры. В итоге нами были сформированы четыре группы ОО, участвующих в опросе (высокий, повышенный, средний и низкий уровни развития). ОО, попавшие в группу 4 (низкий уровень) были отнесены к школам, работающим в сложных социальных условиях и показывающим низкие образовательные результаты. И именно эти школы в большей степени, по нашему мнению, нуждались в информационно-методическом сопровождении. Результаты Мониторинга были представлены на совещании комитета образования Еврейской автономной области с подведомственными учреждениями и направлены во все отделы образования области.

В феврале 2018 года был проведен второй Мониторинг. Цель Мониторинга осталась прежней — выявление школ Еврейской автономной области, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты. Обратим внимание, что выявление подобных школ направлено не на выработку «мер наказания», а наоборот — на разработку мер информационно-методического сопровождения школ, направленных на устранение проблем по конкретным показателям.

Задачи Мониторинга:

— получение достоверной информации об условиях осуществления образовательной деятельности в ОО Еврейской автономной области;

— формирование группы школ, находящихся в сложных условиях;

— выявление проблем, которые оказывают негативное влияние на организацию образовательной деятельности в школах, находящихся в сложных условиях;

— информирование участников Мониторинга о результатах для принятия своевременных управленческих решений.

Именно поэтому в письме комитета образования Еврейской автономной области от 22.01.2018 указано, что «форму заполняют руководители общеобразовательных организаций самостоятельно».

С целью получения более полной картины относительно ресурсов и условий для развития ОО ЕАО нами были предложены обновленные показатели Мониторинга (Приложение 1). слайд 1,2

Объектом Мониторинга стали общеобразовательные школы Еврейской автономной области.

Предметом Мониторинга явились ресурсы и условия осуществления образовательной деятельности.

В мониторинговом исследовании приняли участие 57 образовательных организаций области (87%). Это на 12 ОО меньше, чем участвовали в 2017 году. Причина, на наш взгляд, заключается в исполнительской дисциплине управленческих кадров.

Представим результаты по нескольким показателям Мониторинга, которые, для удобства анализа, мы объединили в разделы.

Так, раздел «Показатели эффективности» включает 4 показателя, которые позволяют определить влияние работы педагогического совета, методических объединений учителей, постоянно действующего коллегиального органа взаимодействия участников образовательного процесса на деятельность ОО. Все ОО, участвующие в Мониторинге, высоко оценили названные показатели (в среднем 9 б. из 10). На основании представленных данных мы сформировали рейтинг «лучших» и «отстающих» ОО (слайд 3). Это позволяет нам сделать вывод о возможности налаживания эффективного взаимодействия между ОО через обмен опытом в рамках программ повышения квалификации, семинаров, круглых столов.

Отметим, что в данном разделе исключение составляет показатель «эффективность работы электронных средств сопровождения образовательной деятельности». Так, 20% ОО оценили этот показатель до 5 б. Вероятнее всего это связано со слабым развитием системы Интернет и невостребованностью услуги (электронный дневник) со стороны учащихся и их родителей. Сразу можно предположить о затруднении (или даже невозможности) развития системы сетевого взаимодействия данных ОО, направленного на повышение качества образования. Считаем, что улучшить данный показатель в скором времени не представляется возможным.

В разделе «Достижения учащихся» мы проанализировали достижения обучающихся в части углубленного изучения отдельных предметов, результатов участия в олимпиадах разного уровня.

Так, более 50% ОО указали на отсутствие учащихся, углубленно изучающих отдельные предметы. Эти ОО попали в рейтинг «отстающих» по данному показателю. Слайд 4. На этом же слайде представлен рейтинг «лучших» ОО, в которых определен процент учащихся, углубленно изучающих отдельные предметы (от 6 до 10%).

Отметим, что 5% ОО указали стопроцентное участие обучающихся в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее — ВсОШ): МКОУ ООШ с. Степное, МБОУ СОШ № 2 п. Николаевка, МКОУ ООШ с.Воскресеновка.

9% ОО отметили более 90 % участия школьников в этом этапе ВсОШ: МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде», МБОУ СОШ № 5 с. Камышовка, МКОУ СОШ с. Лазарево, МКОУ ООШ с. Калинино, МБОУ СОШ №11 города Биробиджана.

На основе представленных в Мониторинге данных нами составлена таблица, отражающая соотношения участия школьников в школьном этапе ВсОШ, общего числа учащихся, количества победителей и призеров и места в рейтинге «углубленное изучение отдельных предметов». Слайд 5.

Нельзя не отметить то, что есть данные, представленные ОО, вызывающие сомнения в их объективности и достоверности. Так, например, рассматривая результаты показателя, отражающего численность учащихся — победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ, ОО со стопроцентным участием в данном этапе ВсОШ показывает нулевые результаты по показателю «победителей и призеров» ( МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде»).

На слайде 6 представлены примеры данных, вызывающих сомнения. Насколько эффективно и какова цель стопроцентного участия детей в школьном этапе ВсОШ? Исходя из представленных данных корректный анализ провести невозможно.

Рейтинги «лучших» и «отстающих» по показателю участия в муниципальном этапе ВсОШ в текущем учебном году представлены на слайдах 7, 8 соответственно.

Раздел «Кадровые условия». В данном разделе предоставляются сведения об образовании и достижениях педагогов.

Так, все руководители ОО за исключением шести ОО (МКОУ «Начальная школа-детский сад с.Опытное Поле», МБОУ «СОШ № 2» п. Николаевка, МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде» и др.) имеют профессиональное образование по одному из направлений подготовки («Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»).

По показателю «численность педагогических работников, принявших участие в профессиональных конкурсах за последние 3 года» можно отметить следующее. В одном ОО (МБОУ «СОШ № 8» с.Аур) 100% педагогов приняли участие в профессиональных конкурсах (при общей численности педагогов 12). в 12-ти % ОО педагоги не принимали участие в профессиональных конкурсах за последние три года (одна из них находится в городе Биробиджане). В 23-х % ОО этот показатель выше 50%.

На слайде 9 представлены данные, отражающие активность и результативность участия в конкурсах с указанием нагрузки на педагога. В таблице представлены ОО, попавшие в рейтинг «лучших».

На слайде 10 представлены ОО, попавшие по представленным ими данным, в рейтинг «отстающих».

По данным раздела можно сделать вывод о том, что в тех ОО, где высок удельный вес педагогов — участников профессиональных конкурсов, достаточно низкий процент учащихся, занимающих призовые места в муниципальном этапе ВсОШ.

Раздел «Развитие системы дополнительного образования»

В данном разделе представлены результаты по показателям, отражающим количество кружков и секций, реализующих программы дополнительного образования и численность занятых в них учащихся, количество предметных кружков и секций (в рамках внеурочной деятельности) и занятость в них и наличие в ОО научных обществ и вовлеченность в них школьников.

Результаты данного раздела вызывают сомнения относительно их объективности.

Так, например, в МБОУ «СОО «Школа №15» пос. Биракан представлены 36 кружков и секций, реализующих программы дополнительного образования. Численность учащихся, занимающихся в них составляет 540 при общей численности учащихся 231 (233,8% от всей численности!). В МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде» количество подобных кружков и секций 7, обучающихся в них 90 человек, а всего численность учащихся 55. В МКОУ «СОШ с.Бирофельд» ситуация с представленными результатами следующая: кружков и секций 26, численность занимающихся в них — 494, общая численность учащихся в ОО 129.

Подобная ситуация складывается и по показателю, отражающему количество предметных кружков и численности занимающихся в них школьников (в качестве примера приведем МБОУ СОШ № 1 п. Смидович. Так, численность предметных кружков и секций составляет 47, численность занимающихся в них — 637, общая численность учащихся 254.

Считаем необходимым отметить, что при предоставлении информации по данному показателю, необходимо вести учет одного учащегося один раз.

К сожалению, стоит отметить, что представленные данные по большинству ОО не позволяют провести корректный и объективный анализ.

На наш взгляд, интересным представляется сопоставление результатов нескольких разделов и их показателей по отдельным ОО (таблица 2).

слайд 11. Таблица 2 — сопоставление показателей разделов Мониторинга

ОО

Раздел 2

(общая численность учащихся)

Раздел 5

(социальный статус обучающихся)

Раздел 4

(достижения учащихся)

Раздел 8

(развитие системы дополнительного образования)

г. Биробиджан

МБОУ «СОШ № 11»

1005

9

17

861

Биробиджанский район

МКОУ «ООШ с. Желтый Яр»

79

2

5

68

Смидовичский район

МБОУ «СОШ № 1 п. Смидович»

254

7

13

637

Октябрьский район

МКОУ «ООШ села Полевое»

69

10

4

54

Ленинский район

МКОУ «СОШ п. Биджан»

206

10

7

126

Облученский район

МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан

231

14

19

465

В таблице представлены данные, позволяющие, на наш взгляд судить об объективности и корректности предоставления информации.