В соответствии с приказом комитета образования ЕАО № 667 от 05.12.2016 года «Об утверждении Комплекса мер по поддержке школ Еврейской автономной области, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты на 2017 — 2020 гг.» отделом общего образования и воспитания совместно с ОГАОУ ДПО «ИПКПР» ежегодно проводятся мониторинговые исследования (далее — Мониторинг), направленные на выявление школ, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты.
Первый Мониторинг был проведен в феврале 2017 года, по результатам которого был составлен рейтинг ОО Еврейской автономной области (на основе среднего показателя по 5-ти группам) и выделены лидеры и аутсайдеры. В итоге нами были сформированы четыре группы ОО, участвующих в опросе (высокий, повышенный, средний и низкий уровни развития). ОО, попавшие в группу 4 (низкий уровень) были отнесены к школам, работающим в сложных социальных условиях и показывающим низкие образовательные результаты. И именно эти школы в большей степени, по нашему мнению, нуждались в информационно-методическом сопровождении. Результаты Мониторинга были представлены на совещании комитета образования Еврейской автономной области с подведомственными учреждениями и направлены во все отделы образования области.
В феврале 2018 года был проведен второй Мониторинг. Цель Мониторинга осталась прежней — выявление школ Еврейской автономной области, работающих в неблагоприятных социальных условиях и показывающих низкие образовательные результаты. Обратим внимание, что выявление подобных школ направлено не на выработку «мер наказания», а наоборот — на разработку мер информационно-методического сопровождения школ, направленных на устранение проблем по конкретным показателям.
Задачи Мониторинга:
— получение достоверной информации об условиях осуществления образовательной деятельности в ОО Еврейской автономной области;
— формирование группы школ, находящихся в сложных условиях;
— выявление проблем, которые оказывают негативное влияние на организацию образовательной деятельности в школах, находящихся в сложных условиях;
— информирование участников Мониторинга о результатах для принятия своевременных управленческих решений.
Именно поэтому в письме комитета образования Еврейской автономной области от 22.01.2018 указано, что «форму заполняют руководители общеобразовательных организаций самостоятельно».
С целью получения более полной картины относительно ресурсов и условий для развития ОО ЕАО нами были предложены обновленные показатели Мониторинга (Приложение 1). слайд 1,2
Объектом Мониторинга стали общеобразовательные школы Еврейской автономной области.
Предметом Мониторинга явились ресурсы и условия осуществления образовательной деятельности.
В мониторинговом исследовании приняли участие 57 образовательных организаций области (87%). Это на 12 ОО меньше, чем участвовали в 2017 году. Причина, на наш взгляд, заключается в исполнительской дисциплине управленческих кадров.
Представим результаты по нескольким показателям Мониторинга, которые, для удобства анализа, мы объединили в разделы.
Так, раздел «Показатели эффективности» включает 4 показателя, которые позволяют определить влияние работы педагогического совета, методических объединений учителей, постоянно действующего коллегиального органа взаимодействия участников образовательного процесса на деятельность ОО. Все ОО, участвующие в Мониторинге, высоко оценили названные показатели (в среднем 9 б. из 10). На основании представленных данных мы сформировали рейтинг «лучших» и «отстающих» ОО (слайд 3). Это позволяет нам сделать вывод о возможности налаживания эффективного взаимодействия между ОО через обмен опытом в рамках программ повышения квалификации, семинаров, круглых столов.
Отметим, что в данном разделе исключение составляет показатель «эффективность работы электронных средств сопровождения образовательной деятельности». Так, 20% ОО оценили этот показатель до 5 б. Вероятнее всего это связано со слабым развитием системы Интернет и невостребованностью услуги (электронный дневник) со стороны учащихся и их родителей. Сразу можно предположить о затруднении (или даже невозможности) развития системы сетевого взаимодействия данных ОО, направленного на повышение качества образования. Считаем, что улучшить данный показатель в скором времени не представляется возможным.
В разделе «Достижения учащихся» мы проанализировали достижения обучающихся в части углубленного изучения отдельных предметов, результатов участия в олимпиадах разного уровня.
Так, более 50% ОО указали на отсутствие учащихся, углубленно изучающих отдельные предметы. Эти ОО попали в рейтинг «отстающих» по данному показателю. Слайд 4. На этом же слайде представлен рейтинг «лучших» ОО, в которых определен процент учащихся, углубленно изучающих отдельные предметы (от 6 до 10%).
Отметим, что 5% ОО указали стопроцентное участие обучающихся в школьном этапе Всероссийской олимпиады школьников (далее — ВсОШ): МКОУ ООШ с. Степное, МБОУ СОШ № 2 п. Николаевка, МКОУ ООШ с.Воскресеновка.
9% ОО отметили более 90 % участия школьников в этом этапе ВсОШ: МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде», МБОУ СОШ № 5 с. Камышовка, МКОУ СОШ с. Лазарево, МКОУ ООШ с. Калинино, МБОУ СОШ №11 города Биробиджана.
На основе представленных в Мониторинге данных нами составлена таблица, отражающая соотношения участия школьников в школьном этапе ВсОШ, общего числа учащихся, количества победителей и призеров и места в рейтинге «углубленное изучение отдельных предметов». Слайд 5.
Нельзя не отметить то, что есть данные, представленные ОО, вызывающие сомнения в их объективности и достоверности. Так, например, рассматривая результаты показателя, отражающего численность учащихся — победителей и призеров муниципального этапа ВсОШ, ОО со стопроцентным участием в данном этапе ВсОШ показывает нулевые результаты по показателю «победителей и призеров» ( МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде»).
На слайде 6 представлены примеры данных, вызывающих сомнения. Насколько эффективно и какова цель стопроцентного участия детей в школьном этапе ВсОШ? Исходя из представленных данных корректный анализ провести невозможно.
Рейтинги «лучших» и «отстающих» по показателю участия в муниципальном этапе ВсОШ в текущем учебном году представлены на слайдах 7, 8 соответственно.
Раздел «Кадровые условия». В данном разделе предоставляются сведения об образовании и достижениях педагогов.
Так, все руководители ОО за исключением шести ОО (МКОУ «Начальная школа-детский сад с.Опытное Поле», МБОУ «СОШ № 2» п. Николаевка, МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде» и др.) имеют профессиональное образование по одному из направлений подготовки («Государственное и муниципальное управление», «Менеджмент», «Управление персоналом»).
По показателю «численность педагогических работников, принявших участие в профессиональных конкурсах за последние 3 года» можно отметить следующее. В одном ОО (МБОУ «СОШ № 8» с.Аур) 100% педагогов приняли участие в профессиональных конкурсах (при общей численности педагогов 12). в 12-ти % ОО педагоги не принимали участие в профессиональных конкурсах за последние три года (одна из них находится в городе Биробиджане). В 23-х % ОО этот показатель выше 50%.
На слайде 9 представлены данные, отражающие активность и результативность участия в конкурсах с указанием нагрузки на педагога. В таблице представлены ОО, попавшие в рейтинг «лучших».
На слайде 10 представлены ОО, попавшие по представленным ими данным, в рейтинг «отстающих».
По данным раздела можно сделать вывод о том, что в тех ОО, где высок удельный вес педагогов — участников профессиональных конкурсов, достаточно низкий процент учащихся, занимающих призовые места в муниципальном этапе ВсОШ.
Раздел «Развитие системы дополнительного образования»
В данном разделе представлены результаты по показателям, отражающим количество кружков и секций, реализующих программы дополнительного образования и численность занятых в них учащихся, количество предметных кружков и секций (в рамках внеурочной деятельности) и занятость в них и наличие в ОО научных обществ и вовлеченность в них школьников.
Результаты данного раздела вызывают сомнения относительно их объективности.
Так, например, в МБОУ «СОО «Школа №15» пос. Биракан представлены 36 кружков и секций, реализующих программы дополнительного образования. Численность учащихся, занимающихся в них составляет 540 при общей численности учащихся 231 (233,8% от всей численности!). В МКОУ «ООШ им. Г.И. Радде» количество подобных кружков и секций 7, обучающихся в них 90 человек, а всего численность учащихся 55. В МКОУ «СОШ с.Бирофельд» ситуация с представленными результатами следующая: кружков и секций 26, численность занимающихся в них — 494, общая численность учащихся в ОО 129.
Подобная ситуация складывается и по показателю, отражающему количество предметных кружков и численности занимающихся в них школьников (в качестве примера приведем МБОУ СОШ № 1 п. Смидович. Так, численность предметных кружков и секций составляет 47, численность занимающихся в них — 637, общая численность учащихся 254.
Считаем необходимым отметить, что при предоставлении информации по данному показателю, необходимо вести учет одного учащегося один раз.
К сожалению, стоит отметить, что представленные данные по большинству ОО не позволяют провести корректный и объективный анализ.
На наш взгляд, интересным представляется сопоставление результатов нескольких разделов и их показателей по отдельным ОО (таблица 2).
слайд 11. Таблица 2 — сопоставление показателей разделов Мониторинга
ОО |
Раздел 2 (общая численность учащихся) |
Раздел 5 (социальный статус обучающихся) |
Раздел 4 (достижения учащихся) |
Раздел 8 (развитие системы дополнительного образования) |
г. Биробиджан |
||||
МБОУ «СОШ № 11» |
1005 |
9 |
17 |
861 |
Биробиджанский район |
||||
МКОУ «ООШ с. Желтый Яр» |
79 |
2 |
5 |
68 |
Смидовичский район |
||||
МБОУ «СОШ № 1 п. Смидович» |
254 |
7 |
13 |
637 |
Октябрьский район |
||||
МКОУ «ООШ села Полевое» |
69 |
10 |
4 |
54 |
Ленинский район |
||||
МКОУ «СОШ п. Биджан» |
206 |
10 |
7 |
126 |
Облученский район |
||||
МБОУ СОО «Школа № 15» п. Биракан |
231 |
14 |
19 |
465 |
В таблице представлены данные, позволяющие, на наш взгляд судить об объективности и корректности предоставления информации.