Автор: Ольга Владимировна Козликина, учитель – логопед МБДОУ «Детский сад № 29»
Семинар – практикум для педагогов «Развитие мимической и интонационной выразительности речи у дошкольников».
Цель:
-
Повышение компетентности воспитателей в вопросах речевого развития ребенка.
-
Оказание помощи педагогам в овладении практическими способами по формированию интонационной и мимической выразительности речи у детей дошкольного возраста.
-
Распространение логопедических знаний среди воспитателей.
«Посредством речи выражается эмоциональное отношение человека к тому, о чем он говорит, к кому обращается. Чем выразительнее речь, тем более она характеризует говорящего как личность и определяет его психологическое состояние». И. Ю. Кондратенко
Большое значение в построении логопедической работы над этой проблемой уделяется интонационной выразительности, как формированию навыков восприятия отдельных интонационных компонентов речи:
-
Мелодики (повышении и понижение голоса в начале, середине и конце фразы). Для привлечения внимания детей к мелодике (основному тону голоса) можно использовать такой прием, как «рассказ проблемной истории»:
«Вчера я была в магазине. Там купила кабачки, помидоры, огурцы. Это овощи». (Утверждение, тон голоса понижается). После паузы можно спросить у детей: «Почему вы мне ничего не ответили?» предположительный ответ детей: «Вы нас не спрашивали!» — «Ну, хорошо, слушайте дальше. А еще я купила бананы и апельсины. Это фрукты?» — «Да, конечно!» — «Как вы узнали, что первый раз я вас не спрашивала, а во второй раз спросила?» Скорее всего дети не дадут правильного ответа, но выскажут предположение, что изменился голос.
В данном случае нужно объяснить детям, что человеческий голос может изменяться – «подниматься и спускаться с горки (при работе со старшими дошкольниками можно ввести термины «голос повышается», «голос понижается»).
-
Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фраз). При развитии восприятия темпа вводятся контрастные образцы: «быстро» и «медленно», после овладения ими предлагается образец умеренного темпа. Можно использовать картинки (символы): «Черепаха», «Ракета».
В качестве игрового материала используются потешки, поговорки, чистоговорки, скороговорки.
-
Ритм (чередование ударных слогов). Детям можно предложить отхлопывать в ладоши ритм сначала слоговых серий (Та-та-Та-та, та-Та-та-Та, Та-та-та-Та-та-та и т. д.)
-
Тембр (эмоциональная окраска голоса). Формирование навыков восприятия тембра следует начинать со знакомства с двумя контрастными окрасками голоса: радостной и грустной. Это впоследствии станет основой для введения менее контрастных по тембру эмоциональных проявлений: гнева, удивления, испуга и др.
При этом в качестве наглядного материала можно использовать пиктограммы, фотографии с изображением эмоционально выразительных лиц, в качестве речевого материала – тексты и фразы.
-
Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова из фразы). Работа начинается со знакомства с этим понятием. Дошкольникам объясняют: это слова, которые считаются особенно важными, произносят громче и (или) медленно (растянуто) остальных слов в предложении.
Например, педагог произносит фразу «Воробьи клюют крошки». И организует ее анализ:
— Какое слово я выделила как самое важное? Да, именно воробьи, а не другие птицы клюют крошки.
— Послушайте, как я скажу теперь: «Воробьи клюют крошки». Что я уточнила о воробьях? (Что они клюют, а не летают или сидят). Как я произнесла важное слово?
— Послушайте еще раз: «Воробьи клюют крошки». Что я теперь уточнила о воробьях? (Они питаются крошками, а не зерном, рябиной.) Как я выделила важное слово?
При затруднении детям можно задать наводящие вопросы.
Интонационной выразительности речи дети овладевают преимущественно к пятилетнему возрасту. Многие педагоги сталкиваются с проблемой монотонности и невыразительности при подготовке к выступлениям на праздниках.
При неправильном произношении у детей отмечаются различные несовершенства дыхания. Научив ребенка «правильно» дышать, воспитав длительный речевой выдох, мы, тем самым, создадим необходимую базу для овладения правильным звукопроизношением.
Я предлагаю вам 4 простых упражнения, которые не только подготовят детей к правильному речевому дыханию, но и будут хорошим профилактическим средством от простуды.
-
«Ныряльщики» вдох ртом, выдох носом.
-
«Больной тяжело дышит» вдох ртом, выдох ртом.
-
«Кто лучше надует игрушку» вдох носом, выдох ртом.
-
«Доктор слушает больного» вдох носом, выдох носом.
Рифмой – называется созвучие окончаний стихотворных строк.
Данные игры предназначены для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет), способствуют обогащению словарного запаса, развивают память, внимание.
Использован материал из книги В. Волиной «Игры в рифмы»
Давайте и с вами поиграем- слова мы подберем
У стола стоит Алешка
Он раскладывает…(ложки)
Помогает Милочка
Всем кладет по… (вилочке)
Маленькая Эллочка
Принесла…(тарелочки)
И ставит с Наташкой
К этим блюдцам…(чашки)
Возле них Аленка
Сыпет соль в…(салонки)
В кухне варит Юля
Вкусный суп в…(кастрюле)
Жарит ловко на огне
Блинчики в…(сковороде)
Помогает ей Иришка
От кастрюли держит…(крышку)
Старший брат Егорка
Трет морковь на…(терке)
Не спеша принес Антон
Металлический…(бидон)
И своим любимым кискам
Молоко разлил по…(мискам)
Павлик тут же подбежал
-Ой! И мне налей в…(бокал)
Подошла Маринка: «Слей остатки в …(крынку)
Пусть родители попьют
Молочка, когда придут!
Игры – упражнения на развитие интонационной выразительности, проведенные с воспитателями.
Мимика.
Мимический кубик. Изображение педагогами с помощью мимики эмоционального состояния, схематически представленного на выпавшей грани кубика. Далее нужно рассказать стихотворение с соответствующей интонацией.
Мелодика.
Восклицательный знак. Показ графически изображенного восклицательного знака. Показ сопровождается стихотворением:
-
Чудак – восклицательный знак!
Никогда он не молчит,
Оглушительно кричит:
«Ура! Долой! Караул! Разбой!»
Затем произносится текст, а педагоги, услышав восклицательное предложение, поднимают над головой карточки.
«На опушке».
Ходила Аленушка в лес. Какая красота в лесу! Как птицы поют! Вышла она на опушку. На опушке ромашки. До чего же хороши ромашки!
Вопрос – ответ. Карточки с изображением точки и вопросительного знака – по количеству педагогов.
Педагоги встают в две шеренги лицом друг к другу: одна шеренга – «точки», другая – «вопросительные знаки». Когда произносится фраза – вопрос, шаг вперед делают педагоги с карточками вопросительного знака, когда фраза – утверждение, — педагоги с каточками точки.
Тебр.
Кто боится прививки? Предметные картинки с изображением людей и животных.
Предметные картинки выкладывают перед педагогами. Произносится фраза: «Я прививок не боюсь, если надо — уколюсь» с различной эмоциональной окраской (радость, грусть, испуг и др.) от лица каждого изображенного персонажа. Педагоги по голосу определяют, какие чувства испытывает персонаж, и отвечают на вопрос «Кто боится прививки?»
Темп.
Осенние листочки. Красные («медленно»), синие («умеренно») и зеленые («быстро») символы.
Педагогам, сидящим за столом предлагают выложить перед собой символы в той последовательности, в какой меняется темп речи при чтении стихотворения.
-
Листопад, листопад,
Листья желтые летят.
Желтый клен, желтый бук,
Желтый в небе солнца круг.
Желтый двор, желтый дом.
Вся земля желта кругом.
Желтизна, желтизна,
Значит, осень – не весна.
Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется.
Таким образом, речь педагога приобретает особое значение в процессе обучения детей родному языку, поскольку дошкольник усваивает язык практически, по подражанию, заимствуя у окружающих и словарь, и стиль, и тон, и манеру говорить. В этом смысле речь взрослого для ребенка – образец принятого употреблении языковых средств.
Педагог должен всегда заботиться о выразительной стороне своего рассказа. Не чтец – декламатор, а заинтересованный очевидец. Когда взрослый говорит увлеченно, дети слушают сказку, затаив дыхание. Они должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять историю, составить мнение о ее персонажах и, может быть, в дальнейшем использовать как образец для подражания.
Прежде чем развивать у ребенка мимическую выразительность, следует сначала научить его узнавать, а затем и воспроизводить, передавать эмоциональное состояние при помощи мимики. Опыт показывает, что формирование выразительной речи у дошкольников можно осуществлять с помощью игры и отдельных игровых действий. В игровых ситуациях дети чувствуют себя увереннее и нередко полнее раскрывают свои когнитивные и творческие возможности.