Автор: Надежда Михайловна Коротких, учитель химии и географии МБОУ СОШ №8 с.Аур.
Тема урока: «Атмосферное давление»
Технологическая карта урока географии (6 класс)
Учитель географии: Коротких Н. М.
Тема урока | «Атмосферное давление» |
Цель урока | Создание условий для расширения и систематизации знаний учащихся об атмосфере. |
Задачи урока | Образовательные задачи:
Сформировать представление об атмосферном давлении: о величине нормального атмосферного давления, о пониженном и повышенном атмосферном давлении. Сформировать знания о причинно-следственных отношениях между характером подстилающей поверхности, температурной воздуха над ней, высотой над уровнем моря и атмосферным давлением. Продолжить формирование общеучебных умений и навыков. Развивающие задачи: Развивать логическое мышление, наблюдательность, умение сравнивать, обобщать и делать выводы . Приучать учащихся коллективно и в парах добывать знания. Развивать познавательный интерес, самостоятельность мышления, осознанное отношение к предмету через использование элементов проблемного обучения. Воспитательные задачи: Повышать активность учащихся, раскрывать их возможности. Воспитывать бережное отношение к собственному здоровью. |
Тип урока | усвоение новых знаний в условиях реализации ФГОС |
Результат урока |
Ученик должен знать: — что такое АД; — как измеряется АД; — что влияет на изменение АД; — зачем в прогнозах погоды указывают АД; — как АД влияет на человека |
Используемые приемы, методы, технологии обучения |
технология развития критического мышления, ИКТ, проблемное обучение, групповая работа. |
Межпредметные связи |
Биология, история, математика, физика |
Оборудование и ресурсы урока | ноутбук, мультимедийная презентация к уроку, раздаточный материал. Учебник: Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5-6 классы. Учебник с приложением на эл. носителе. Просвещение, УМК «Сферы», 2012г. |
Структура урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1. Организационный момент
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно- значимом уровне. «Хочу, потому что могу». 1 мин. |
Приветствует, проверяет готовность к уроку, желает успеха. | Проверка готовности класса к уроку. Включение учащихся в деятельность. |
2. Актуализация знаний и субъективного опыта учащихся. Мотивация к учебной деятельности.
Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 3 мин |
(Слайд 1) Через нос проходит в грудь И обратный держит путь. Он невидимый, и все же Без него мы жить не можем. — Что это? (Воздух) (Слайд 2) — Что образует слой воздуха вокруг Земли? (Воздушную оболочку — атмосферу). — Из чего состоит воздух? — Какими свойствами обладает воздух? — Какова толщина атмосферы? — Почему для полетов в стратосфере к запасу горючего берут и запас кислорода в баллонах? |
Отвечают на вопросы |
III. Определение темы урока и создание проблемной ситуации, формулировка учащимися темы урока «Атмосферное давление» (5 мин)
Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. |
— А сейчас мы все вместе определим тему нашего урока и то, чем мы будем заниматься: наши учебные задачи.
— Скажите, вы все знаете о воздухе, его свойствах и характеристиках? Давайте проведем маленький эксперимент. Учитель демонстрирует опыт со стаканом с водой. Учитель просит учащихся объяснить результат опыта. Почему не можете объяснить результаты опыта? Что необходимо для получения недостающих знаний? К нашему опыту мы еще вернемся. Учитель: Всякое в-во имеет массу и его можно взвесить. На Земле каждый предмет, имеющий массу, давит на нижележащие предметы. Воздух состоит из разных веществ: газы — кислород, углекислый, азот, пылинки и много других примесей. Значит воздух тоже имеет массу и его можно взвесить. Можно предположить, что воздух давит на предметы, с которыми соприкасается? Учитель: Так какой еще характеристикой обладает воздух ? Просит выдвинуть гипотезу. (Слайд 3) Это и будет темой нашего урока. Что вы хотите узнать на уроке? Учитель: Между телами во вселенной существует притяжение. Чем тело массивнее, тем сильнее оно давит на нижележащие предметы. Земля притягивает к себе все объекты, которые на ней находятся. В том числе и атмосферу. В свою очередь, атмосфера притягивается к Земле, давит не её поверхность. Так возникает атмосферное давление. |
Учащиеся не могут объяснить, высказывают предположения.
Не хватает знаний? Ответы учащихся. Ответы учащихся. Ответы учащихся ( давление) Учащиеся формулируют учебные задачи урока (задачи фиксируются на доске): (Слайд 4) Узнать: — что такое АД; — как измеряется АД; — что влияет на изменение АД; — зачем в прогнозах погоды указывают АД; — как АД влияет на человека; — учиться работать в группах. |
IV. Открытие нового знания. (10 мин)
Цель: решение учебных задач и обсуждение проекта их решения. |
Для решения учебных задач учитель предлагает учащимся разделиться на две группы.
Организует самостоятельную исследовательскую деятельность. Организует работу с раздаточным материалом: познакомьтесь с содержанием карточки, ответьте на вопросы и выполните задания. Проделайте опыт с линейкой и газетой. |
Класс делится на 2 группы.
Выполняют задания. Обмен результатами работы внутри группы. Группы обмениваются результатами своей работы. |
V. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
( 5-6 мин.) Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. |
Организует обмен группами результатов своей работы.
Учитель слушает и корректирует ответы. Оцените свою работу в группе. (Слайд № 5) О чем мы сегодня вели речь? Что такое атмосферное давление? Какое АД является нормальным? Какое АД считается пониженным, а какое повышенным? Посмотрите за окно. Какое сейчас на улице давление: повышенное или пониженное? (Слайд 7) Запишем в тетрадь схему: |
Группы отвечают на свои вопросы.
(Слайд 6) Учащиеся объясняют опыт со стаканом и линейкой. |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. (3 мин)
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. |
(Слайд 8) Учитель организует самостоятельное выполнение учащимися задания, организует самопроверку на основе сопоставления с эталоном.
Задание. Подпишите значения атмосферного давления в точках 1,2,3,4. АД — 807,759, 719. 740 мм. рт. ст. (Слайд 9) Эталон ответа. Оцените свою работу. Для учащихся, допустивших ошибки, предоставить возможность выявления причин ошибок и их исправления. (Слайд 10) Учитель задает вопрос: — Ребята! А не задумались ли вы, об уровне какого моря идет речь в определении нормального атмосферного давления? Сообщение учителя о Кронштадтском футштоке. |
Выполняют задание.
Проверяют результаты выполненного задания и оценивают. |
VII. Физкультминутка. ( 1 мин) | Просит учеников выполнить повороты, приседания, вытянуть руки вперед.
Вы чувствуете АД? Почему? Ведь воздух давит на 1 см2 весом в 1, 03 кг (положить на руку ученику пачку соли — с такой силой воздух давит на 1 см поверхности) Объясняет учащимся. |
Отвечают, что давление не чувствуют. |
VIII. Включение в систему знаний и повторение. (10 мин)
Цель: включение нового способа действий в |
Поверхность человеческого тела при среднем росте в 1,5 метра испытывает давление в 15 500 килограммов. Почему же под такой огромной тяжестью предметы не сплющиваются и почему человек может ее вынести?
(Слайд 11) «Правильно. Воздух имеется внутри всех предметов на Земле, имеется он и внутри нашего тела, проникая во все органы. Он давит изнутри с такой же силой, как и наружный воздух. Существует равновесие между АД и давлением жидкости и воздуха внутри нашего организма. Если это равновесие нарушается, человек чувствует недомогание – головокружение, слабость, тошноту. Он вынужден принимать лекарства. Т.о. резкие перепады давления влияют на здоровье людей. ( Слайд 12) Высота этого знаменитого небоскреба в Дубае составляет 828 м. Третий по высоте дом в мире имеет высоту 509 метров. — Сколько раз будет меняться давление, если мы поднимемся на лифте? — При подъеме на верхний этаж АД будет повышаться или понижаться? — Как вы думаете, в таких высотках люди будут испытывать недомогание? Учащиеся высказывают разные точки зрения (да — нет) (Слайд 13) -Демонстрация «Влияние пониженного АД на человека». — Тогда зачем высокоскоростные лифты оборудуют системой регулирования АД? (Слайд 14). Практическая работа. Учитель вместе с учащимися читает задачу, разбирает её Задача. Наивысшей точкой нашей автономии является гора Студенческая, с отметкой 1 421 метр на уровне моря, расположенная на крайнем севере ЕАО. Вычислите атмосферное давление на данной высоте. 1) 1421 : 10,5 * 1 мм. рт. ст. = 135,3 мм. рт. ст. 2) 760 – 135,3 = 624,7 мм. рт. ст. 1.Какова высота горы, если у подножия атмосферное давление 765 мм рт ст, а на вершине 720 мм рт ст ? 1)765-720=45 2) 45*10,5=472,5 м |
Учащиеся отвечают на вопрос.
Учащиеся еще раз вспоминают закономерность изменения давления с высотой h/10,5 Учащиеся изучают таблицу и отвечают, что люди не будут испытывать недомогание в таких зданиях. Ответ — на состояние здоровья влияет резкое изменение АД Читают задачу и по алгоритму решают (слайд 15) Проверяют решение задач по эталону (слайд 16) |
IX. Рефлексия.
Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса. |
(Слайд 17) (2 мин)
1.Что же нового мы узнали на уроке? (возвращаемся к задачам урока, которые были зафиксированы на доске). 2. Какие трудности возникали у каждого из вас? 3. Был ли сегодняшний урок интересным и нужным для каждого из вас ? Где вы можете применить эти знания? 4. Людям каких профессий могут пригодиться знания об АД? 5. Организует работу в листах самооценки. |
Обсуждают работу на уроке.
Приводят аргументы при оценивании своей работы и одноклассников. Предсказывать погоду. Сделать автопоилку для домашней птицы. Горный туризм, летчикам, врачам. Выставляют себе отметки и сдают оценочные листы. |
X. Домашнее задание. (2 мин) | (Слайд 18) Составить 2 вопроса («толстый» и «тонкий» ) по тексту параграфа.
Накануне следующего урока прослушайте прогноз погоды для Смидовича (или воспользуйтесь Интернетом) и определите: — какое атмосферное давление ( в мм. рт. ст.); — оно является повышенным, нормальным или пониженным? — Какую погоду можно предсказать? |