Автор: Виктория Владимировна Снегирева, учитель русского языка и литературы
МБОУ «Лицей №23 с этнокультурным (еврейским) компонентом»
Форма урока: урок-взгляд (творческая лаборатория)
Цели урока:
-
создание условий для формирования устойчивого интереса к изучению мемуарной прозы, в которой отражены судьбы людей эпохи Холокоста;
-
развитие творческого мышления, коммуникативной компетентности;
-
воспитание уважительного отношения к чужому мнению, формирование умения корректно и доказательно обосновывать свою точку зрения;
-
формирование ценностных ориентиров учащихся через знакомство с произведениями, обладающими высокими нравственными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, помогающими познать реальную жизнь.
Задачи урока:
-
раскрыть особенности мемуарной литературы на примере книги З. Постмыш «Пассажирка»;
-
раскрыть понятие «ответственность», «человечность»;
-
развивать умение самостоятельно работать над решением проблемы;
-
повысить интерес учащихся к общечеловеческим ценностям: жизнь, свобода, семья;
-
воспитывать любовь к литературе.
План урока
I. Оргмомент.
II. Вступительное слово.
III. Этап актуализации знаний. Работа со словарем урока.
IV. Практическая работа учащихся.
V. Этап предъявления результатов работы (домашнее задание)
VI. Подведение итогов урока.
VII. Рефлексия.
VIII. Домашнее задание.
IX. Напутственное слово учителя.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
— работа под руководством учителя;
— коллективная работа;
— работа в группах;
— индивидуальная работа.
Организация урока предусматривает создание благоприятных эмоционально-деловых отношений, организацию самостоятельной познавательной деятельности учащихся, направленной на развитие самостоятельности как черты личности.
Межпредметные связи на уроке: связь с русским языком, историей и музыкой.
Методическая часть
Продолжительность: 40 мин.
Прогнозируемый результат
План урока предусматривает анализ текста мемуарной литературы, создание эссе по предложенной теме, развитие умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль.
Умения и навыки, приобретённые в ходе урока, необходимы при написании сочинения по литературе (обязательный экзамен).
К концу урока учащиеся должны уметь:
— формулировать собственную позицию по заданной теме;
— творчески оформлять свои мысли на бумаге;
— высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;
— уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно.
Оформление доски:
-
Тема урока.
-
Портрет Зофьи Посмыш.
-
Эпиграф.
— Если бы не фюрер, мы бы выиграли войну.
— А если бы вы победили? Весь мир покрылся бы лагерями смерти? – Ах, боже мой! Неужели вы этому верите?
— Значит, ничего не было? Ни Дахау, ни Освенцима, ни Бухенвальда? А фильмы, фотографии, документы?
— Пропаганда… Я этого не видел, этих лагерей. Я живу в Мюнхене.
— От Мюнхена недалеко до Дахау, я там сидел за проволокой. Не поленитесь, съездите туда.
— Я предпочитаю ездить в более приятные места.
Разговор на границе между Францией и ФРГ
Лев Никулин
Мы отбиваем мячик ответственности, будто играем в теннис.
Вальтер Кречмер (З. Посмыш «Пассажирка»)
«Память о Холокосте необходима, чтобы наши дети никогда не были жертвами, палачами или равнодушными наблюдателями».
И. Бауэр
Форма урока: творческая лаборатория с использование средств современных информационных технологий
Технические средства: Компьютер, проектор.
Предполагаемые результаты:
Формирование литературной компетенции:
-
Расширение представлений учащихся о мемуарной прозе.
-
Закрепление навыков написания эссе.
-
Умение анализировать художественный текст.
Формирование коммуникативной компетенции:
-
реализовывать собственные коммуникативные намерения и варьировать их с учетом ситуации
-
высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать;
-
формирование умения понимать и интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему и основную мысль;
-
обучение умению понимать чужую речь и излагать свои мысли в письменной и устной форме.
Формирование ценностно-смысловой компетенции
-
умения формулировать собственные ценностные ориентиры для своих действий и поступков;
-
владение способами самоопределения в ситуациях выбора на основе собственных позиций;
-
умение принимать решения, осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок.
Сценарий урока
I. Организационный момент.
Проверка готовности класса к уроку.
II. Вступительное слово.
Однажды на границе между Францией и ФРГ советский писатель Лев Никулин стал свидетелем небольшого диалога между молодым немцем и стариком французом:
— Если бы не фюрер, мы бы выиграли войну.
— А если бы вы победили? Весь мир покрылся бы лагерями смерти? – Ах, боже мой! Неужели вы этому верите?
— Значит, ничего не было? Ни Дахау, ни Освенцима, ни Бухенвальда? А фильмы, фотографии, документы?
— Пропаганда… Я этого не видел, этих лагерей. Я живу в Мюнхене.
— От Мюнхена недалеко до Дахау, я там сидел за проволокой. Не поленитесь, съездите туда.
— Я предпочитаю ездить в более приятные места.
-
Как вы относитесь к такой позиции молодого человека?
-
Какие ассоциации вызывает у вас услышанный диалог. Запишите 3 ассоциации.
(чтение записей)
Каково состояние человека, пережившего концлагерь, разделивший его жизнь на жизнь до, во время и после? Что случится, если жертва вдруг встретит своего палача? Сможет ли палач спокойно жить дальше, увидев свою жертву? Что происходит в этот момент в ее сознании? Над этими вопросами мы поразмышляем с вами сегодня.
Каково состояние музыканта, когда он попадает в мир, где царит смерть? Как он переживает драму, разыгрывающуюся в его душе? Как музыка помогает ему выжить? На этими вопросами мы будем рассуждать сегодня.
III. Актуализация знаний.
Работа со словарем урока
-
Вы прочли дома книгу Зофьи Посмыш «Пассажирка». Каковы ваши впечатления от прочитанного?
-
К какому литературному жанру относится прочитанный вами текст?
-
Что такое повесть?
Повесть – жанр, занимающий по объёму текста промежуточное место между романом и рассказом, тяготеющий к хроникальному сюжету, воспроизводящему естественное течение жизни.
Белинский: «Повесть – это листок из книги жизни» . Повесть ловит эти листки и заключает их в себе на века.
-
В отношении прочитанного вами текста в критической литературе встречается термин кинематографическая повесть. Как вы понимаете этот термин?
Кинематографическая повесть строится по законом кинематографа: читатель словно погружается в просмотр кинофильма, просматривая сцены, связанные действующими лицами, перемещается сквозь время и пространство.
-
Дайте определение терминам реализм и натурализм?
Реализм – литературное направление, для которого характерно изображение жизни в формах самой жизни.
Натурализм – художественный метод, для которого характерно стремление к внешнему правдоподобию деталей, к изображению единичных явлений — без обобщений и типизации
-
Вспомните, что мы понимаем под понятием «психологизм»?
Психологизм – изображения душевной жизни человека в художественном произведении: воссоздание внутренней жизни персонажа, ее динамики, смены душевных состояний, анализ свойств личности героя.
-
Как соотносятся понятия реализм, натурализм и психологизм с прочитанным вами произведением?
-
О каком историческом событии повествуется в произведении?
Холокост – целенаправленное уничтожении представителей одной нации. Термин был введен В научный оборот этот термин был введен лауреатом Нобелевской премии писателем Эли Визелем для обозначения геноцида, развязанного нацистами. В русскоязычной литературе для обозначения нацистского геноцида евреев используются различные термины — Катастрофа, Шоа, холокост, иногда — хурбн (этот термин на идише рекомендовал Соломон Шварц, исследование которого на русском языке было издано в США в 1966 г.).
Освенцим – лагерь смерти.
Литература факта —
-
Можно ли данное произведение отнести к литературе факта? Докажите свою позицию.
IV. Практическая работа с текстом.
На протяжении работы используется прием кластера. Учащимися совместно с учителем строят схему произведения.
-
Вступление.
-
С чего начинается произведение?
-
Кем и с какой целью Лев Никулин пишет вступление к тексту?
-
Какие чувства переполняют советского писателя, когда он рассказывает историю Зофьи Посмыш?
-
Биографическая справка.
-
Какие биографические страницы затронуты во вступлении к произведению?
-
Что еще вы узнали о жизни Зофьи Посмыш?
(сообщение учащегося)
Известная писательница, радиожурналист, автор радиопьес (именно она стояла у истоков нового жанра). Но это после войны. Но! Была война. Был лагерь. Самый страшный из всех лагерей. Освенцим. Аушвиц. Были боль и страдания. Страх за свою жизнь. Жизнь полную боли и отчаяния. И эту боль нужно было передать другим, чтобы не было потом таких диалогов, свидетелем которого стал Лев Никулин.
Произведения, созданные Зофьей Посмыш, посвящены той теме, которую она знала лучше всего: страшным нацистским лагерям, через которые она прошла еще совсем молодой девушкой.
Но прочитанная вами история отличается он многих других произведений писательницы.
-
С чего она начинается?
-
В какое время переносит нас читательница? (корабль «Гамбург» прошло 20 лет после войны)
-
С кем мы знакомимся?
-
Расскажите послевоенную историю героини?
-
Что есть в ее жизни? (семейное счастье, вера в будущее, любовь)
-
Что нам известно о муже Лизы? (политик, едет на службу в Бразилию)
-
С кем встречается на корабле чета К
-
Что меняет мирное течение жизни Лизы и ее мужа? Какое событие?
(история с собакой)
-
О чем повествует нам второй временной пласт?
(начало кластера – 2 временных пласта)
-
Анализ рассказа Лизы о своем военном прошлом, службе в СС. Жизнь героини.
-
Как о лагере вспоминает героиня?
(чтение отрывка)
-
Как о своей работе в лагере говорит Лиза?
-
Какие реалии лагерной жизни вспоминает Лиза?
(работа с красными карточками)
Капо – помощник надзирателя из числа заключенных
Проминент – привилегированный заключенный
Бункер – лагерный карцер
Черная стена – расстрельная стена в лагере
Музулманки – совершенно истощенные, физически и психически надломленные заключенные.
Циклон Б – газ, используемый в газовых камерах
Селекция – периодические осмотры заключенных, во время которых эсэсовца отбирали ослабевших и больных для умерщвления в газовых камерах.
Зондеркоманда – особое подразделение узников Освенцима, которое было предназначено для сопровождения заключённых в газовую камеру, а затем для обработки и уничтожения трупов.
-
Что вы еще можете добавить в этот список?
(индивидуальная работа)
-
Воспоминания Лизы возникают внезапно, вдруг. Но случайны ли они? Что сама Лиза рассказывает об этом?
(она говорит, что ее часто преследовали воспоминания о службе в СС, Освенциме)
-
Почему эти воспоминания преследуют ее?
-
Чего боится Лиза?
Вывод о жизни Лизы после войны.
-
Служба в лагере
-
Как назван в книге Освенцим?
Ад Европы, Болото немецких лагерей)
-
Почему такие метафоры использует автор? Что общего у лагеря с этими образами?
-
Обратите внимание, как меняется отношение Лизы к своей работе.
-
Как воспринимает рассказ Лизы Вальтер?
-
Почему он убегает?
-
К кому обращает свой рассказ Лиза? Почему она обращается к Вальтеру, убежавшему из каюты? (пытается оправдаться)
-
На каких эпизодах лагерной жизни останавливается героиня? Что она вспоминает?
-
Спасение Марты (из больницы)
-
История с медальоном
-
Тадеуш (весна)
-
Какую роль играет любовь в жизни в жизни героя?
-
История Зюты
-
История Майора (собака Хассе)
-
Работа Тадеуша (история медальона)
-
Розы из Райска
-
Международная комиссия
-
Концерт в мужском лагере (музыка Вагнера)
-
Селекция
-
Песня «Розамунда» (крысы)
-
Любовное письмо (история о селекции)
-
История с ребенком
-
Как композиционно связаны эти эпизоды?
— собака
— песня «Нет, не нужны мне миллионы»
-
Почему музыка вызывает у Лизы воспоминания о лагере?
— Образ женщины со странными глазами
— запах роз
— международная комиссия
— ответственность.
Вывод о связи времен.
(заполнение кластера – связующих звеньев)
-
Принцип жизни и труда Лизы.
-
Какой принцип изобретает Лиза? Как она объясняет свою привязанность к Марте?
Принцип личных побед над отдельными заключенными – слабое место (любовь) – шантаж – террор.
-
Можем ли мы сказать, что Лиза сама попала в свою ловушку? Почему так сильно влияние Марты на Лизу?
-
Какое событие повествования можно назвать кульминационным? Почему именно оно?
-
Какое впечатление произвел на вас этот эпизод из жизни героя?
-
Что больше всего пугает Лизу в жизни?
-
Почему она в конце решается подойти к Марте и говорит, что теперь она абсолютно свободна?
Вывод.
-
Чем заканчивается произведение?
Вывод: Лиза всю жизнь живет со страхом, что ее изобличат. Надзирательница лагеря – это клеймо, которое она пытается смыть с себя, оправдывая каждый свой поступок. Но она не так невинна, как пытается показать. Сама Лиза никого не уничтожает, даже в селекции «пальцем ни на кого не указывает». Но она молчаливо соглашается с теми ужасами, которые ее окружают. Она уверена, что спасла Марте жизнь. Но на протяжении 16 лет она была уверена в том, что Марта погибла в Освенциме. Она боится себе признаться, что причастна к тем ужасам, о которых рассказывает. В заслугу себе она ставит и спасение еврейского ребенка (эпизод с коляской). Но вопрос, который она адресует своему «чистому» мужу: «Почему ты молчал?» — она адресует и себе.
V. Этап предъявления результатов работы (домашнее задание)
-
Дома после прочтения произведения вы писали эссе «Об ответственности». Прочитайте, что у вас получилось.
Чтение 2-3 эссе
VI. Подведение итогов урока.
-
Изменилось ли ваше восприятие от прочитанного текста? Что для себя вы вынесли из нашей работы?
VII. Рефлексия. Диаманта
-
Напишите диаманту, ключевым словом которого будет «Ответственность»
Диаманта — это стихотворная форма из семи строк, первая и последняя из которых — понятия с противоположным значением. Этот вид стиха составляется по следующей схеме:
строчка 1: тема (существительное)
строчка 2: определение (2 прилагательных)
строчка 3: действие (3 причастия)
строчка 4: ассоциации (4 существительных)
строчка 5: действие (3 причастия)
строчка 6: определение( 2 прилагательных)
строчка 7: тема (существительное)
VIII. Домашнее задание.
Поразмышлять над словами Михаила Гефтера «Не бывает геноцида против кого-то, геноцид всегда против всех»… Против человечества в целом, против Будущего». Объем работы:150-200 слов.
IX. Напутственное слово учителя.
Коментарии закрыты