Автор: учитель МБОУ «Школа-сад №9 с.Песчаное»

Тема: Аркадий Петрович Гайдар «Совесть»

Цель: Познакомить детей с творчеством А.П. Гайдара и его произведением «Совесть».

Формировать навыки правильного и выразительного чтения, умение давать аргументированные ответы на вопросы, отстаивать свою точку зрения, уметь прогнозировать содержание произведения с помощью ключевых слов.

Обогащать словарный запас слов, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

Развивающие задачи

1.Развитие познавательной мотивации (личностные УУД – смыслообразование) на основе эмоциональной (при подготовке к восприятию, через содержание произведения, отклик на прочитанное), социальной (мотивации сотрудничества при работе в группах), через создание проблемной ситуации и постановку учебной задачи.

2.Развитие воссоздающего и творческого воображения при организации смыслового прогнозирования (регулятивные УУД), на основе анализа художественного образа девочки (познавательные УУД).

3.Развитие полноценного (осмысленного, целостного, творческого) восприятия текста (познавательные УУД – смысловое чтение).

4.Развитие словесно-логического мышления (действия анализа, синтеза, сравнения) при подготовке к восприятию произведения; образного мышления при языковом анализе текста; ассоциативного мышления при анализе смысла заглавия (в ходе подготовки к восприятию и в процессе вторичного синтеза) – познавательные УУД; самостоятельности мышления при организации групповой работы (коммуникативные УУД).

5.Развитие пошагового самоконтроля при выполнении самостоятельной дифференцированной работы с карандашом в руке (регулятивные УУД) и на основе взаимоконтроля при сотрудничестве в парах (коммуникативные УУД).

6.Развитие планирующего самоконтроля путём предугадывания содержания текста при подготовке к восприятию и первичном восприятии (регулятивные УУД).

Дидактические задачи

1.Развитие навыка осознанного и правильного чтения вслух, выработка основного способа чтения – чтение целыми словами на основе многократного обращения к тексту (познавательные УУД – смысловое чтение).

2.Обучение приёмам чтения про себя при первичной ориентировке в тексте и в процессе анализа содержания произведения (познавательные УУД – смысловое чтение).

3.Побуждение учащихся к свободному обмену мнениями: учиться слушать, не перебивая друг друга, развивать связно, последовательно, полно свою мысль и мысль, высказанную другими детьми (коммуникативные УУД).

4.Развитие умения словесного рисования (познавательные УУД – анализ и синтез).

Воспититывающие задачи

1.Осуществление нравственно-этического воспитания через восприятие и понимание содержания текста: не путём выводов, как надо поступать, а путём размышлений над поступками и переживаниями девочки (личностные УУД – нравственно-этическая ориентация).

2.Воспитание интереса к чтению на основе познавательной мотивации (личностные УУД — смыслообразование).

3.Воспитание внимания к авторскому слову в художественном произведении (личностные УУД – нравственно-этическая ориентация).

Оборудование: Сигнальные карточки, фото А. П. Гайдара, экран, мультимедийный проектор, карточки со словами , кластер, солнечные зайчики.

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организация занятия

I. Мобилизующее начало урока.

-Ну, а вам не надоело,

Не наскучило читать?

Тем, кто занят важным делом

Просто некогда скучать!

Девиз нашего урока: Некогда скучать!

Как нужно трудиться, чтобы наш урок был удачным, полезным?

Спасибо! Хорошего, плодотворного вам урока!

Организация рабочего места.

Дети хором договаривают строчки

Активно,

Актуализация

На слайде предлагается сенквейн без первой строчки.

Слайд 1.

1.—————

2.беспощадная, грызущая

3.мучает, стыдит, терзает

4.Это голос твоего сердца.

5.Судья.

С помощью учителя формулируют задачи.

Работа по теме

3. Формулировка темы и постановка задач урока.

IV Подготовка к восприятию.

V. Первичное восприятие с элементами антиципации.

VI.Анализ текста с включением заданий синтетического характера.

VII. Работа над пословицами: (если будет время)

VIII. Рефлексия.

Определите первое слово сенквейна.

ЧТО ТАКОЕ СОВЕСТЬ?

Я хочу услышать ваше мнение.

Проверим наши предположения.

Где их можно проверить? ( в словаре)

В каком словаре?( толковом)

После ответов учеников зачитывается толкование из словаря

Слайд 2.

Совесть – чувство нравственной ответственности за свое поведение перед окружающими людьми, обществом.

Были ли вы правы в своих предположениях?

Чьё высказывание было более точное?

 

Давайте предположим, о чём же мы будем говорить на нашем уроке?

— Каким должен быть совестливый человек?

(Человек, который ведет себя достойно, правильно по отношению к другим людям в любых обстоятельствах, не обманывает, не хвастается, не указывает на недостатки других людей)

Знакомство с портретом писателя ( на слайде)

Посмотрите на портрет этого писателя. Может быть вы знаете кто это? Это А.П. Гайдар.

Что вы можете сказать об этом человеке, глядя на его портрет.

(Человек одет в военную форму, но не такую как сейчас носят военные. Значит, мы можем сказать, что это человек другой эпохи. Открытый взгляд нам говорит о доброте и честности этого человека. Ясные и правдивые глаза очень внимательно смотрят на нас. А.П.Гайдар дарит с портрета нам свою согревающую улыбку. Высокий открытый лоб говорит нам о сильном, волевом характере этого человека.

Одним из замечательных качеств Гайдара была способность «ощупывать ребячью жизнь». Он очень любит своих героев, с которыми будет нас сегодня знакомить.)

Попробуйте сформулировать тему урока и пользуясь опорными словами поставьте учебные задачи.

На слайде:

Познакомиться

Прочитать

Проанализировать

1. Беседа об авторе и его творчестве:

Кто является автором этого произведения? А.П. Гайдар.

Сообщение детей:

Гайдар – по-монгольски «всадник, скачущий впереди».

Родился 9 сентября 1904 года в городе Льгов курской губернии. Когда началась Первая Мировая война, он сбежал из дома, чтобы уехать к отцу на фронт, но его задержали и вернули.

Гайдар был рослым и крепким парнем. В 14 лет он командовал ротой курсантов, а в 17 лет был командиром отдельного полка по борьбе с бандитизмом.

В 20 лет Гайдар уходит из армии из-за ранения. Начинает писать свои произведения. Лучшими автор считал «Р.В.С», «Дальние страны», «Школа», «Тимур и его команда». Когда началась ВОВ, писатель вернулся на фронт военным корреспондентом. Его часть попала в окружение. 26 окт. 1941 года на Украине Гайдар погиб в схватке с фашистами.

Любимых детских книг творец

И верный друг ребят

Он жил, как должен жить боец

И умер, как солдат.

О чем может быть произведение с таким названием?

Можно ли по названию определить, будет ли он юмористический, серьёзный, поучительный?

 

1. Слушание рассказа (аудиозапись)

-Подтвердился наш прогноз ?

-Какие мысли и чувства вызвало у вас это произведение?

К какому жанру относится это произведение?

Докажите своё предположение.

Словарная работа

Что это за слова?

Для чего они нам нужны?

Попробуем их объяснить.

АЛГЕБРА – раздел математики (показ учебника).

РОЩА – небольшой, лиственный лес (показ картинки).

ФИЗМИНУТКА
УКРАДКОЙ – скрытно, тайком от других.

СМЕКНУЛА – сообразила, догадываться о чём-нибудь.

НАХМУРИЛАСЬ – угрюмо, задумчиво морщить лоб и брови. 

(Предлагаю показать такого человека)

БЕСПОЩАДНАЯ СОВЕСТЬ – жёстокая, безжалостная.
ГРЫЗЛА СОВЕСТЬ – чувство стыда и раскаяния.

1.Работа над началом рассказа:

самостоятельное чтение в паре (1-2абзац)

— Обратимся к началу произведения. С чего начинается рассказ?

— Прочитайте первый и второй абзац, обсудите в паре ответ на вопрос. (Нина не пошла в школу.)

вычитывание предложений и языковой анализ текста

— Как произошло, что Нина не пошла в школу? (Чтение.)

— Где она оказалась вместо школы? (В роще.)

— Почему именно в рощу пошла Нина? (Она думала, что её там никто не увидит.)

— Что случайно могли увидеть её знакомые? (Чтение.)

— Попробуйте объяснить выражение «болтается с книгами по городу»?

И поэтому она прошла в рощу как?

— Я прочитаю это предложение по-особому (приём аллитерации). Закройте глазки и послушайте.

— Какие звуки услышали? ([ч’], [ш], [щ’], [с])

— Что они помогают представить? (Нина украдкой, скрытно, тайком от других прошла в рощу.)

— Чувствовала ли она свою вину? (Сигнал светофора – средство обратной связи.)

2.Работа над дальнейшим развитием событий:

художественный образ девочки (3 абзац)

— Проследим за поведением Нины дальше. (Чтение третьего абзаца.)

— Прочитайте, как себя девочка чувствовала в роще сначала?

— Пока?

— Представьте себе «наткнулась на малыша». Объясните выражение.

самостоятельная дифференцированная работа (дифференциация по степени трудности задания, критерий деления на группы: обучаемость)

  • О встрече Нины с малышом (с. 94 до конца) вы будете читать самостоятельно с карандашом в руке. Читайте и отмечайте предложения о Нине.

I группа

II группа

В этих предложениях выделите слова, указывающие на действия Нины.

Представьте себе состояние Нины в этот момент.

вычитывание предложений и анализ художественного образа девочки

Чтение предложений о Нине (I группа), выделение слов-действий Нины (II группа), обсуждение состояния девочки (III группа).

— Почему она решила подшутить над малышом? (Она думала, что он тоже прогуливает школу.)

— Как она его назвала? (Чтение.)

— Как она это сказала? (Строго.)

— Изобразите строгость и прочитайте слова Нины.

— Как девочка повела себя в этот момент по отношению к малышу? (Немного издевается над малышом, подсмеивается.)

— Какова реакция малыша на это? (Он очень удивился.)

— Прочитайте это хором, передав удивление.

— Почему он удивился? (Он и не думал прогуливать школу.)

— Каким вы представили малыша? (Он смешной, добродушный. У него добрые, доверчивые глаза.)

— Прочитайте слова мальчика.

— Попробуем прочитать этот отрывок по ролям.

Сколько ролей будет?

-Нина

-автор

-малыш

работа в парах при обсуждении проблемного вопроса

— Что произошло в этот момент с Ниной? (Чтение.)

— Почему Нина нахмурилась? Обсудите это в парах.

— А может мальчик заставил её о чём-то задуматься?

— Прочитайте, что она сделала дальше.

-Что чувствовала девочка в этот момент? Прочитайте следующее предложение про себя и попробуйте ответить. (Ей было стыдно.)

— Из-за чего же ей было стыдно? (Сравнила себя и этого малыша, стыдно за своё поведение.)

3. Работа над концом рассказа. ( Чтение по цепочке)

— Прочитайте рассказ до конца и представьте, что происходило с девочкой.

— Что же происходило с девочкой, когда она осталась в роще одна? (Чтение.)

— Почему она заплакала? (Она чувствовала свою вину, ей было стыдно за себя, её мучила совесть.)

4.Личностное отношение к герою.

Анализ героев. Составление портрета.

Перед вами таблички с характерными чертами героев

Попробуйте составить кластер к каждому из них.

— Что можете сказать о мальчике?

( составление описания по опорным словам)

добрый

малыш доверчивый

смешной

добродушный

— Что можете сказать о девочке Нине?

(не приготовила уроки — не пошла в школу — отругала мальчика – проводила через рощу – расплакалась от стыда )

— Какие из слов – помощников можно отнести к Нине?

ленивая

злая

Нина добрая

хитрая

совестливая

-Какие слова у нас остались без внимания?

Почему?.

— Кого из героев мучила совесть?

— Как вы думаете, повторит ли Нина свой поступок? Почему?

— Сделаем вывод по обсуждению героев: В каждом человеке должна быть совесть.

Найдите основную мысль этого рассказа в тексте и зачитайте её.

И очень тяжело было на её сердце, которое грызла беспощадная совесть.

Нечистая совесть спать не даёт.

Совесть без зубов грызёт.

Без рук, без ног – калека, без совести – полчеловека.

Без совести и при большом уме не проживёшь.

 Что нужно делать для того, чтобы твоя совесть была спокойна?

Высказывание детей. (Быть добрым, делиться с теми, кто нуждается, помогать в беде, любить свою семью, уважать старших).

Наши добрые дела

Давайте вспомним, какие добрые дела мы делаем с вами. Эти фотографии я взяла из нашего классного альбома.

Поясните их.

Какие задачи урока мы решили? Докажите!

— О ком рассказ? — О чем рассказ?

— Что хотел сказать нам автор? (совесть помогает стать человеку лучше)

— Так что же такое СОВЕСТЬ?

Попрошу вас показать того солнечного зайчика, который подходит к вашему характеру.

  • Жёлтые «зайчики» – я всегда поступаю по совести.

  • Розовые «зайчики» – после сегодняшнего урока я постараюсь поступать по совести.

  • Серые «зайчики» – мне трудно быть всегда правдивым и прислушиваться к зову совести.

IХ. Домашнее задание

  1. С.94-95, пересказ

  2. Составить продолжение рассказа

  3. Нарисовать рисунок к понравившемуся отрывку.

Оценки за урок ( за что…)

Совесть

Высказывания детей

Ответы детей: в толковом словаре

Высказывают свои предположения

С помощью учителя формулируют задачи.

со сведениями из биографии А.П.Гайдара

произведение А.П.Гайдара

поступки героев этого произведения

Рассказывают подготовленные дети

Выставка книг

Читает ученик

Дети говорят свои предположения

Рассказ

Это небольшой повествовательный текст, рассказывающий об одном событии.

Мимикой показывают эти слова

Заменяют выражения другими словами.

Выборочно читают

Объясняют : ходит без дела

Украдкой.

Ответы детей:

Ей радостно, весело, она обо всё забыла.

Пока не наткнулась на малыша.)

Бежала и столкнулась с малышом.)

 

Коментарии закрыты