Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»

этим бесконечно малым живым существам принадлежит бесконечно большая роль в природе.
(Луи Пастер)

Кто многим увлекается, тот многое обретает. (П.Клодель)

Сколько чудес таят в себе эти крохотные создания. (А.В. Левенгук)

Урок по теме: «Бактерий, их строение и значение»

– На какие царства принято разделять живые организмы? С какими царствами мы уже познакомились?

По строению клетки все живые существа делятся на “безъядерные” организмы – прокариоты и “ядерные” – эукариоты. Особенностями строения эукариотических – животных и растительных клеток – мы уже знакомы. В группу прокариот относятся все бактерии и сине-зеленые водоросли. На этом уроке мы ознакомимся с представителями одной из этих групп.

Итак, тема нашего урока «Бактерий, их строение и значение»

Цели и задачи урока: познакомить учащихся с особенностями строения, питания, размножения и распространения бактерий; закрепить умение работать с учебником, раскрыть их роль в природе и жизни человека.

Но перед тем как начать урок, используя имеющиеся знания и личный опыт давайте запишем на классной доске в левой половине ответ на вопрос: «Что мы знаем о бактериях», а в правой половине на вопрос «Что мы узнали о бактериях» ответим в конце урока

  1. Распространение бактерий.

Когда-то миллионы лет назад,

На нашей замечательной планете

Возникла жизнь, и начался парад

Невидимых существ на этом свете.

Бактерии, простейшие, грибы,

Не счесть червей, и так от века к веку

Жизнь становилась гуще и сложней

И, наконец, дошла до человека.

Сначала появилась планета Земля, затем водород и кислород и после бактерии. Это было 3,5 млрд лет назад. Эти таинственные организмы, размеры которых колеблются от 1 до 10–15 мкм, живут и по отдельности и образуют скопления. Если нарисовать точку, то в ней поместится 250 тыс. бактерий. Подумайте: человек не в состоянии воспринять их ни одним из пяти органов чувств: их нельзя увидеть невооруженным глазом, они существуют беззвучно, их не определишь на вкус, на ощупь, у них нет запаха. Ребята, мы с вами хорошо знаем, где растут растения и где живут звери. Как вы думаете, в каких средах обитают бактерии? (В воздухе, в воде, в почве, в живых или мёртвых организмах, в кратерах вулканов, в морских глубинах , в сверхнизких температурах Арктики и Антарктиды.) Бактерии существуют везде и всюду: в пище, которую мы едим, особенно если она неаккуратно приготовлена в грязной посуде; на немытых овощах и фруктах. Еще больше их в воздухе, которым мы дышим, особенно в пыльном воздухе помещений. Много бактерий в воде и почве. Бактерии можно найти на всех предметах, с которыми мы соприкасаемся: на ручках дверей, на деньгах, на поручнях автобусов и троллейбусов, на листах книг и тетрадей. Для них не опасен ни вакуум космоса, ни абсолютный холод, ни смертельная для других живых существ доза радиации. Они умеют защищаться от истребительного ультрафиолетового облучения. Даже на ваших руках содержатся бактерии. И это мы докажем чуть попозже. (зарисовать схему в тетрадь)

2. История открытия

Бактерии очень древние организмы, занявшие все среды обитания. Но открыты они были сравнительно недавно. Давайте послушаем приготовленное сообщение об их открытии. (Сообщение)

3. Строение бактерий

Давайте с вами выясним, какое строение имеют бактерии. На экране находится рисунок бактерии. (работа с рисунком). Найдите в тексте учебника на стр. 190, что отличает клетки бактерий от клеток растений

Признаки отличий

Клетки растений

Клетки бактерий

1.

Размеры

   

2.

Клеточная стенка

   

3.

ядро

   

4.

Цитоплазма

   

5.

Органоиды

   

Так почему бактерий относят к прокариотам? Ответ: Отсутствует ядро, ограниченное оболочкой. Наследственная информация у бактерий заключена в одной хромосоме.

4. Разнообразие бактерий

По форме: шаровидные (кокки), палочковидные (бациллы), спиральные (спириллы), изогнутые (вибрионы)

По характеру движения: подвижные (при помощи жгутиков), неподвижные

По цвету: бесцветные, окрашенные (пурпурные, зелёные, сине-зелёные).

5. Размножение бактерий

Поразительна быстрота размножения бактерий. Они размножаются простым делением надвое. Одна бактерия через 15-20 минут превращается в 2. Если бы одна бактерия, попавшая в благоприятные условия, могла бы свободно размножаться, то через 2—3 дня ее потомство заполнило бы собою все моря и океаны Земли. Что же помогает бактериям распространяться? А что мешает?

Меры борьбы с бактериями. Размножению бактерий помогают: тепло, влага, темнота и хорошее питание. Мешают бактериям размножаться, губят их: холод, сухое помещение, солнечный свет, чистота, отсутствие пищи.

При неблагоприятных условиях (например, истощение запасов питательных веществ, высыхание, температуры), бактерии образуют споры. Но в данном случае спора не выполняет функцию размножения, она нужна для сохранения особей вида. Жизнеспособность в таком виде может сохраниться сотни и тысячи лет (в вечной мерзлоте, египетских пирамидах).

6. Значение бактерий.

Учащиеся получают домашнее задание собрать дополнительный материал «Значение бактерий в природе и жизни человека». Роли распределяются заранее. Учащиеся готовят выступления.

Чего больше от бактерий вреда или пользы? Как вы думаете, что произойдёт, если вдруг исчезнут все бактерии? За два дня до опыта мы заложили опыт. Это простейший метод бактериологического исследования и называется он бактериологический посев. Давайте посмотрим результаты. Вы видите колонии бактерий даже невооруженным глазом. Какой вывод можно сделать?

Методика опыта: Закрыли чашки Петри крышками. Приготовили питательную смесь: вымытый клубень картофеля очистили, разрезали пополам и вымочили 2 -3 ч в 1-% растворе соды, затем сварили его и разрезали на ломтики. Затем положили кусочки картофеля на фильтровальную бумагу в чашки Петри (это и есть питательная среда для выращивания бактерий). Прикоснулись к одной пластинке пальцем немытой руки, к другой – пальцем вымытой руки, предварительно хорошо вымыв руки с мылом. Через два дня сравнили результаты. В чашке Петри, где мы коснулись чистой рукой, практически отсутствовали бактериальные колонии. Тогда как на пластинке, которой касались немытой рукой, их было множество. Возможно, что среди бактерий были и возбудители заболеваний.

7. Подведение итогов. Ответы на вопрос, поставленный в начале урока, записать на правой половине доски

8. Домашнее задание. 50,52 , рисунок бактерии. Составьте описание «особо опасного преступника» – болезнетворная бактерия.

Файлы

Коментарии закрыты