Автор: Ирина Борисовна Иванченко, учитель МБОУ «СОШ №4 с. Даниловка»
Тема: Проверяемые орфограммы в корне.
Цель:
— создать ситуацию, помогающую на основе исследования подвести учеников к осознанию связей между изученными орфограммами в корне слова, их обобщение и систематизация.
Задачи:
— в ходе совместной деятельности вывести общее правило правописания слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова;
— упражнять учащихся в применении ими правила;
-развивать умение планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей;
— учить анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков;
— формировать коммуникативные навыки (умение договариваться и приходить к общему решению в совместной работе).
Оборудование: учебник «Русский язык». 3 класс, ч.1 (автор Л.Я. Желтовская), разноцветные карточки с заданиями, компьютер, мультимедийный проектор.
Ход урока.
І. Организационный момент.
Учитель: Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: СЛАЙД «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете?
Дети: Узнаем что-то новое.
Учитель: Вы знаете, что наши знания – это богатство, которое мы складываем в сундучок, а когда нужно, достаем и используем. Я надеюсь, что сегодня каждый из вас сможет поделиться с остальными богатством из своих сундучков.
ІІ. Актуализация знаний.
Дети в тетрадях прописывают число.
На доске записано предложение.
В городке стоит грустная осень.
1. Учитель: Прочитайте запись. Что можете сказать?
Дети: Это предложение.
— По цели высказывания повествовательное, по интонации невосклицательное.
— Распространенное.
Учитель: Какие задания можете предложить к этому предложению?
Дети: Разобрать по членам предложения.
— Определить части речи.
— Поставить в словах ударения.
— Разделить слова на слоги и т.д.
Учитель: Молодцы! Видите сколько знаний вы достали из своих сундучков!
2. Учитель: А сейчас догадайтесь, какую букву будем писать на чистописании. Это «хитрая» гласная и обозначает два звука. Какая это гласная и в каком слове предложения она находится?
Дети: Гласная я в слове грустная.
Учитель: Запишите данную строчную букву в соединении с любыми другими буквами так, чтобы получилось верхнее соединение, среднее и нижнее.
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Учитель: Какие получились соединения? (проверка, дети называют соединения).
3. Учитель: Вернемся к предложению. Запишите предложение в тетрадь, поставьте в словах ударения, подчеркните орфограммы и выделите корень.
Проверка.
Учитель: Что интересное подметили? (В случае затруднения задать подводящие вопросы: какие орфограммы встретились в словах? В какой части слова находятся эти орфограммы?
— Какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать эти орфограммы в корне слова?
Дети: Написание безударных гласных в корне слова.
— Написание слов с сомнительной согласной в корне слова.
— Написание слов с непроизносимой согласной в корне слова.
ІІІ. Постановка проблемы.
Учитель: Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Дети: О безударных гласных.
— О непроизносимых согласных.
— Об однокоренных словах.
— О написании парных согласных.
Учитель: Молодцы! Что мы по этой проблеме уже знаем?
Дети: Мы умеем проверять безударные гласные, парные согласные и непроизносимые согласные.
Учитель: А что можем еще исследовать по этой проблеме? (При затруднении задать вопросы: есть ли между этими орфограммами взаимосвязь? Как проверить безударную гласную в корне слова? Как проверить парную согласную в корне слова? Как проверить непроизносимую согласную в корне слова?).
Учитель: Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев?
Дети:(высказывания)
Учитель: Попробуем сформулировать цель урока.
Дети формулируют цель) Создать правило для безударных гласных, парных согласных и непроизносимых согласных.
— Для проверки букв в корне слова.
Учитель: Сегодня мы повторим написание слов с непроизносимыми согласными, парными согласными и безударными гласными в корне слова и попытаемся сформулировать общее правило для всех трех случаев.
ІV. Поиск решения.
На доске записаны слова.
Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник.
Учитель: Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски).
Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
Проверка.
рыбка солнце лесник
сказка звездный тянули
зуб вестник грибник
Почему именно так распределил слова в группы?
Дети обсуждают различные варианты и приходят к выводу, что этот вариант более удачный.
Вспомним цель урока.
Дети: Изобрести общее правило для написания слов с безударной гласной в корне слова, с непроизносимой согласной в корне слова и с парной согласной в корне слова. Поэтому деление слов по орфограммам более существенно.
— Вернемся к словам первого столбика. Что их объединяет?
Дети: Парная согласная в корне слова.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
— Какое слово может быть лишним?
Дети: Зуб, оно мужского рода, а остальные слова женского рода.
Учитель: Что объединяет слова второго столбика?
Дети: Во всех словах в корне слова непроизносимая согласная.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
— Какое слово может быть лишним?
Дети: Я думаю что звездный, потому что это прилагательное, а остальные слова имена существительные.
Учитель: Что объединяет слова третьего столбика?
Дети: Во всех словах в корне слова безударная гласная.
Учитель: Устно проверим и подберем проверочные слова.
— Какое слово может быть лишним?
Дети: Тянули, это глагол, а остальные слова имена существительные.
Учитель: Какое правило помогло проверить слова первого столбика? Второго столбика, третьего столбика? (ответы детей).
Учитель: Сравните три правила. Что интересное заметили?
Дети: В каждом правиле нужно подобрать проверочное однокоренное слово.
— Все орфограммы проверяются одним способом, с помощью однокоренных слов.
Учитель: Вспомним цель нашего исследования.
Дети: создать общее правило для трех случаев.
Учитель: Кто попробует сформулировать общее правило для трех случаев?
СЛАЙД 2
Чтобы проверить безударную гласную, парную согласную и непроизносимую согласную в корне слова, нужно придумать однокоренное проверочное слово.
V. Физкультминутка.
VІ. Первичное закрепление.
Выполнение упражнения из учебника самостоятельно с предварительным разбором.
Учитель: Прочитаем задание.
— Что нужно сделать? (ответы детей).
— Кому нужна помощь?
Самостоятельная работа.
Проверка.
Учитель: Какие орфограммы в корне проверяются одним способом? (ответы детей).
VІІ. Закрепление.
Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся.
Исправь ошибки в тексте.
На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой.
Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово.
обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________
пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________
п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________
ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________
выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________
Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень.
существительные прилагательные глаголы
грусть _____________ ____________
зелень _____________ ____________
синева _____________ ____________
веселье _____________ ____________
мороз _____________ _____________
звонок _____________ _____________
Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске.
VІІІ. Рефлексия.
Учитель: Давайте подведем итог урока.
— Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? (ответы детей)
— Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? (ответы детей)
— Какие трудности возникли? (ответы детей)
— Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? (ответы детей)
ІХ. Домашнее задание.
Поделиться с родителями новым открытием.
Технологическая карта урока.
Основные этапы
урока |
Время | Ход урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | УУД |
Организационный
момент |
2мин |
Ребята, начать наш урок я хотела бы с пословицы: «Каждый день жизнь прибавляет нам частицу мудрости». Как вы ее понимаете? |
Приветствует ребят. Направляет, делает выводы | Приветствуют учителя. Проверяют своё рабочее место. Настраиваются на работу. Работают над пословицей | Регулятивные: самостоятельно готовят своё рабочее место.
Познавательные: извлекают информацию, строят речевые высказывания в устной форме |
Актуализация знаний | 8мин |
Дети в тетрадях записывают число. На доске записано предложение. В городке стоит грустная осень. Анализ предложения Минутка чистописания: Гласная я в слове грустная. Запись и анализ слов в предложении |
Даёт задания. Организует анализ предложения, анализ слов в предложении. | Анализируют предложение. Рассуждают над заданиями. Находят букву для чистописания. Пишут самостоятельно разные соединения.
Записывают предложения. Находят орфограммы. Рассуждают над написанием слов. Рассуждают, какими знаниями нужно обладать, чтобы правильно писать орфограммы в словах. Подводит к постановке проблемы урока |
Регулятивные: осуществляют само и взаимопроверку.
Познавательные: извлекают информацию. Осуществляют анализ объектов. Сравнивают. Коммуникативные: задают вопросы, уточняют непонятное. |
Постановка проблемы | 2мин | Как вы думаете, о чем сегодня на уроке пойдет речь?
Что мы по этой проблеме уже знаем? А что можем еще исследовать по этой проблеме? Нельзя ли попробовать сформулировать общее правило для всех трех случаев? Попробуем сформулировать цель урока. |
Организует работу, подводящую к определению темы и цели урока. | Определяют тему и цель урока. | Регулятивные: под руководством учителя определяют цель учебной деятельности
Познавательные: на основе имеющих знаний, делают выводы. |
Поиск решения | 8мин |
На доске записаны слова. Рыбка, солнце, звездный, лесник, сказка, тянули, зуб, вестник, грибник. Прочитайте слова, подумайте, как можно их разбить на три группы по существенным признакам. Каждую группу запишите в отдельный столбик, выделите в словах корень (один ученик работает у доски). Учащиеся самостоятельно выполняют задание. Почему именно так распределил слова в группы? Подумайте и скажите: какой вариант более существенный на сегодняшнем уроке? — Вернемся к словам первого столбика. Что их объединяет? Устно проверим и подберем проверочные слова. — Какое слово может быть лишним? Что объединяет слова второго столбика? Устно проверим и подберем проверочные слова. — Какое слово может быть лишним? Что объединяет слова третьего столбика? Устно проверим и подберем проверочные слова. — Какое слово может быть лишним? Какое правило помогло проверить слова первого столбика? (ответы детей). Сравните три правила. Что интересное заметили? Вспомним цель нашего исследования. Кто попробует сформулировать общее правило для трех случаев? |
Организует работу. | Анализируют, сравнивают, делят слова на группы. Объясняют свою точку зрения. Обсуждают различные варианты, приходят к выводу. Изобретают общее правило. Проверяют. Сравнивают. Высказывают свою точку зрения. | Познавательные: на основе сравнений, наблюдений высказывают простые суждения.
На основе имеющихся знаний делают простые обобщения. Обсуждают общий приём действий Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Понимают и используют в своей речи изученную терминологию. Регулятивные: осуществляют контроль. |
Первичное закрепление | 10мин | Выполнение упражнения из учебника самостоятельно с предварительным разбором.
Прочитаем задание. — Что нужно сделать? (ответы детей). — Кому нужна помощь? Самостоятельная работа. Проверка. Какие орфограммы в корне проверяются одним способом? |
Организует работу. | Самостоятельно выполняют упражнения. Анализируют слова. Делают выводы. | Познавательные:на основе имеющихся знаний делают простые обобщения.
Коммуникативные: высказывают свою точку зрения. Регулятивные: осуществляют контроль. |
Закрепление | 10мин |
Самостоятельная работа на разноцветных карточках по выбору учащихся. Исправь ошибки в тексте. На дваре морос. Выпал пушистый снек. Саша надел теплую шупку и миховую шабку. Он бежит на прут. Там много ребяд. Зина и Яша играют в снижки. Весило и радосно зимой. Подчеркни букву, которую нужно вставить в слове, напиши проверочное слово. обу(в, ф)ка _______________ прин(е, и)сти ______________ пя(д, т)кА ________________ остро(в, ф)ки ______________ п(е, и)чурка ______________ гиган(?)ский ______________ ненас(?)ный ______________ грус(?)ный ________________ выг(а, о)нять ______________ сн(и, е)жинка ______________ Образовать от имен существительных однокоренные слова прилагательные и глаголы. Выделить корень. существительные прилагательные глаголы грусть _____________ ____________ зелень _____________ ____________ синева _____________ ____________ веселье _____________ ____________ мороз _____________ _____________ звонок _____________ _____________ Проверка. Дети собираются в группы по цветам карточек, обсуждают выполнение задания. По одному человеку от каждой группы выходят для проверки к доске. |
Организует работу | Самостоятельно работают на карточках. Работают в группах. | Познавательные: выделяют общие признаки делают простые обобщения.
Коммуникативные: работая в группе, договариваются, приходят к общему мнению. Используют в речи изученную терминологию. Регулятивные: участвуют в работе группы. |
Рефлексия | 3мин |
Подведение итога урока. — Что нового каждый из вас добавил в свой «сундучок знаний»? — Какие знания из наших «сундучков» помогли открыть новое? — Какие трудности возникли? — Кто еще раз сможет повторить общее правило проверки слов с безударной гласной, непроизносимой согласной и парной согласной в корне слова? Самооценка. |
Помогает сделать вывод,
Опрос результатов самооценки. |
Анализируют выполнение работы.
Делают вывод о достижении цели урока. Самооценка |
Познавательные: обобщают и делают выводы, контролируют и оценивают процесс и результаты деятельности, осознанно строят речевые высказывания. Коммуникативные: строят взаимодействие с учителем |
Домашнее задание | 2мин | Записывают в дневник |
Коментарии закрыты