Автор: Наталья Николаевна Сидельникова, педагог-социальный ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»

Цель занятия: профилактика само агрессивных состояний

Задачи: 

  1. Формироватьадаптивные отношения к жизни, стрессоустойчивости, осознание ценности жизни.
  2. Психологическое просвещение о суицидах и способах его предотвращения.
  3. Развить навыки взаимодействия, общения, сплочение коллектива.
  4. Профилактика суицида несовершеннолетних.
  5. Развить толерантные отношения друг к другу.

Оборудование и материалы: высказывания на листах А4:

Жизнь дана на добрые дела. Жизнь – это дар, его надо ценить.

Возможно в этом мире ты всего лишь человек, но для кого-то ты весь мир!

Компьютер, мультимедиа-проектор, хрупкий предмет, символизирующий жизнь — “сердечко”, карточки с цифрами и большими буквами — “мы любим жизнь”, позитивные лозунги-утверждения, муз.трэки с тревожной и спокойной музыкой, Необходимые материалы: видео ролик «История Ника Вуйчича», «Ресурсы Ника»(приложение),листы формата А4,ручки или фломастеры.

Количество участников: 10 человек.

Ориентировочное время: 90 минут

Ход занятия

1. Ритуал приветствия.

Общий круг. Ребята берутся за руки. Смотрят друг другу в глаза. Называют имя и цвет своего настроения, передают хрупкий предмет-символ жизни.

2. Вступительное слово.

 В жизни всё так переменчиво… ,

(Слайд 1-2)

1

Но наш разговор пойдёт не только о природе… (Слайд 3)

и не только о погоде… приготовились?!

 

(Слайд 4)

— Поговорим о самом важном — о нашей жизни и покушении на неё самим человеком.

Статистика.

По данным Всемирной организации здоровья:

  • В 1983 в мире покончили жизнь самоубийством 500 тысяч человек, а 15 лет спустя, в 1998 – уже 820тысяч человек, среди них 20% приходится на подростковый и юношеский возраст.

  • По данным РФ за последние 10 лет число самоубийств увеличилось на 60%.

Так, среди подростков, по результатам исследований

63% суицидальных попыток приходится на долю:

  • 17-16-летних,

  • 21% — 15-летних,

  • 12% — 14-летних,

  • 4% — 12-13-летних.

Юноши совершают самоубийства как минимум в 2 раза чаще девушек, хотя девушки гораздо чаще предпринимают такие попытки.

Как вы видите, многие суициденты, сталкиваются с серьёзными трудностями. А их мы должны учиться преодолевать.

Поэтому тема нашего тренинга: Всё в жизни можно исправить, пока ты ЖИВ!

Демонстрация раскола хрупкого сувенира-пряника (покушения на собственную жизнь).

Педагог предлагает вниманию обучающихся великолепный хрупкий пряник олицетворение жизни-формы сердечко.

Ребята берут его в руки, рассматривают, по заданию педагога по порядку называют положительные качества, ассоциации к предмету. Когда ответы ребят прозвучат, а пряник вызовет симпатию и аппетит, педагог задаёт вопрос о том, нравится ли этот предмет, эта частица жизни ребятам.

Получив положительный ответ, педагог быстро говорит о том, что ему этот сувенир не нравится. Затем фигурка нацелено выскальзывает из рук и раскалывается на мелкие кусочки. (Данный контраст показа эмоций, симпатии и антипатии к “сердечку”- частице жизни, а затем резкий исход помогает ярче показать потерю “жизни” и вызвать чувства сожаления, утраты, осознание ценности жизни)

— Можно вот так решить свои проблемы. Блестяще! И необдуманно потерять самое главное – жизнь.Но жизнь невозможно поднять с пола и склеить. Невозможно собрать все кусочки икрошки.Пряник был милым сувениром, обидно, что я её уничтожила. Если мы не выбрасываем наш пряник-символ жизни. Всё можно исправить, пока мы живы, нельзя исправить, если мы избавимся от этого сувенира- сердечка.

3. Разминка. “Капкан или замкнутый круг” — игра.

(Приложение 1. Музыка тревожная о жизни)

Предлагает учащимся встать в круг.

Кто желает встать со мной в середину!?

Представьте, что те, кто стоит в центре — люди. А кто образует круг — это капкан. Каким он будет? Сцепите руки.

Задача людей – выбраться из капкана приемлемыми способами.

Задача капкана – держать людей и выпустить только при определенных обстоятельствах. (Ребята пытаются выбраться из круга разными способами, но круг принимает только доброту, уверенность, ласковые слова, дружеское отношение, объятия)

Игра продолжается до тех пор, пока несколько человек не окажутся за пределами круга

Обсуждение: Что чувствовали себя пойманные люди?

О чем думал капкан? Как пришли к верному решению?

Вывод: так происходит и в жизни. Одни люди могут в трудной, и, казалось бы, не решаемой, ситуации пройти стену недоверия, проявить смелость, уверенность, возможно силу, или искренность, доброту и любовь. А другим, это, оказывается, сделать сложнее и они остаются в замкнутом круге,

наедине со своими проблемами. И тогда происходят такие эпизоды, когда жить не хочется.

4. Просмотр видеосюжета «Стремление к жизни: НикВуйчич» (Приложение 2.Видео)

Просмотр фильма «Стремление к жизни: НикВуйчич». Некоторые из вас уже знакомы с героем фильма, но многие увидят историю его жизни впервые. Послушайте, пожалуйста, внимательно его слова, постарайтесь запомнить те, которые будут наиболее значимы для вас.

Рефлексия упражнения

После просмотра фильма учащиеся рассказывают о чувствах, которые вызвал у них герой фильма, об удивившем их факте из жизни Ника, называют значимую фразу. Обсуждается контекст фразы, учащиеся и преподаватель приводят примеры из жизни, раскрывающие ее смысл. Например, при обсуждении фразы « Ты не знаешь, чего можешь достичь, пока не попробуешь этого» учащиеся приводят примеры своих спортивных, учебных достижений, говорят о страхах и неуверенности, пока не начали что-то делать, о чувстве уверенности и радости успеха, когда удавалось получить результат. Чаще всего запоминается учащимся фраза «Никогда не сдаваться»

Они говорят, что очень важно не бросать начатое, пробовать еще и еще раз и тогда обязательно все получится.

Не все учащиеся хотели высказаться. Преподаватель внимательно выслушивает говорящих, подбадривает, благодарит их, но не настаивает на непременном выступлении каждого.

5. Упражнение «Менять или находить смысл?»

Преподаватель.  У многих людей есть свои страхи, комплексы, неприятие своей внешности, черт характера, семейной или личной ситуации. Все их внимание приковано к этому «негативу», у них практически постоянно плохое настроение. Но самое главное — тратится очень много жизненной энергии на борьбу с этими «ветряными  мельницами». Давайте попробуем найти конструктивный выход из этой неприятной ситуации. Возьмите лист бумаги, разделите его чертой на две части. Левую часть озаглавьте «Что мне не нравится в себе, что я в себе не принимаю, не люблю?». В течение 3 минут напишите ответы на эти вопросы (достаточно перечислить 2–4 пункта, возможно, у кого-то их будет больше).

В фильме прозвучали слова Ника:

«Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь». Трудно не согласиться с этими словами.

Мы не задумываемся над тем, какие ограничения накладываем на свою жизнь, отрицая свои внешние или внутренние качества, считая их «отклонением от нормы». Но Ник произносит и такие слова: «Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой». Быть собой — значит принять всего себя, понять, как говорит Ник: «Что же хорошего в том, что ты родился таким». Именно этими словами мы озаглавим правую часть листа.

В течение 3–5 минут каждый из вас попробует найти, что хорошего могут принести в вашу жизнь те качества, которые вам в себе не нравятся. Попытайтесь найти «обратную сторону медали» для каждого качества из левой части листа.

Рефлексия упражнения

Предлагается участникам озвучить свою работу (разумеется, по желанию, частично). Участники обсуждают, какой новый опыт получили с помощью упражнения.

Преподаватель. Может быть, сегодня вам не удалось найти «обратную сторону» для всех качеств из левой части листа, но важно, что вы узнали — то, что нас в себе не устраивает, что нами отрицается, имеет смысл. Как говорит Ник: «У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это». Если что-то можно изменить — найдите силы и измените, если невозможно — поймите, какой смысл в этом можно найти, и используйте в своей жизни.

6.Упражнение «Ценность человеческого существа»

Преподаватель. Все люди обладают теми или иными способностями, привлекательными качествами, талантами, то есть ценностью. Но иногда человек как бы ни видит их, потому, что между ним и его ценностью находится стена отрицания себя, нелюбви к себе. В фильме Ник говорит: «У каждого человеческого существа есть ценность». Думаю, что с этим согласятся все.

Согласно словарю, ценность — это важность, значимость, польза, полезность чего либо. Следовательно, ценность человеческого существа — это важность, значимость, полезность каждого человека.

И она безусловна, она появляется у человека по факту его рождения.

Но, несмотря на это, каждый человек сам определяет свою ценность, которая называется самооценка. Кто-то определяет самооценку самостоятельно, опираясь на представление о своих внешних данных и внутренних способностях. Таких людей часто называют сильными, харизматичными,  «со стержнем».

А кто-то очень зависим от мнения окружающих, тогда любое слово может сильно

повлиять на самооценку. Этот человек всегда ждет одобрения со стороны окружающих, иначе он не чувствует уверенности в себе, «правильности» своих мыслей или поступков. В этом и заключается парадокс — обладая ценностью по факту рождения, некоторые из нас не ощущают ее и, как следствие, не ощущают полноты жизни и счастья. Как вы думаете, как научиться по настоящему ценить, а следовательно, любить себя?

Участники отвечают на вопрос, приводят примеры из своей жизни.После обсуждения каждый участник получает лист формата А4, фломастеры. На листе участники рисуют контур своей ладони, подписывают имя. Затем по часовой стрелке передают листы, дописывая в контуре ладони те качества, способности, таланты, которыми обладает «хозяин» этой ладони. Упражнение заканчивается, когда к каждому вернется его лист.

Рефлексия упражнения

Участники рассказывают о своих чувствах после выполнения упражнения, о том, какие «ценности» они раньше в себе не замечали.

7.Упражнение «Нет ничего лучшего…»

Преподаватель. Я хочу вам подарить слова Ника, которые помогают ему жить и быть счастливым. Дополните их вашими фразами или словами близких, друзей, которые придают вам силы в сложные моменты жизни.

Учащимся раздаются листы «Ресурсы Ника»

«Я живу полной жизнью» 
«Никогда не сдаваться!» 
«Что же хорошего в том, что ты родился таким?»
«Отец сражался

«Проблемы решали по мере их поступления»

«Ты не знаешь, чего можешь достичь, пока не попробуешь это» 
«Мы и есть те, кто накладывает самые большие ограничения на свою жизнь» 
«У тебя есть выбор — злиться на то, чего нет, или быть благодарным за то, что есть, и использовать это» 
«У каждого человеческого существа есть ценность» 
«Нет ничего лучшего в этоммире, чем помощь кому-то еще» 
«Ты должен жаловаться» 
«У нас у всех свои взлеты и падения» 
«Я просто начал плакать» 
«Вы падаете, и кажется, что подняться нет сил, но неудача — еще не конец»
«Надежда творит чудеса» 
«Не нужно быть нормальным, достаточно быть собой»
«Смеяться, когда тяжело» 
«Вы не поверите, я — ваш капитан»

на которых они записывают одну-две свои фразы.

Преподаватель. Вспомните слова Ника: «Нет ничего лучшего в этом мире, чем помощь кому-то еще»

Я предлагаю поделиться личным ресурсом (вашей фразой) с окружающими.

Участники озвучивают свои фразы мотиваторы, желающие дописывают их на своих листах.

Рефлексия упражнения

Предлагается участникам назвать самые значимые для них слова, обсудить, почему именно эти слова актуальны сегодня. Акцентируется внимание на чувствах, которые возникают, когда кому-то помогаешь.

8. Итоговая рефлексия занятия

Преподаватель. Сегодня состоялся очень важный разговор о том, что в жизни бывают различные ситуации — некоторые невозможно изменить, а есть те, которые изменить можно, но не хватает желания или упорства.

Но если каждый из нас в трудную минуту будет вспоминать такого жизнерадостного человека, как Николас Вуйчич, и его слова «Никогда не сдаваться!», то сумеет найти выход из самой трудной жизненной ситуации.

Участники рассказывают о своих чувствах, о том, какой новый жизненный опыт они приобрели на занятии.

(Приложение 3 Слайд 5-14) Действительно, жизнь удивительна и прекрасна!

Нужно ещё так много успеть!

Мир удивителен и полон возможностей!

9. Ритуал завершения.

Возможно, поменялось и ваше настроение.

Помните, что возможно в этом мире вы всего лишь человек, но для кого-то вы весь мир!

(Приложение 4. Музыка жизни Евгения Дога)

Звучит тихо музыка ожизни. На стене висит плакат с изображением улыбающегося сердца,вокруг которого, написаны позитивные утверждения о жизни.

М Жизнь – это тайна, познай ее!
Ы Жизнь – это мечта осуществи ее!
Л Жизнь – это вызов прими его!
Ю Жизнь – это случай, воспользуйтесь им!
Б Жизнь – это обещание, сдержите его!
И Жизнь – это печаль, так преодолейте её!
М Жизнь – это дар, так пользуйтесь им!
Ж Жизнь – это красота восхитись ею!
И Жизнь – это любовь насладись ею!
З Жизнь – это борьба так восславьте ее!
Н Жизнь – это цель так достигните её!
Ь Жизнь – это удача, не упусти ее!
! Жизнь так прекрасна, не загуби ее!

На каждом выражении прикреплена карточка,с одной стороны цифра, а с другой буква. Ребята,выбрав цифру, берут в руки, прочитывают это выражение, становятся по цифровому порядку напротив плаката, переворачивают карточку на другую сторону с буквами ипрочитывают все хором «МЫ ЛЮБИМ ЖИЗНЬ»

Преподаватель:-На такой позитивной ноте завершаем наш разговор.

Но это был наш не первый и не последний разговор, который на сегодняшний день закончен.

Спасибо вам, ребята, за активное участие, а гостей благодарю за внимание!

Использованные источники

1. Журнал “Воспитание школьника” 2002/№1.

2. Формирование стрессоустойчивости учащихся. 9-11 классы./Автор-сост. Т.А, Мирошниченко. — Волгоград, 2008 г.

3. Аверин В.А. Психология детей и подростков. — СПб., 1994. 
4.Волкова А.Н. Психолого-педагогическая поддержка детей суицидентов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. — 1998. — № 2. 

5.Рыжова Н.А. Дезадаптивное поведение детей. — М., 2000. 
Снайдер Р. 
Практическая психология для подростков. — М., 1995.

6.Источник: журнал «Школьный психолог» № 11, ноября 2014 г.

http://5psy.ru/obrazovanie/profilaktika-podrostkovogo-suicida-zanyatie-trening.html

https://www.youtube.com/watch?v=FC-Ewi3BKTs

Самоанализ мероприятия

1.Название мероприятия

«Все можно исправить, пока ты жив!»

2.Цель проведения

Профилактика самоагрессивных состояний

3.Охват учащихся

10 учащихся

4.Инициативная группа

Педагог-социальныйСидельникова Н.Н.,

Зам. директора по УВР Фуга Н.Е.

5.Результат:

Учащимся понравилось мероприятие. С интересом слушали и смотрели.

Активно участвовали в игре и выполняли задания. С заданием справились все.

В первом случае, выполнив задание, участником было предложено по желанию озвучить изложенное ими. Отказались. Конечно чувствовалась в них скованность, боязнь.

Во-втором случае, само задание выполнялось участниками более оживленно, смелее, раскованнее, увереннее.Проявлялась сплоченность. Некоторые из участников высказывали свою точку зрения, давали оценку друг другу. С помощью преподавателя поддержали дискуссию с ним о своих чувствах, какой жизненный опыт приобрели от увиденного и услышанного на мероприятии.

Считаю, основная часть цели достигнута. «Мы любим жизнь!»

6.Рекомендации:

Как можно чаще проводить такие мероприятия.Делать паузы на примере жизненных ситуаций самих участников, с ними же анализировать и находить верное решение.

Файлы

Коментарии закрыты