27 января в Группе компаний «Просвещение» начала работу всероссийская научно-практическая конференция, посвященная новым подходам к преподаванию физике в школе. В конференции принимают участие около ста методистов, представителей институтов повышения квалификации и развития образования, руководителей ассоциаций учителей физики из 70 регионов страны. От Еврейской автономной области в конференции приняла участие Ольга Владимировна Плотникова, старший преподаватель ОГАОУ ДПО «ИПКПР»
Открывая конференцию, вице-президент Группы компаний «Просвещение» Виктория Копылова отметила, что от учителей физики во многом зависят результаты российских школьников в международном исследовании качества образования PISA в 2024 году. Физика занимает четвертое место среди предметов школьной программы по количеству сдающих ее 11-классников. Именно физика особенно важна в формировании у детей естественно-научного мировоззрения.
Виктория Копылова напомнила, что в этом году «Просвещению» исполняется 90 лет, что все это время издательство, а теперь многопрофильная группа компаний помогает учителям в повседневной работе, стремится не только соответствовать требованиям времени, но и опережать его.
Главный редактор издательства «Просвещение» Надежда Колесникова рассказала, что если в результатах ВПР заинтересованы учителя, а в результатах ГИА – также дети и их родители, то результаты исследования PISA для них всех, по большому счету, неважны. Однако детей все равно нужно научить применять предметные знания в решении практических задач, и это серьезный вызов, стоящий перед российской педагогикой.
Учителям физики предстоит ответить на этот вызов. Сегодня школа насыщается новейшей техникой, по всей стране открываются кванториумы, и повышение качества физического образования обусловлено использованием современных технологий в учебном процессе, считает Надежда Колесникова Большую роль здесь играет и цифровизация – появляются цифровые учебно-методические комплексы, у которых нет бумажных аналогов. Издаются учебники нового поколения, в которых содержатся ссылки на достоверные источники цифровой информации – тренажеры, эксперименты и так далее.
Владислав Жумаев, заведующий редакцией физики издательства «Просвещение», подчеркнул, что требования ФГОС к результатам освоения программы по физике содержат не только предметные, но и метапредметные, и личностные результаты. Например, ученик должен уметь работать с информацией, использовать ее для выполнения заданий, создавать сообщения на основе нескольких источников, при выполнении групповых проектов распределять обязанности между членами группы. Все эти требования «Просвещение» учитывает при разработке бумажных и электронных учебных и учебно-методических материалов.
Конференция продлится два дня, причем во второй день она пройдет в Московском центре качества образования. Перед ее участниками выступят авторы учебников и учебных пособий Группы компаний «Просвещение», представители Федерального института педагогических измерений, Академии «Просвещение», Московского центра качества образования, Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» и других организаций. Участники конференции посетят образовательно-исследовательское пространство «Среда Просвещения», где представлено самое современное оборудование для преподавания физики.
На курорте «Красная Пахра» в рамках Всероссийского семинара «Формирование ключевых компетенций учащихся на уроках физики и астрономии на основе активных методов обучения», организованного издательством «БИНОМ. Лаборатория знаний», выступили авторы УМК по астрономии:
Засов Анатолий Владимирович, доктор физико-математических наук, профессор физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, заведующий отделом внегалактической астрономии Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ им. М. В. Ломоносова
Тема: Физические аспекты астрономии.
Сурдин Владимир Георгиевич, кандидат физико-математических наук, доцент физического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова, старший научный сотрудник отдела изучения Галактики и переменных звёзд Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ им. М. В. Ломоносова
Тема: Особенности космических изображений.
Лапина Ирина Константиновна, сотрудник Краснопресненской обсерватории Государственного астрономического института им. П. К. Штернберга МГУ, преподаватель вечерней астрошколы ГАИШ МГУ
Тема: Астрономия в структуре дополнительного образования.
Поскольку большие сложности у учителей вызывает решение задач, был также привлечен Кузнецов Михаил Владимирович, ведущий программист отдела изучения Галактики и переменных звезд Государственного Астрономического института им П.К, Штернберга, педагог дополнительного образования в МОУ Лицей №14 г. Жуковского, Заслуженный работник образования Московской области, заместитель руководителя сборной школьников РФ на международной олимпиаде школьников по астрономии и астрофизике.
Тема: Решение разноуровневых задач по астрономии и подготовка школьников к астроолимпиадам.
Кроме выступлений у авторов была возможность пообщаться с учителями-апробаторами нового учебника:
- Груздовой Еленой Анатольевной (МОАУ «Лицей №7» г. Оренбурга),
- Кашежевым Асланом Зарифовичем (МКОУ «Лицей № 2» г.о. Нальчик),
- Карташовой Евгенией Николаевной (МОУ «СОШ № 2» г. Истры),
- Шахматовой Валентиной Васильевной (Челябинский колледж физической культуры «УралГУФК»).
Учителя смогли задать свои вопросы об особенностях УМК по астрономии, возможностях его использования, получить консультации авторов по методам внедрения нового УМК в учебный процесс.Все участники семинара отметили высокий организационный и содержательный уровень проведенного мероприятия.