Областной институт повышения квалификации педагогических работников

Завершились курсы, продолжительность которых составила более трех месяцев (с октября 2018 до середины января 2019 включительно). Особенная направленность длительной программы состоит в систематическом погружении родителей в рефлексивный процесс и пространство новых практически ориентированных психологических знаний.

Занятия по программе начались с 3 октября 2018 года и были направлены на развитие психологической грамотности родителей в процессе взаимодействия с собственными детьми в условиях микрогруппы. Стержневой образующей взаимодействия явилась личностная сфера родителей, которой посвящено достаточно большое внимание в процессе курсов: экспресс-диагностика, расширение образа Я, расшатывание стереотипов и др.

Программа выстроена на основе многолетнего практического опыта психологического консультирования родителей. Вопросы, рассмотренные в процессе взаимодействия, являются общей закономерной тенденцией, волнующей большинство заинтересованных в развитии психологически здорового ребенка родителей.
Важным направлением в нашей работе явилось расширение сферы коммуникативной стороны общения. Большое значение придавалось невербальным проявлениям взаимодействия: тактильно-голосовому сопровождению, трогательному прикосновению, заботливому взгляду.

Вот некоторые «приобретения» активных участниц курсов : изменение эмоциональной окраски имеющихся субъективных переживаний, смещение акцентов воспитания с интеллектуальной стороны на эмоциональную и коммуникативную сферу взаимодействия с ребенком, ознакомление с разными сферами внутреннего мира, исследование некоторых важнейших законов психологии, развитие самооценки, ознакомление со способами описательной похвалы, появление заинтересованности и желания прочитать необходимую литературу, обнаружение внутреннего источника пополнения собственных сил. По словам участниц-мам, у них «получилось повысить материнскую компетентность, эмоциональную грамотность, изменить отношение к семейным трудностям, посмотрев на них «по-другому», «обменяться материнским опытом и создать группу для эффективного общения».

Высокий уровень удовлетворения собственным материнством — критерий успешного развития родительской, в частности материнской сферы. Важно «Быть по-настоящему удовлетворенной» своим материнством, опуская ненужные завышенные ожидания от себя и детей, соответствие которым может привести к негативным последствиям. Одним из рефлексивных открытий родителями на этих курсах стало осознание факта «отсутствия рецептов» в сфере родительского сопровождения.

На самом деле исходной ступенью развития является осознание и развитие умения прислушиваться к собственным потребностям и уметь создавать условия для удовлетворения важнейших потребностей детей.

Интересными и полезными стали совместные встречи родителей с детьми с целью осознания безопасных границ, установления продуктивного контакта, профилактики конфликтов.

Надеемся, что нам удалось в процессе проведения первых авторских курсов поддержать индивидуальные особенности материнства каждой участницы, подчеркнув особенность и неповторимость каждой мамы. Желаем, чтобы продуктивная установка: «я достаточно хорошая мама» стала основанием для жизнетворчества.

Старший преподаватель кафедры НДиКО Т.В.Моисеева