Институт развития образования Еврейской автономной области

«Уроки Холокоста в меняющемся мире» — эта международная научная конференция, организованная мемориальным комплексом Яд-Вашем и фондом Генезис, проходила в онлайн-формате на платформе Zoom 25-27 января 2021 года. Сегодня , в День российской науки, подчеркну важность конференции для международного научно-педагогического сообщества.

География и статистика конференции обширна: каждый день через виртуальное Zoom – общение более 300 человек из разных стран, в том числе Россия, Америка, Польша, Нидерланды, Латвия, Литва, Эстония, Молдавия, Украина, Таджикистан и другие.

Оргкомитет провёл колоссальную работу по формированию программы конференции, подбору лекторов и спикеров на каждый день ее работы, которая, кстати, проходила в прямом эфире по израильскому времени на русском языке или с субтитрами на слайдах. Лично для меня участие в конференции этой измеряется ночами, но бессонные ночи оправданы огромным массивом информации, виртуальными встречами с единомышленниками по изучению уроков Холокоста и сохранению его жертв.

Например, 25 января, ключевой тематической проблемой дня стала «История Холокоста в контексте истории Восточной Европы в первой половине 20-го века». Профессор Тимоти Снайдер — он действующий профессор Йельского университета (США), специалист по истории Восточной Европы в своей лекции «История Восточной Европы в первой половине 20-го века. Основные тенденции» https://youtu.be/O6d2DlwhnUc отразил авторскую позицию и показал основные тенденции исторических процессов в Восточной Европе первой половины 20-го века.

Постлекционная дискуссия по проблематике лекции подтвердила различие взглядов и позиций участников конференции на точку зрения профессора Тимоти Снайдера. Мне показалось неправомерным его мнение об агрессивной роли СССР в развязывании Второй мировой войны (Великой отечественной войны), о чём я кратко говорила в дискуссии. Но были высказывания и такого рода, когда И.Калакаускас (Латвия) написал в чате: «А о роли СССР в развязывании войны уже давно известны всем». Позиция Т. Снайдера отражена и в его книгах «Чёрная земля» на английском языке и его же монография «Кровавые земли: Европа между Гитлером и Сталиным». Есть над чем думать и размышлять россиянам, но учитывать и такие тенденции необходимо.

Доктор Карел Беркхофф — ведущий научный сотрудник в Нидерландском институте исследований по истории войны, Холокоста и геноцида (Голландия), директор Европейской инфраструктуры исследований Холокоста (EHR) – представил лекцию на тему «Украина под властью нацистов» https://youtu.be/E9Dci1LnGDw. Дискуссия по этой лекции подтвердила высокий уровень научности и объективности представленной информации.

Замечательным в этот первый день работы конференции стал круглый стол «Образ Холокоста в современном кино», в котором участвовали создатели фильмов о Холокосте. Кстати, все обсуждаемые на круглом столе фильмы были представлены для участников конференции в открытом доступе (Здесь ещё фильмы-свидетельства «Мы остались людьми» — История Фани Бранцовской 

https://youtu.be/Phex5luRprY  «Кто за руку меня ведет…» История Феликса Сорина  https://youtu.be/Wr5FJVRkX7U  «Забудь и запомни». История Давида Таубкина https://youtu.be/dsQc0sbtwh0   «Те, кто остался в живых«. История Сергея Сушона https://youtu.be/rDBnT5yU-_M  «Фаталист». История Семена Розенфельда https://youtu.be/6jChUn0jl7w ).

А на круглом столе участники конференции в реальном времени общались с авторами и создателями фильмов! Фильм «Аустерлиц» представил режиссёр Сергей Лозница; режиссёр Давис Симанис презентовал фильм «Отец Ночь». Известный в ЕАО режиссёр и продюсер Константин Фан расскзал об истории создания и реализации кинообразовательного проекта «Свидетели». Этот куруглый стол показал практически общее понимание участников конференции, что фильмы о Холокосте важны и нужны!

Во второй день работы 26 января все участники были погружены в проблему «Геноцид и Холокост: режим, система и человеческий фактор». Для раскрытия и обоснования проблемы немалый интерес представляет лекция «Совершенно обычные мужчины : резервный полицейский батальон 101 и «окончательное решение». 30 лет со дня исследования. Новые перспективы», в которой почётный профессор истории Университета Северной Каролины в Чапел-Хилл (UNC) – США, профессор Кристофер Браунинг в соавторстве с Фрэнк Портер Грэм, приглашённым профессором Вашингтонского Университета в Сиэтле (США), представил психологический взгляд на исполнителей нацистской идеологии в расстрельном батальоне 101 https://youtu.be/ArpvS53uOOw .

Правомерен его вывод о простоте превращения людей в убийц, что и доказывает 101 батальон. Вместе с тем, в дискуссии я утверждала, что «сглаживание» вины убийц из 101 батальона как реальных палачей из-за их психологического статуса «обыватель» или «приспособленец», не является правомерным. И тоже урок Холокоста: приспособленец, обыватель, то есть личность без гражданской позиции, достаточно легко может стать предателем, что может привести и к более жестоким формам человеческого поведения… Как важно понимать это сегодня, в том числе и всем педагогическим работникам!

Участники в чате представляли и свои ресурсы по проблематике. Olga Kulinchenko написала: «В рамках работы с темой Холокоста в школе можно использовать интервью со свидетелями. Хорошая база находится на сайте и архиве «Принудительный труд 1939-1945. Воспоминания и история». https://www.zwangsarbeit-archiv.de/ru/index.html. Есть версии немецкая, английская, русская и польская. Помимо архива есть еще онлайн образовательная платформа «Обучение на основе интервью. Принудительный труд 1939-1945» https://obuchenie-na-osnove-intervyu.org/. Платформа также есть на немецком, русском, польском языках».

Проблема «Как создаётся историческая память: музейный опыт образовательных инициатив и проектов» была в центра обсуждения на круглом столе 26 января. Вниманию участников конференции был представлен международный опыт изучения уроков Холокоста и мемориализации его жертв, в том числе: Опыт Образовательного центра, музея истории Гулага презентовал его руководитель Константин Андреев (Россия, Москва). Историк Ирина Кашталян показала работу Музея истории Беларуси и проекта Историческая мастерская (Минск, Беларусь). Музейный педагог Майя Мейере — представила деятельность Мемориала Жаниса Липке (Рига, Латвия). Мариус Печюлис — директор Музея 9-го форта провёл виртуальную экскурсию по 9-му форту для всех участников конференции (Каунас, Литва).

Заместитель генерального директора по вопросам развития и коммуникации, Национальный музей истории Украины во Второй мировой войне Людмила Рыбченко (Киев, Украина) — представила взгляд современной Украины… От комментариев воздерживаюсь, экспозиция, на которой приводятся «доказательства» анексии Крыма, военных действий в ДНР и ЛНР со стороны России… От такой музейной деятельности и исторической памяти современной Украины не только грустно, но и тревожно…

Последний день конференции 27 января особый, это Международный день памяти жертв Холокоста… Проблема дня очень кратко сформулирована чрезвычайно конкретно «Другая история — судьба евреев Советского Союза». Доктор Аркадий Зельцер, директор Центра изучения истории советских евреев в годы Холокоста, Международный институт исследования Холокоста (Яд Вашем, Израиль) в лекции «Их бил еврей, который живет во мне. — Евреи в Красной армии, 1941 — 1945» https://youtu.be/CFT_1FgE8XA  раскрывал данные по участию евреев в ВОВ, в том числе и статистику по награждённым, среди которых и Иосиф Бумагин.

Доктор Кирилл Браверман директор Центра истории Холокоста из Ариельского университета (Израиль) представил тему  «Уйти нельзя остаться» — Эвакуация советских евреев и Холокост» https://youtu.be/XSyljyLEJjw , в которой показал многие проблемы советских евреев и неоднозначность в их решении… , дополнительно подтвердил трагизм Холокоста и для советских евреев.

Возможные варианты методики преподавания истории Холокоста в новых условиях https://youtu.be/AndAQgJDpSs  мастерски продемонстрировала Шуламит Имбер — педагогический директор Международной школы изучения Холокоста (Яд Вашем, Израиль). Чрезвычайно интересна методика дистанционного преподавания и интерактивный проект «Война и Холокост. Размышления о прошлом и будущем» По-русски: https://www.yadvashem.org/ru/education/educational-materials/center-question.html 

По-английски: https://www.yadvashem.org/education/educational-materials/center-question.html , которые представили Фредерик Драчинский и Маша Полак-Розенберг из Международной школы изучения Холокоста (Яд Вашем, Израиль).

Конференция завершена, остались новые знания и контакты, уточнен и систематизирован свой личный опыт по изучению уроков Холокоста и мемориализации его жертв. Отмечаю как большую позитив, что многие из более 300 участников конференции не просто знают нашу автономию, но отслеживают в социальных сетях нашу деятельность по изучению уроков Холокоста. Когда в начале 2 дня работы 26 января многие участники говорили о разовых событиях накануне Международного дня памяти жертв Холокоста, от России не было выступлений и я взяла на себя смелость и ответственность, выступила. Рассказала об акции «Помним вместе», которая в России с 17 по 31 января 2021 года, конечно назвала ее федеральных организаторов ФАДН, РЕК, НПЦ «Холокост». И кратко сказала о Декаде памяти в ЕАО с 18 января по 5 февраля. К 26 января уже много было сделано в рамках декады… Я услышала очень много, прост шквал благодарностей от незнакомых мне участников конференции, которые знают меня и нашу общую работу в ЕАО по изучению уроков Холокоста и памяти его жертв из Интернета, где опубликованы наши материалы и интервью…. Главный итог конференции для нас: мы — Еврейская автономная область — вместе с единомышленниками из разных стран не допустим забвения уроков Холокоста. Мы помним, чтобы сохранить будущее, а без памяти нас просто нет…

Файн Татьяна Анатольевна — региональный представитель (координатор) Научно-просветительного центра «Холокост» на территории ЕАО;  кандидат педагогических наук, доцент, завотделом педагогического менеджмента ОГАОУ ДПО «ИПКПР», председатель Совета общественной организации «Педагогическая ассоциация Еврейской автономной области»; член Общественной палаты ЕАО; председатель Общественного совета при Комитете образования ЕАО; член Общественного совета при Законодательном собрании  ЕАО; председатель Общественной наблюдательной комиссии по осуществлению общественного контроля за обеспечением прав человека в местах принудительного содержания и содействия лицам, находящимся в местах принудительного содержания