Автор: Никонова Галина Павловна, мастер производственного обучения ОГПОБУ «Многопрофильный лицей»

Тема урока: «Обобщающий урок знаний»

Тип урока: урок-игра, нестандартные формы урока. Практическая реализация знаний, умений и навыков по основам материаловедения.

Цели урока:

  • Обобщить и систематизировать полученные знания по темам: «Строительные материалы для штукатурных и малярных работ»

  • воспитывать общую культуру, эстетическое восприятие окружающего; создать условия для реальной самооценки учащихся, реализации его как личности, стремление к достижению к цели, победе.

  • развивать репродуктивные навыки учащихся: пространственное мышление, умение классифицировать, выявлять связи, формулировать выводы; развивать коммуникативные навыки при работе в группах, развивать познавательный интерес; развивать умение объяснять особенности:, закономерности, анализировать, сопоставлять, сравнивать.

Оборудование и материалы:  доска, ноутбук, проектор, презентация интеллектуальной игры «Морской бой», образцы: гипс строительный, цемент, известь, специальные добавки, набор колеров, песок, мука, вода, крахмал, емкости, кисть, шпателя.

План урока:

1.      Организационный момент                         1 мин.

2.      Сообщение темы и целей урока, проблемы                3 мин.

3.      Основная часть

— Деловая игра «Моя профессия – мой выбор» — 20 мин.

— Практические задания «Очумелые ручки» — 17 минут

4. Рефлексия -.      2 мин  

5.      Подведение итогов урока   — 2 мин.

Ход урока:

Вступительное слово преподавателя: Ребята, сегодня мы проводим урок дисциплины «Основы материаловедения» в рамках конкурсной недели по профессии «Штукатур, маляр». Мы знаем, что получая любую профессию, предусматривается получение теоретических знаний и практических умений и навыков. Поэтому сегодняшний урок будет состоять из двух частей:

1 – интеллектуальная игра «Морской бой» — проверка теоретических знаний

2 – практические задания «Очумелые ручки» — проверка теоретических знаний и практических умений по подготовке растворов и красок.
Цели нашего урока показать наши знания и умения по свойствам и способам изготовления строительных материалов. Желаю, чтоб сегодня каждый из вас испытал радость от процесса и результата вашего творческого труда.

Задачи урока: выявить качество и уровень овладения знаниями и умениями, полученными на уроках по темам, провести промежуточный контроль степени усвоения знаний предмета

  • провести деловую игру,
  • показать рецепты простейших строительных материалов
  • рефлексия

 

Вопросы интеллектуальной игры:

1. Лакокрасочный материал, полученный путем переработки нефти (слайд №4)

Ответ: битумный лак

2. Что такое адгезия? (слайд №5)

Ответ: прилепание

3. Обезвоженное растительное масло (слайд №6)

Ответ: олифа

4. Высококачественная краска (слайд №7)

Ответ: эмаль

5. Свойства материала не разрушаться от воздействия воды (слайд №8)

Ответ: водостойкость

6. Обозначение прочности материала  (слайд №9)

Ответ: марка

7. Специальный раствор (слайд №10)

Ответ: введение специальных добавок

8. Показатели декоративности (слайд №11)

Ответ: цвет, фактура

9. Природный водный колер (слайд №12)

Ответ: известь

10. Что обозначает «Вода в масле» или «Масло в воде»? (слайд №13)

Ответ: эмульсия

11. Раствор с малым содержанием вяжущего (слайд №14)

Ответ: тощий

12. Какой цвет называется ультрамарином? (слайд №15)

Ответ: синий

13. Как называется ваша профессия? (слайд №16)

  • Монтажник
  • Отделочник
  • каменьщик

Ответ: отделочник

14. Как называется событие, заключающееся в потере работоспособности машины(слайд №17)?

  • надежность
  • исправное состояние
  • дефектирование
  • отказ

Ответ: отказ

15. Как называется малярный клей ? (слайд №18)

  • КГ
  • КМЦ
  • КМ

Ответ: КМЦ

16. Толщина высококачественной штукатурки (слайд №19)

  • 15 мм
  • 20 мм
  • 25 мм

Ответ: 20 м

17. Связующее для силикатной краски (слайд №20)

Ответ: жидкое стекло

18. Раствор для печи (слайд №21)

Ответ: глиняный

19. Прозрачный лакокрасочный материал (слайд №22)

Ответ: лак

20. Что это? (слайд №23)

Ответ: растворомешалка

21. Что это? (слайд №24)

Ответ: малярный пистолет

22. Назовите отделочный материал (слайд №25)

Ответ: ДСП

23. Назовите отделочный материал (слайд №26)

Ответ: слоистый платик

24. Отделочный материал на бумажной или иной подоснове (слайд №27)

Ответ: обои

25. Какой песок лучше применять в строительных растворах? (слайд №28)

  • Речной
  • Горный
  • овражный

Ответ: горный

26. Требования к воде для растворов (слайд №29)

Ответ: чистая

27. Чем заменить дорогостоящую мраморную отделку? (слайд №30)

Ответ: венецианская штукатурка

28. Обои с текстилем (слайд №31)

Ответ: текстильные обои

29. Что такое дерматин? (слайд №32)

Ответ: моющие обои, заменитель кожи

30. Материал для окончательного выравнивания поверхности (слайд №33)

Ответ: шпатлевка

31. Краска, больше всего боящаяся плесени (слайд №34)

Ответ: клеевая

(слайд №35)

Подсчитываем полученные карточки за правильные ответы и с картинками корабликов

2. Практическая часть урока «Очумелые ручки» (слайд №36)

Рассмотрим предлагаемые строительные материалы. На стенде представлены строительные материалы: известь-пушенка, цемент, песок, вода, набор пегментов, олифа, жидкое стекло, крахмал, мука; спец.добавки – соль, хлорид калия; оборудование – миксер, шпателя, ванночки

Обучающие внимательно слушают задание преподавателя и самостоятельно выполняют штукатурные растворы и малярные составы

1е задание. Составьте простой водный колер понравившийся вам цвета и насыщенности

Рецепт: 1. Известь

2. пигмент синего цвета

Способ изготовления: 1. Набрать известь в ёмкость

2. добавить пигмент

3. размешать

Техника безопасности при выполнении работы

А. следите, чтобы известь не попала на кожу и в глаза

Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды

В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать

2е задание. Составьте сложный водный колер понравившийся вам цвета и насыщенности

Рецепт: 1. Известь

2. пигменты двух цветов (оранжевый и коричневый)

Способ изготовления: 1. Набрать известь в ёмкость

2. добавить пигменты

3. размешать

Техника безопасности при выполнении работы

А. следите, чтобы известь не попала на кожу и в глаза

Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды

В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать

Вопрос преподавателя: дайте положительные и отрицательные свойства извести

Ответ обучающегося:

А. Положительные свойства : пластичная,

Водостойкая, морозостойкая, сравнительно дешевая

Б. отрицательные — долго схватывается, отмеливается

3е задание. Как сделать известковый малярный состав без признаков отмеливания?

Способ изготовления:

Набираем известь-пушенку, разводим ее водой, добавляем соль и размешиваем

4е задание. Как изготовить водоэмульсионную краску из простых строительных материалов?

Способ изготовления:

Набираем известь, разводим ее водой до нужной консистенции. При непрерывном перемешивании миксером тонкой струйкой вводим олифу и продолжаем размешивать до полного распределения олифы в извести

Техника безопасности при выполнении работы

А. следите, чтобы известь не попала на кожу и в глаза

Б. при попадании на кожу промыть большим количеством воды

В. при попадании в глаза промыть глаз и закапать

Г. проверить исправность миксера перед включением в розетку

Д. после завершения работы выключить и только после этого вынуть из емкости.

5е задание. Как сделать известковую краску еще более водостойкую и морозостойкую?

Способ изготовления:

Набираем известь, разводим ее водой до нужной консистенции и вводим в нее хлорид кальция.

Вопрос преподавателя: перечислите свойства цементного раствора

Ответ обучающегося: дорогой, тяжелый, прочный, морозостойкий, плохо укладывается, гигроскопичен.

6е заданиа. Приготовьте водонепроницаемый раствор для бассейна

Способ приготовления:

Отмерить и насыпать в ёмкость 5 частей песка и 1 часть цемента. Перемешать. Развести водой до нужной консистенции. Добавить жидкое стекло и размешать.

Техника безопасности.

А. следить, чтобы составляющие раствора не попадали на кожу

Б. При попадании на кожу промыть в большом количестве воды и протереть ветошью

В. не пылить

7е задание. Проведите опыт по разравниванию цементного раствора на стенда. Сделайте цементный раствор более удобоукладываемый

Выполнение задания:

Наносим раствор способом намазывания и убеждаемся в его тяжелом нанесении и разравнивании. Добавляем в раствор известь и наносим его на поверхность намазыванием. Раствор наносится и разравнивается легче

Заключительная часть

Ребятам выдаются по 2 карточки за каждый выполненный опыт и правильный ответ на вопросы преподавателя

Проводим окончательный подсчет очков Награждение победителей.

Ребята, сегодня мы с вами показали хорошие теоретические знания по предмету «Основы материаловедения» и показали практические опыты по знаниям маленьких «хитростей» с работой с простейшими строительными материалами

Рефлексия. (слайд №37)

На слайде изображено дерево. На парте перед каждым обучающимся яблоки разных цветов. Украсьте дерево своими яблоками.

Красное – урок понравился

Жёлтое – урок понравился, но я не со всем справился

Зеленое – урок не понравился

Файлы