Информационно-аналитическая справка о результатах проведения мониторинга готовности педагогических работников общеобразовательных организаций Еврейской автономной области к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся
Одним из важных направлений деятельности центра непрерывного повышения мастерства является выявление образовательных потребностей и профессиональных дефицитов педагогических работников на основе проведения оценочных процедур. В сентябре-ноябре 2022 года для учителей общеобразовательных организаций было организовано прохождение в компьютерной форме мониторинга (диагностики), назначение которого – оценить готовность педагогических работников общеобразовательных организаций к формированию и оценке функциональной грамотности обучающихся. Результаты диагностической работы могут были использованы для: совершенствования программ повышения квалификации учителей; построения индивидуальных образовательных маршрутов при организации непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников в рамках реализации мероприятий федерального проекта «Современная школа» национального проекта «Образование».
Мониторинг состоял из двух частей, в первой педагогам предлагалось выполнить задания, определяющие уровень сформированности читательской грамотности (умение читать текст и диаграммы), математической грамотности, естественно-научной грамотности и креативного мышления. Предложенные задания — вне предметной области, решаются с помощью предметных знаний. В каждом из заданий описываются жизненная ситуация, как правило, близкая и понятная обучающемуся. Контекст заданий близок к проблемным ситуациям, возникающим в повседневной жизни. Ситуация требует осознанного выбора модели поведения. Решение задачи требует перевода с обыденного языка на язык предметной области. Задания из банка заданий ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования».
Вторая часть — анкета, включающая такие вопросы, как: повышение квалификации по теме «Функциональная грамотность» (программы Академии Минпросвещения, ИРО ЕАО);
самостоятельное изучение материала по теме; применение в урочной деятельности заданий на формирование функциональной грамотности; применение во внеурочной деятельности заданий на формирование функциональной грамотности обучающихся; использование банка заданий РЭШ для оценки функциональной грамотности.
В диагностике приняло участие 224 педагога. Распределение педагогов по предметам:
- Русский язык — 28
- Математика — 31
- Физическая культура — 28
- Обществознание — 24
- Иностранный язык — 21
- Технология — 28
- Музыка, МХК — 42
- Начальная школа — 22.
Количество педагогов, которые прошли повышение квалификации, участвовали в вебинарах института, Академии Минпросвещения, еженедельные вебинары ИСРО РАО (11%).
На вопрос «применяете ли вы на уроках задания на формирование функциональной грамотности» положительно ответили 47% педагогов, во внеурочной деятельности — 24%.
Существенную помощь педагогам в работе оказывают цифровые сервисы, одним из которых является «Электронный банк заданий для оценки функциональной грамотности» на сайте Российской электронной школы. Работают с личным кабинетом всего 21% опрошенных.
По результатам анкетирования было выявлено, что педагоги недостаточно уделяют внимание своему профессиональному росту и соответственно формированию функциональной грамотности. При этом, большинство педагогов отмечают, что на уроках и во внеурочной деятельности используют задания для формирования функциональной грамотности обучающихся.