Анализ результатов уровня сформированности функциональной грамотности по направлению «Естественнонаучная грамотность» обучающихся 5 — 8 классов

в апреле 2022 года

Исследование уровня сформированности функциональной грамотности по направлению «Естественнонаучная грамотность» проводилось в форме диагностических работ с использованием инструментария электронного банка тренировочных заданий электронной школы (РЭШ).

Инструментарий по направлению естественнонаучная грамотность включает три основные компетентностные области естественнонаучной грамотности:

— научное объяснение явлений;

— применение естественнонаучных методов исследования;

— интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.

Каждая компетентностная область ЕГ характеризуется группой умений:

1 Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов: преобразовать одну форму представления данных в другую; анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях; оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы);

2 Применение методов естественно-научного исследования: различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса; описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;

3 Научное объяснение явлений: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; предложить объяснительные гипотезы.

 

5 класс

Как вырастить новогоднюю ель?

1. Близились новогодние праздники. Саша и Лена вместе с родителями обсуждали, как они будут наряжать елку. Родители спросили, знают ли ребята, где растёт новогодняя ёлка? Саша и Лена ответили, конечно, ёлка растёт в лесу. А вот и нет, ёлки к новогодним праздникам выращивают в специальных питомниках. Дети заинтересовались, а как можно вырастить ель? А давайте сами попробуем вырастить ёлку! Хорошо, сказали родители, для этого нам потребуются еловые шишки. Еловые шишки можно заготавливать в период с ноября и до конца февраля, потому что семена в шишках созревают только к этому времени. Собранные шишки нужно положить в тёплое и светлое место, чтобы они раскрылись, и тогда можно будет легко извлечь семена. В сырую погоду чешуйки шишки плотно смыкаются, а в сухую раскрываются.

Задание 1 / 4

Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Какое значение имеет смыкание чешуек шишек в сырую погоду? Отметьте один верный вариант ответа.

  1. Чтобы семена не выпадали из шишки.
  2. Чтобы семена оставались сухими.
  3. Чтобы семена созревали в темноте.
  4. Чтобы семена находились в тепле.

6 класс

Понаблюдаем за тиграми

Задание 1 / 4

Воспользуйтесь таблицей с названиями животных. Для ответа на вопрос выберите нужные варианты ответа.

Имея те же сведения, что и Даша, соотнесите животное с подходящей ему климатической зоной.

Малайский тигр

Лесостепь
Тропический лес
Альпийский луг
Смешанный лес

Снежный барс

Лесостепь
Тропический лес
Альпийский луг
Смешанный лес

Дальневосточный лесной кот

Лесостепь
Тропический лес
Альпийский луг
Смешанный лес

Манул обыкновенный

Лесостепь
Тропический лес
Альпийский луг
Смешанный лес

7 класс

Молочнокислые бактерии

2. Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко. Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось.

Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные показаны на графике ниже.

График зависимости скорости размножения молочнокислых бактерий (род Lactobacterium) от температуры среды.

Задание 2 / 3

Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ.

8 класс

Сколько съест синица

4. А сколько же может съесть птица за день? В прошлом веке один немецкий учёный, желая найти ответ на этот вопрос, скармливал в течение нескольких дней взрослой большой синице, содержащейся в клетке, разные корма. Он выяснил, что за день птица съедает в среднем столько пищи, сколько весит сама, или чуть больше. Учёный опубликовал свои данные в научном журнале, и с тех пор долгое время считалось, что мелкие птицы съедают в день столько пищи, сколько весят сами.

Но некоторое время спустя учёные решили провести исследование в условиях, близких к естественным, то есть когда птицы могли свободно летать. И оказалось, что большие синицы массой от 18 до 20 граммов съедали до 50 граммов пищи в день, то есть в 2,5 раза больше собственной массы.

Задание 4 / 5

Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Как учёные могли объяснить большое отличие их результатов от данных, полученных ранее немецким учёным?

Проблемы, выявленные по результатам выполнения диагностической работы по ЕНГ:

  • оценивать действия и их последствия;
  • формулировать аргументы;
  • оценивать информацию;
  • объяснять сложные ситуации и проблемы

Обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни сформированности естественнонаучной грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных. Кроме этого, обучающиеся испытывают трудности при самостоятельной формулировке описаний, объяснений и выводов. Это свидетельствует о дефицитах в сформировнности умений письменной речи с использованием естественнонаучной терминологии.

Планирование работы: дальнейшее использование в работе электронного банка заданий для оценки ЕНГ.

Выводы и рекомендации:

В дальнейшей работе по формированию естественнонаучной грамотности учащихся 5 — 8 классов необходимо включать задания на отработку таких умений как:

  • Умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
  • Умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
  • Умение применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
  • Умение распознавать, интерпретировать и создавать объяснительные модели и представления;
  • Умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
  • Умение распознавать и формулировать цель данного исследования.