Анализ результатов уровня сформированности функциональной грамотности по направлению «Естественнонаучная грамотность» обучающихся 5 — 8 классов
в апреле 2022 года
Исследование уровня сформированности функциональной грамотности по направлению «Естественнонаучная грамотность» проводилось в форме диагностических работ с использованием инструментария электронного банка тренировочных заданий электронной школы (РЭШ).
Инструментарий по направлению естественнонаучная грамотность включает три основные компетентностные области естественнонаучной грамотности:
— научное объяснение явлений;
— применение естественнонаучных методов исследования;
— интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов.
Каждая компетентностная область ЕГ характеризуется группой умений:
1 Интерпретация данных и использование научных доказательств для получения выводов: преобразовать одну форму представления данных в другую; анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы; отличать аргументы, которые основаны на научных доказательствах, от аргументов, основанных на других соображениях; оценивать научные аргументы и доказательства из различных источников (например, газета, интернет, журналы);
2 Применение методов естественно-научного исследования: различать вопросы, которые возможно естественнонаучно исследовать; оценить с научной точки зрения предлагаемые способы изучения данного вопроса; описать и оценить способы, которые используют учёные, чтобы обеспечить надёжность данных и достоверность объяснений;
3 Научное объяснение явлений: вспомнить и применить соответствующие естественнонаучные знания; распознавать, использовать и создавать объяснительные модели и представления; предложить объяснительные гипотезы.
5 класс
Как вырастить новогоднюю ель?
1. Близились новогодние праздники. Саша и Лена вместе с родителями обсуждали, как они будут наряжать елку. Родители спросили, знают ли ребята, где растёт новогодняя ёлка? Саша и Лена ответили, конечно, ёлка растёт в лесу. А вот и нет, ёлки к новогодним праздникам выращивают в специальных питомниках. Дети заинтересовались, а как можно вырастить ель? А давайте сами попробуем вырастить ёлку! Хорошо, сказали родители, для этого нам потребуются еловые шишки. Еловые шишки можно заготавливать в период с ноября и до конца февраля, потому что семена в шишках созревают только к этому времени. Собранные шишки нужно положить в тёплое и светлое место, чтобы они раскрылись, и тогда можно будет легко извлечь семена. В сырую погоду чешуйки шишки плотно смыкаются, а в сухую раскрываются.
Задание 1 / 4
Прочитайте текст. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа. Какое значение имеет смыкание чешуек шишек в сырую погоду? Отметьте один верный вариант ответа.
- Чтобы семена не выпадали из шишки.
- Чтобы семена оставались сухими.
- Чтобы семена созревали в темноте.
- Чтобы семена находились в тепле.
6 класс
Понаблюдаем за тиграми
Задание 1 / 4
Воспользуйтесь таблицей с названиями животных. Для ответа на вопрос выберите нужные варианты ответа.
Имея те же сведения, что и Даша, соотнесите животное с подходящей ему климатической зоной.
Малайский тигр |
Лесостепь |
Снежный барс |
Лесостепь |
Дальневосточный лесной кот |
Лесостепь |
Манул обыкновенный |
Лесостепь |
7 класс
Молочнокислые бактерии
2. Марина решила вскипятить оставшееся молоко и добавила сметану в горячее молоко. Утром обнаружилось, что молоко в стакане не сквасилось.
Чтобы выяснить, почему так случилось, ребята разыскали данные о том, как размножаются молочнокислые бактерии в зависимости от температуры. Эти данные показаны на графике ниже.
График зависимости скорости размножения молочнокислых бактерий (род Lactobacterium) от температуры среды.
Задание 2 / 3
Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Почему молоко в стакане не сквасилось? Запишите свой ответ.
8 класс
Сколько съест синица
4. А сколько же может съесть птица за день? В прошлом веке один немецкий учёный, желая найти ответ на этот вопрос, скармливал в течение нескольких дней взрослой большой синице, содержащейся в клетке, разные корма. Он выяснил, что за день птица съедает в среднем столько пищи, сколько весит сама, или чуть больше. Учёный опубликовал свои данные в научном журнале, и с тех пор долгое время считалось, что мелкие птицы съедают в день столько пищи, сколько весят сами.
Но некоторое время спустя учёные решили провести исследование в условиях, близких к естественным, то есть когда птицы могли свободно летать. И оказалось, что большие синицы массой от 18 до 20 граммов съедали до 50 граммов пищи в день, то есть в 2,5 раза больше собственной массы.
Задание 4 / 5
Прочитайте текст. Запишите свой ответ на вопрос. Как учёные могли объяснить большое отличие их результатов от данных, полученных ранее немецким учёным?
Проблемы, выявленные по результатам выполнения диагностической работы по ЕНГ:
- оценивать действия и их последствия;
- формулировать аргументы;
- оценивать информацию;
- объяснять сложные ситуации и проблемы
Обучающиеся, показавшие низкий и недостаточный уровни сформированности естественнонаучной грамотности, как правило, имеют ограниченные знания, которые они могут применять только в знакомых ситуациях. Они могут давать очевидные объяснения, которые явно следуют из имеющихся данных. Кроме этого, обучающиеся испытывают трудности при самостоятельной формулировке описаний, объяснений и выводов. Это свидетельствует о дефицитах в сформировнности умений письменной речи с использованием естественнонаучной терминологии.
Планирование работы: дальнейшее использование в работе электронного банка заданий для оценки ЕНГ.
Выводы и рекомендации:
В дальнейшей работе по формированию естественнонаучной грамотности учащихся 5 — 8 классов необходимо включать задания на отработку таких умений как:
- Умение анализировать, интерпретировать данные и делать соответствующие выводы;
- Умение делать и научно обосновывать прогнозы о протекании процесса или явления;
- Умение применять соответствующие естественнонаучные знания для объяснения явления;
- Умение распознавать, интерпретировать и создавать объяснительные модели и представления;
- Умение предлагать или оценивать способ научного исследования данного вопроса;
- Умение распознавать и формулировать цель данного исследования.