Автор: Галина Николаевна Сергушева, учитель биологии и химии МБОУ «Средняя общеобразовательная школа № 2 п. Николаевка»

Ц ель урока: познакомить учащихся с видами витаминов, их значением для организма, содержанием их в продуктах питания.

Задачи урока:

а) образовательные

  • Сформировать общее представление о витаминах.

  • Познакомить с классификацией и обозначением витаминов.

  • Ввести понятие об авитаминозах, гипер- и гиповитаминозах.

б)развивающие

  • Развитие умений анализировать, сравнивать, делать выводы.

  • Развитие познавательного интереса.

в) воспитательные

  • Показать приоритет отечественной науки в открытии витаминов;

  • продолжить воспитание и стремление учащихся к правильному и здоровому образу жизни;

Эпиграф нашего урока «Мал золотник, да дорог»

1. ПОНЯТИЕ ОВИТАМИНАХ

Узнаете ли вы знаменитого путешественника, командующего португальской флотилией, первой в мире совершившей плавание из Европы в Индию. Конечно, это Васко да Гамма. 60% его команды погибло, возвратилось только два корабля из четырёх. Погибли эти смелые люди из-за болезни симптомы которой проявлялись следующим образом: человек постепенно слабел, дёсны начинали кровоточить, зубы шатались и выпадали, устойчивость к инфекциям снижалась – человек погибал.

Во время одной из экспедиций Колумба часть экипажа заболела. У пораженных страшной болезнью лицо становилось бледным, синели губы и слизистая оболочка рта. Умирающие моряки попросили высадить их на каком-нибудь острове, чтобы они могли там спокойно умереть. Через несколько месяцев на обратном пути корабли вновь подошли к берегу того острова, чтобы предать останки несчастных моряков земле. Каково же было изумление, когда встретили своих товарищей живыми и здоровыми! А от гибели моряков спасли фрукты. Еще долго уносило человеческие жизни жестокое заболевание. Люди терялись в догадках. Каковы причины заболевания? Предполагали, что это особый вид инфекции. Причиной этих заболеваний, унёсших немало жизней одна – нехватка каких-то микроэлементов. Предположите, как называются эти чудесные вещества, необходимые для жизни? Каждый из нас не раз слышал это слово. Некоторые называют их чудесной азбукой здоровья, а состоит она из букв латинского алфавита, которыми обозначают различные витамины. Каждый из нас употреблял препараты витаминов, а что означает это слово? Рaбoтa с учебником «Витамины», стр:153, записать определение «Витамины» – это….

Витамины – это вещества, действующие в очень незначительных количествах.

Но перед тем как начать более детально знакомиться с витаминами. Я хотела бы озвучит вопросы, к которым мы вернёмся в конце урока.

ПРОБЛЕМНЫЙ ВОПРОС

  1. Сырую морковь можно употреблять с маслом или без него, но усвоение витамина А происходит быстрее, если есть салат из моркови, заправленной маслом. Почему?

  2. Процент заболеваемости рахитом в северных широтах составляет 66 %, а в южных- 10 %. Объясните, почему в северных районах дети чаще болеют рахитом?

В настоящее время известно большое количество витаминов. Человечество знакомо с витаминами всего лишь 127 лет. А как всё начиналось?

2. ИСТОРИЯ ОТКРЫТИЯ ВИТАМИНОВ (презентация ученика)

Запись в тетради

1880 г.

Н.И.Лунин

(опыты с мышами).

1912 г.

Казимир Функ ввел термин

витамин

(выделил в чистом виде витамин В1),

3. КЛАССИФИКАЦИЯ ВИТАМИНОВ. В отличие от ферментов, витамины не могут синтезироваться в организме человека, их требуется очень мало, их нельзя запасти впрок, они поступают в организм с пищей, т.к. практически не образуется в организме. Лишь некоторые витамины вырабатываются бактериями, функционирующими в нашем кишечнике. Но все жизненные процессы протекают в организме при непосредственном участии витаминов. Один из основных признаков витаминов – их растворимость. Одни витамины хорошо растворяются в воде, поэтому их называют как? (водорастворимые), а другие поступают в организм растворенными в жирах и называются они соответственно как? (жирорастворимые).

Вит витамины (по растворимости)

водорастворимые

В1, В2, В6, РР,С,В5, В9, В12, Н

жирорастворимые

А, D, Е, К

4. ПОНЯТИЕ «АВИТАМИНОЗ», «ГИПОВИТАМИНОЗ»

Исходя из следующего объяснения, попробуйте объяснить древнюю медицинскую мудрость «Все яд и все лекарство. Дело только в дозе». При длительном недополучении организмом какого либо витамина возникает заболевание – авитаминоз. Если организм все – таки получает витамин, но недостаточно, то возникающее заболевание называется – гиповитаминоз. Бывают и случаи гипервитаминоза – заболевания, связанного с переизбытком какого – либо витамина. Проявляется в виде интоксикации (отравления) организма.

Запись в тетради

Авитаминоз – полное отсутствие  витаминов в организме;

Гиповитаминоз – недостаточное содержание витаминов;

Гипервитаминоз – избыточное содержание  витаминов в организме

5. ПРЕДСТАВИТЕЛИ (2 презентации учеников)

А сейчас более подробно познакомимся с наиболее известными витаминами. О них мы узнаем из сообщений учащихся, в ходе которых вы будете заполнять таблицу.

Название витамина

Суточная доза

Источник витамина

Функции

Проявление авитаминоза

В зависимости от интенсивности обмена веществ потребность в витаминах может быть больше или меньше. Потребности человека в витаминах возрастают во время физической работы и после нее, а также при многих заболеваниях.

6. СОДЕРЖАНИЕ В ПРОДУКТАХ ПИТАНИЯ (лабораторная работа)

Из курса химии вам известно, что на многие вещества существуют реакции, по которым можно определить наличие данного вещества.( как называются?) Качественной реакцией на витамин С является реакция с раствором йода (он обесцвечивается, а если витамина С нет, то йод не изменит цвет).

Сейчас мы проведем практическую работу. Читаем ее тему и цель.

Определение витамина С в некоторых продуктах”.

  1. Спиртовой раствор йода разведите с водой до цвета крепкого чая.

  2. Добавьте в раствор крахмальный клейстер до получения синей окраски.

  3. Возьмите 1 мл сока лимона, к нему по каплям добавьте клейстер. Наблюдайте за окраской. Если раствор йода (синий цвет) обесцветился – то аскорбиновой кислоты (витамина С) много, если нет – то мало.

  4. Проделайте подобные опыты с капустным рассолом, компотом, яблочным соком.

  5. Нагрейте яблочный сок на спиртовке. Повторите опыт с нагретым соком.

  6. Сделайте вывод.

После выполнения работы учащиеся делают выводы:

  1. Витамин С содержится в свежих овощах и фруктах.

  2. Витамина С нет в продуктах подвергнутых термической обработке.

  3. наиболее устойчив витамин С в лимонах и менее устойчив в разбавленном соке. Поэтому рекомендуем употреблять фрукты в свежем виде.

пробы

Кол-во

капель

Лимонный

сок

Яблочный

сок

Яблочный сок

(после термо

обработки)

5

     

6-10

     


7. ПРАВИЛА ХРАНЕНИЯ И ОБРАБОТКИ

Т.о, мы выяснили, что витамины в продуктах подвергнутых термической обработке теряют свои качества. Итак, что происходит с едой, когда мы её готовим? Давайте сделаем выводы? Для каждого овоща есть свой оптимальный температурный режим хранения. Витамины В1, В2, и С растворяются в воде, окисляются на воздухе и быстро разрушаются при нагревании. Поэтому при варке овощей их лучше класть не в холодную, а в уже закипевшую воду, закрывать крышкой и не кипятить долго. Витамин С разрушается при соприкосновении с медной и железной посудой. Витамин К разрушается от солнечного света. Установлено, что витамин А во время варки пищи быстро разрушается. В варёной моркови его в 2 раза меньше, чем в сырой. Разрушение его происходит и при её сушке. Во время хранения овощей и картофеля, фруктов и ягод мы теряем очень много витаминов. Например, в 1 кг картофеля сразу после уборки разрушается около 300 мг витамина С, а к весне его остается уже не более 50. Для повышения сохранности витаминов в овощах необходимо соблюдать правила их хранения и упаковки. При варке овощей в закрытой кастрюле теряется 3-5% витаминов, а в открытой до 20% При термической обработке пищи теряется от 25% до 90-100% витаминов. На свету витамины разрушаются (витамин В2 очень активно), витамин А подвержен воздействию ультрафиолетовых лучей.

Сохранность витамина С при кулинарной обработке

Блюдо

Сохранность витамина

Капуста вареная (1 час варки)

50%

Щи, простоявшие на горячей плите 3 часа

20%

Щи, простоявшие на горячей плите 6 часов

10%

Капуста тушеная

15%

Картофель, вареный в кожуре

75%

Картофель, вареный очищенным

60%

Картофельное пюре

20%

Суп картофельный

50%

Морковь отварная

40%

8. ЛЕСНЫЕ ЦЕЛИТЕЛИ. Опережающее домашнее задание: найти в дополнительных источниках информацию о содержании витаминов в диких растениях.

Плоды шиповника в 20 раз богаче витамином С, чем плоды апельсина

В плодах рябины витаминов А и С больше, чем в лимонах

После трех дней хранения продуктов в холодильнике теряется 30% витамина С (при комнатной температуре этот показатель составляет 50%).

Овощи без кожуры содержат значительно меньше витаминов.

Содержание витаминов в овощах и фруктах очень широко варьирует в разные сезоны.

9. КАК ПРАВИЛЬНО ПРИНИМАТЬ ВИТАМИНЫ.

  • Приём витаминов должен вестись с учётом пола, возраста, общего состояния организма, работы, режима питания, после консультации врача.

  • Все витаминные препараты принимать только во время или после еды, так они лучше всасываются в желудке и тонкой кишке.

  • (обратить внимание на выставку витаминов)

  • Все витамины делятся на МОНОВИТАМИНЫ содержат только один какой – то витамин- и ПОЛИВИТАМИНЫ- содержат несколько групп + мин. соли.

  • Поливитамины лучше не разжевывать, а глотать, запивая водой, а вот таблетки аскорбиновой кислоты с глюкозой можно сосать.

  • В зимнее – весенний период, когда рацион беден овощами и фруктами, даже практически здоровым людям желательно принимать препараты, содержащие аскорбиновую кислоту. – до 70милигр. в сутки

  • ДЕТЯМ НЕ РАЗРЕШАЙТЕ ЕСТЬ ВИТАМИНЫ КАК ЛАКОМСТВО. ПРИНИМАЙТЕ ВИТАМИНЫ ТОЛЬКО ПО УКАЗАНЫМ ДОЗАМ!

Что мешает усвоению витаминов:

  1. Алкоголь – Разрушает витамины А, группы В, кальций, цинк, калий, магний…

  2. Никотин – Разрушает витамины А, С, Е, селен.

  3. Кофеин – Убивает витамины В, РР, снижает содержание железа, калия, цинка…

  4. Аспирин – Уменьшает содержание витаминов группы В, С, А, кальция, калия.

  5. Антибиотики – Разрушают витамины группы В, железо кальций, магний.

  6. Снотворные средства – Затрудняют усвоение витаминов А, Д, Е, В12, сильно снижают уровень кальция.

11. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

А теперь постараемся применить ваши знания на практике. Представим, что вы доктора. И вот у вас на приеме несколько пациентов. Вы постарайтесь определить, чем вызван тот или иной недуг и предложите им диету.

1.У меня часто болят глаза и появляются ячмени (недостаток витамина А)-врач-окулист

2. Меня замучили постоянные носовые кровотечения и боли в спине, точнее в позвоночнике. Суставы болят, как после тяжёлой нагрузки. (Д – рахит – врач хирург).

3.Воспаление и трещины губ, в углах рта частые болячки (недостаток витамина В2).-дерматолог

4.У меня появляются частые синяки, хотя я нигде не ударялся (недостаток витамина С)

ПОЛЕЗНЫЕ СОВЕТЫ В ФОРМЕ ЗАДАЧ

  1. Одну порцию свежих фруктов залили кипятком, а другую такую же порцию – прокипятили. В обоих случаях получился напиток – компот. Какой вариант компота содержит больше витаминов? Обоснуйте

  1. Взяли две порции яблочного сока. Одну порцию хранили в бутыли из темного стекла, а вторую – в прозрачной бутыли. Через некоторое время провели анализ. Какие витамины выявили? В какой порции сока их было больше?

  1. Диетологи не рекомендуют употреблять в пищу овощные супы, хранящиеся более трех дней. А зимой предлагают свежий капустный суп в целях оздоровления. Поясните данные рекомендации.

  1. Объясните эпизод, описанный в книге Ю.Никулина «Почти серьезно», в которой автор вспоминает о сражении за Ленинград в период блокады: «Как только наступали сумерки, многие слепли и только смутно с трудом различали границу между землей и небом… Кто-то предложил сделать отвар из сосновых игл. К сожалению, это не помогло. Лишь когда на батарею выдали бутыль рыбьего жира и каждый принял вечером по ложке этого лекарства и получил такую же порцию утром, зрение тут же начало возвращаться».

Какой витамин, восстанавливающий зрение, содержится в рыбьем жире?

Домашнее задание: п. 38, приготовиться к программированному опросу, придумать рекламу витаминов, найти пословицы и поговорки про витамины

Коментарии закрыты